18 июня 1918 г. затопление ЧФ

Jun 18, 2023 13:37


18 июня 1918 года очередная чёрная дата в истории Черноморского флота.

По приказу из Москвы и лично от товарища Ленина была затоплена часть Черноморского флота которая ушла из Севастополя в Новороссийск.

Писать об этом можно много, но недавно вышел ролик на Ю.Туб канале - «Цифровая революция». Вся предыстория которая предшествовала затоплению флота и почему его затопили я советую посмотреть этот ролик.

image Click to view



Затопленные корабли:
ЛК «Свободная Россия»
ЭМ «Гаджибей»
ЭМ «Громкий»
ЭМ «Калиакрия» - единственный из поднятых который вошёл в состав флота «Дзержинский»
ЭМ «Капитан-лейтенант Баранов»
ЭМ «Керчь»
ЭМ «Лейтенант Шестаков»
ЭМ «Пронзительный»
ЭМ «Сметливый»
ЭМ «Стремительный»
ЭМ «Фидониси»

Часть кораблей в конце 20-ых начале 30-ых годов были подняты, но признаны нецелесообразными к восстановлению и были разобраны на металл. Некоторые механизмы и вооружения использовались в дальнейшем. С линкора «Свободная Росся» подняли только 2 башни ГК.

Затопленные суда:
Танкер «Эльбрус» - поднят «Валериан Куйбышев»
Транспорт №26 - поднят в 1934г.
Транспорт №43 - подняты механизмы, корпус поднят в 1965г.
Транспорт №110 - поднят но не восстанавливался.

Все быстроходные и малые катера были по ж/д отправлены на Каспий и Волгу где вошли в состав соответствующих флотилий.

Кроме этого часть кораблей и судов Черноморского флота вернулись в Севастополь, где тут же были захвачены.
Линкор «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Живой», «Жаркий» на буксире у вспомогательного крейсера «Троян» и плавучая база быстроходных катеров «Креста».

Последствия можно трактовать только так. Ох как нам нужны были эти корабли во время Великой Отечественной войны. Из затопленных кораблей в строй смогли ввести только ЭМ «Калиакрия  / Дзержинский». все корабли ушедшие в Севастополь в 1921 году ушли дальше - в Бизерту с отступающими войсками барона Врангеля.

Впоследствии хоть Франция и признала Советскую Россию, но они сделали всё что бы ни один корабль не смог вернуться в СССР. Только три 12дюймовых орудия с линкора «Воля» в 1945 году окольными путями снова оказались в СССР.

Дело в том что не имея сильного военно морского флота. В СССР в 30-ых годах были разработаны и построены железнодорожные транспортёры с морскими орудиями 14 и 12 дюймовками а так же 180 мм пушками.

Были построены три транспортёра ТМ-3-12 (транспортер морской типа 3 калибра 12 дюймов). В 1940 году все они были отправленны на полуостров Ханко, где их и застала война. Отстреляв свой боезапас и не имея возможности их эвакуации в Ленинград, все транспортёры были взорваны. Фины же смогли их восстановить и обстреливали из них Ленинград. Наше командование посчитало что транспортёры были сданы финам в исправном состоянии. И... быстро нашли крайних и растреляли. И только после выхода Финляндии из войны и когда ТМ-3-12 снова вернулись в СССР выяснилось что немцам после окуппации Франции в 1940 году достались все 12 орудий с линкора «Воля» и они три орудия отдали финам для восстановления железнодорожных батарей.

Сейчас все три ТМ-3-12 находятся в музеях России: на бататери «Красная горка», музей ж/д войск в Питере, музей «Поклонная гора» в Москве.



ТМ-3-12 на Поклонной горе.

ВМФ / ВМС, Трагедия, История

Previous post Next post
Up