Гром-камень

Nov 22, 2010 11:39




   Это уже было интересно - других камней с аналогичными названиями, или с коими были бы связаны схожие поверья, в Калужской области мне  не известно. Белых камней - сколько угодно. Встречаются у нас и в соседних областях Синие, Красные, Конь-камни... А вот  чтобы Громовой... Вообще-то известны и такие - причем один  из них видел, не подозревая об этом, каждый интеллигентный человек! Об этой истории нельзя не рассказать...

Автор «Медного всадника», известный скульптор Фальконе, с самого начала предполагал использовать в качестве пьедестала  природный «дикого вида» монолит, однако  найти его в окрестностях Питера оказалось не простой задачей... Были даны объявления в газеты, примерно такого содержания: «Академия Художеств ищет здоровый камень за вознаграждение». Среди откликнувшихся был и некий крестьянин Семен Вешняков, промышлявший  и каменотесным делом. Он-то и указал место, где имеется «Громовой камень» или «Гром-камень». Бытовавшее издавна предание было точно таким, как и под Кировым: в валун ударила молния, расколов его на две части. В истинности его горные инженеры того времени не усомнились:   «Произведенная громовым ударом расселина имела направление с севера на юг и была шириной в полтора фута» - отметили они в своем отчете...

Итак, в нашей области имеется «младший брат» части всемирно знаменитой скульптуры - уже маленькое открытие. Однако все может оказаться еще интереснее. На самом ли деле название камня связано с ударом молнии?  У человека, мало-мальски знакомого с физикой, сомнения неизбежно возникают: сам по себе гранитный валун ток  не проводит, напряженность электрического поля не увеличивает и в отличии от высоких деревьев «молнии не притягивает». Да и ударь молния в валун - заряд бы стек по его мокрой поверхности, вот и все (сравните с ударом молнии в автомобиль, что, как известно, для экипажа совершенно безопасно). Можно, конечно, допустить, что в подвергнувшемся удару камне имелась трещинка, заполненная водой - ее взрывное вскипание и раскололо камень... но вероятность сего не намного большая, чем выйдя из дома,  получить метеоритом по башке. А ведь Громовые камни не столь уж и уникальны - да,  их меньше, чем Конь-или Синь-камней, однако на Северо-Западе России такое имя встречается не слишком редко - «расколотые громом» камни показывают и в Новгородской области, и в Карелии, и в Ленинградской... Но не только там.

Например, в Бурятии и Монголии. В Бохане (Иркутская область) у подножия горы Шаманка находился большой священный камень, Будал Шуул («спустившийся камень или громовой камень») почитаемый готольцами. Выходцы шаралдаевского рода считали своей святыней большой камень с отверстием в местности Харанье. Буудал шулууны имелись во втором олзоевском роде Унгинского ведомства и в других местах* *http://shaman.etnoshop.net/magic/4/mag_8.htm

Еще шире на Востоке (коль речь зашла о нем) известна Ваджра - исходно так называли волшебную палицу-диск бога-громовержца Индры, а позже, в буддизме, трактовать его стали куда шире. Как гласит энциклопедия, Буддистская ваджра символизировала прочность, неуничтожимость, ясность и всепобеждающую силу учения Будды. С ее помощью изгонялись демоны и преодолевалось невежество. Является вещественным эквивалентом бидже-мантре Хум. Трактуется как "первовещь". Использовалась в качестве атрибута изображений многих Будд, бодхисатв, идамов. Ее символика занимает ключевое место в тантристской форме махаямы - ваджраяне. Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание. Интерпретируется как знак плодородия.

Переводят слово «ваджра» и как «алмаз» и как «громовой камень».

Было понятие «Громовой камень» и в Средиземноморье. В афинском археологическом музее можно увидеть уцелевшую статую Зевса (450г до н.э.), мечущего громовой камень. Позже, в Древнем Риме,  «громовой камень»  стоял напротив отверстия в крыше храма Юпитера. Да что там Средиземноморье! Громовые камни существовали и на других материках. По словам известного испано-инкского хронографа Гарсильясо,   «...одним из титулов бога Виракочи, которыми инки пользовались во время богослужения был Илла-Тики. Слово «илла» означает «громовой камень», а тики - «первобытный», «первоначальный», «исходный»...

