Это
уже было интересно - других камней с аналогичными названиями, или с коими были
бы связаны схожие поверья, в Калужской области мне не известно. Белых камней - сколько угодно. Встречаются у нас и в
соседних областях Синие, Красные, Конь-камни... А вот чтобы Громовой... Вообще-то известны и такие - причем один из них видел, не подозревая об этом, каждый
интеллигентный человек! Об этой истории нельзя не рассказать...
Автор
«Медного всадника», известный скульптор Фальконе, с самого начала предполагал
использовать в качестве пьедестала
природный «дикого вида» монолит, однако
найти его в окрестностях Питера оказалось не простой задачей... Были
даны объявления в газеты, примерно такого содержания: «Академия Художеств ищет
здоровый камень за вознаграждение». Среди откликнувшихся был и некий крестьянин
Семен Вешняков, промышлявший и
каменотесным делом. Он-то и указал место, где имеется «Громовой камень» или
«Гром-камень». Бытовавшее издавна предание было точно таким, как и под Кировым:
в валун ударила молния, расколов его на две части. В истинности его горные
инженеры того времени не усомнились:
«Произведенная громовым ударом расселина имела направление с севера на
юг и была шириной в полтора фута» - отметили они в своем отчете...
Итак, в нашей области имеется «младший брат» части всемирно знаменитой
скульптуры - уже маленькое открытие. Однако все может оказаться еще интереснее.
На самом ли деле название камня связано с ударом молнии? У человека, мало-мальски знакомого с
физикой, сомнения неизбежно возникают: сам по себе гранитный валун ток не проводит, напряженность электрического
поля не увеличивает и в отличии от высоких деревьев «молнии не притягивает». Да
и ударь молния в валун - заряд бы стек по его мокрой поверхности, вот и все
(сравните с ударом молнии в автомобиль, что, как известно, для экипажа
совершенно безопасно). Можно, конечно, допустить, что в подвергнувшемся удару
камне имелась трещинка, заполненная водой - ее взрывное вскипание и раскололо
камень... но вероятность сего не намного большая, чем выйдя из дома, получить метеоритом по башке. А ведь
Громовые камни не столь уж и уникальны - да,
их меньше, чем Конь-или Синь-камней, однако на Северо-Западе России
такое имя встречается не слишком редко - «расколотые громом» камни показывают и
в Новгородской области, и в Карелии, и в Ленинградской... Но не только там.
Например, в
Бурятии и Монголии. В Бохане (Иркутская область) у подножия горы
Шаманка находился большой священный камень, Будал Шуул («спустившийся камень
или громовой камень») почитаемый готольцами. Выходцы шаралдаевского рода
считали своей святыней большой камень с отверстием в местности Харанье. Буудал
шулууны имелись во втором олзоевском роде Унгинского ведомства и в других
местах* *
http://shaman.etnoshop.net/magic/4/mag_8.htm Еще шире на Востоке (коль речь зашла о нем) известна
Ваджра - исходно так называли волшебную палицу-диск бога-громовержца Индры, а
позже, в буддизме, трактовать его стали куда шире. Как гласит энциклопедия, Буддистская ваджра
символизировала прочность, неуничтожимость, ясность и всепобеждающую силу
учения Будды. С ее помощью изгонялись демоны и преодолевалось невежество.
Является вещественным эквивалентом бидже-мантре Хум. Трактуется как
"первовещь". Использовалась в качестве атрибута изображений многих
Будд, бодхисатв, идамов. Ее символика занимает ключевое место в тантристской
форме махаямы - ваджраяне. Ваджра символизирует мужское начало, путь,
сострадание. Интерпретируется как знак плодородия.
Переводят
слово «ваджра» и как «алмаз» и как «громовой камень».
Было понятие «Громовой камень» и в
Средиземноморье. В афинском археологическом музее можно увидеть уцелевшую
статую Зевса (450г до н.э.), мечущего громовой камень. Позже, в Древнем
Риме, «громовой камень» стоял напротив отверстия в крыше храма
Юпитера. Да что там Средиземноморье! Громовые камни существовали и на других
материках. По словам известного испано-инкского хронографа Гарсильясо, «...одним из титулов бога Виракочи,
которыми инки пользовались во время богослужения был Илла-Тики. Слово «илла»
означает «громовой камень», а тики - «первобытный», «первоначальный»,
«исходный»...
Почти везде «громовые камни» -
принадлежность в первую очередь Бога-громовержца. И, разумеется, исходно
наверняка обожествлять стали метеориты. А позже, за недостатком Возможно, именно их первоначально и стали
обожествлять, а позже, за недостатком первых, стали посвящать грозному
богу и камни земного происхождения.
Хотя, возможно, тоже не первые попавшиеся. Не к таким ли древним святыням
относится Громовой камень близ Кирова? Чтобы
оценить это предположение, выслушаем рассказы о нем других сельчан...
- Да, рассказывали, гремел он в гром, - заявила встреченная в
палисаднике бабушка - Когда гром тогда и он гремел. Большой камень. Он
зарос, в землю ушел. Я сам не видела его, рассказывали. Что он ушел. Громовой и
громовой. Когда гром гремел, и он гремел. А когда грома не было, и он не
гремел. Сам по себе он не гремел.
Обитатели соседнего дома -
бабушка с взрослой дочерью - с этим не согласились:
- Есть у
нас очень большой камень Громовой. Он
выше человека. Мол, молния в него попала, расколола надвое. Это еще до войны
было. Слышно было, как он гремел, если
ухо прислонить.
- Как
тишина на улице вечером станет, так все время слышно было, как он гремел. В
деревне слышно было. - Не оглашается еще молодой мужчина у строящегося дома
- Старики так говорили. Я сам не слышал. Сейчас все заросло. Он был
здоровый-здоровый: когда мы маленькие были. А сейчас он тонет. С каждым годом уходит. Его уже не так видно.
- Нет,
к нему когда наклонишься гул слышался.
Может, там вода недалеко текла. Шум тихий слышался. - очередная версия
очередной бабульки.
Под занавес
услышали и еще один вариант: камень гремел, не во время грозы, а перед ней.
Предсказывал ее.
Спрашивали мы и об обрядах, связанных с камнем -
известно ведь, что кое-где древние святыни почитали до недавнего времени (еще в
19 веке женщины опахивали тульский Конь-камень, дабы вызвать дождь). Увы -
слишком хорошо ни в жизни, ни в науке не бывает: никакого почтения перед
Гром-камнем никто из собеседников не испытывал. Лишь название низины неподалеку
от него - Дарская - наводит на размышления: не от приносимых ли Камню даров
происходит оно? Может свидетельствовать о том, что местонахождение камня
считалось не простым и существовавший в нескольких километрах небольшой
монастырь... Да и трудно сомневаться, что мы имеем дело лишь с отголосками
связанных с камнем поверий и легенд - вполне возможно, что еще недавно они были
куда сложнее (кстати, в тульской деревне близ Конь-камня также про опахивание
никто не помнит).
Впрочем, и дошедшие до нас вышеприведенные «осколки»
кое-какие сопоставления сделать позволяют. Четко просматривается мотив
«слушания говорящего камня», бытующий очень широко. «Слушаху» в 15 веке
знаменитый Синий камень у Плещеева озера, в Псковской области один из
почитаемых камней прямо именуется «камень-ухо» и представляет он собой
гранитный валун с искусственно пробитой круглой дырой (через нее лазали
больные) - сравните с
вышеупомянутым Будал Шуулом. А близ
Кандалакши на священной сопке Волосяной священных камней-сейдов, коим еще недавно
поклонялись лапландцы, более восьмидесяти - при этом многие из них «звенят»...
Но если Громовой камень и в самом деле был алтарем в
дохристианские времена - какому богу он был посвящен? Его можно назвать:
конечно Перун-громовержец! Об этом писал еще античный историк Плутарх: «Перун
иногда почитается в виде упавшего с неба метеорита, который, так и назывался
«Громовой камень» или «Перунов камень».»
Однозначно связывает новгородский Громовой камень с Перуном и доктор
исторических наук, профессор П.М.Золин.
...Однако
читатели, думаю, уже задаются вопросом: побывали ли мы сами у Громового камня -
ведь пока мы анализировали лишь рассказы о нем? Побывали. Нашу маленькую
экспедицию (помимо автора, в ней принимала участие Роза Тенякова) не без
уговоров проводил Иван Г. - чуть ли не единственный из сельчан, помнящий к нему
путь - за что, конечно, мы очень признательны: идти пришлось несколько
километров. О форме и размерах камня дают представление фотографии. Нам не
удалось заметить на камне каких-либо древних рисунков, знаков, закономерной
ориентации. Однако это вовсе не означает, что их нет - камень покрыт мхом и
действительно изрядно врос в землю. Особенно это относится к меньшей, отколотой
его части (на бОльшей, вертикально стоящей, моховой покров как раз очень
небольшой - создается впечатление, что еще лет тридцать назад эту часть камня
регулярно очищали). На проведение
более-менее серьезной разведки камня и
окрестностей потребовалось бы несколько дней, коих у нас не было. Да и
заниматься этой работой должны археологи. Дело осложняется еще и тем, что прямо
от камня начинается заросшая лесосека,
захламленая, как у нас водится, невывезенным хворостом и даже целыми стволами.
Если и было здесь городище или селище, где жили обслуживавшие камень жрецы -
найти его будет весьма сложно. Впрочем, у меня есть надежда, что нашей
разведкой исследования Громового камня не закончатся. Но и того, что мы уже
узнали, достаточно, чтобы включить Громовой камень в число особо охраняемых
объектов - хотя бы как памятник природы:
бОльшего размера ледниковых валунов у нас, пожалуй, и не найдется, да и
этнографическая составляющая налицо. Впрочем, практически все такого рода памятники у нас охраняются только на
бумаге... именно по этому я и не
указываю здесь название ближайшего села - пока еще этот объект не испорчен ни покопами черных
археологов ни автографами пикничников... И хорошо бы, чтоб это положение
сохранилось хотя бы до проведения более полных исследований Камня. Но вот вопрос
- а зачем тогда мы вообще про него пишем? Чтобы еще раз показать, сколько у нас
совершенно неизвестных интереснейших объектов природы и истории, преданий,
поверий и легенд, информация о которых уйдет в ближайшие годы - в ближнем к
камню селе из полусотни домов постоянные обитатели остались в пяти-шести...
Отложи мы поездку сюда лет на пять - вполне возможно, и вовсе бы о Громовом
камне не узнали.
Автор статьи: Андрей
Перепелицын