Почти везде «громовые камни» - принадлежность в первую очередь Бога-громовержца. И, разумеется, исходно наверняка обожествлять стали метеориты. А позже, за недостатком  Возможно, именно их первоначально и стали обожествлять, а позже, за недостатком первых, стали посвящать грозному богу   и камни земного происхождения. Хотя, возможно, тоже не первые попавшиеся. Не к таким ли древним святыням относится Громовой камень близ Кирова? Чтобы  оценить это предположение, выслушаем рассказы о нем других сельчан...

- Да, рассказывали, гремел он в гром, - заявила встреченная в палисаднике бабушка - Когда гром тогда и он гремел. Большой камень. Он зарос, в землю ушел. Я сам не видела его, рассказывали. Что он ушел. Громовой и громовой. Когда гром гремел, и он гремел. А когда грома не было, и он не гремел. Сам по себе он не гремел.

Обитатели соседнего дома - бабушка с взрослой дочерью - с этим не согласились:

- Есть у нас  очень большой камень Громовой. Он выше человека. Мол, молния в него попала, расколола надвое. Это еще до войны было.  Слышно было, как он гремел, если ухо прислонить.

- Как тишина на улице вечером станет, так все время слышно было, как он гремел. В деревне слышно было. - Не оглашается еще молодой мужчина у строящегося дома - Старики так говорили. Я сам не слышал. Сейчас все заросло. Он был здоровый-здоровый: когда мы маленькие были. А сейчас он тонет.  С каждым годом уходит. Его уже не так видно.

- Нет, к  нему когда наклонишься гул слышался. Может, там вода недалеко текла. Шум тихий слышался. - очередная версия очередной бабульки.

Под занавес услышали и еще один вариант: камень гремел, не во время грозы, а перед ней. Предсказывал ее.

Спрашивали мы и об обрядах, связанных с камнем - известно ведь, что кое-где древние святыни почитали до недавнего времени (еще в 19 веке женщины опахивали тульский Конь-камень, дабы вызвать дождь). Увы - слишком хорошо ни в жизни, ни в науке не бывает: никакого почтения перед Гром-камнем никто из собеседников не испытывал. Лишь название низины неподалеку от него - Дарская - наводит на размышления: не от приносимых ли Камню даров происходит оно? Может свидетельствовать о том, что местонахождение камня считалось не простым и существовавший в нескольких километрах небольшой монастырь... Да и трудно сомневаться, что мы имеем дело лишь с отголосками связанных с камнем поверий и легенд - вполне возможно, что еще недавно они были куда сложнее (кстати, в тульской деревне близ Конь-камня также про опахивание никто не помнит).

Впрочем, и дошедшие до нас вышеприведенные «осколки» кое-какие сопоставления сделать позволяют. Четко просматривается мотив «слушания говорящего камня», бытующий очень широко. «Слушаху» в 15 веке знаменитый Синий камень у Плещеева озера, в Псковской области один из почитаемых камней прямо именуется «камень-ухо» и представляет он собой гранитный валун с искусственно пробитой круглой дырой (через нее лазали больные) - сравните с  вышеупомянутым  Будал Шуулом. А близ Кандалакши на священной сопке Волосяной священных камней-сейдов, коим еще недавно поклонялись лапландцы, более восьмидесяти - при этом многие из них «звенят»...

Но если Громовой камень и в самом деле был алтарем в дохристианские времена - какому богу он был посвящен? Его можно назвать: конечно Перун-громовержец! Об этом писал еще античный историк Плутарх: «Перун иногда почитается в виде упавшего с неба метеорита, который, так и назывался «Громовой камень» или «Перунов камень».»  Однозначно связывает новгородский Громовой камень с Перуном и доктор исторических наук, профессор П.М.Золин.

...Однако читатели, думаю, уже задаются вопросом: побывали ли мы сами у Громового камня - ведь пока мы анализировали лишь рассказы о нем? Побывали. Нашу маленькую экспедицию (помимо автора, в ней принимала участие Роза Тенякова) не без уговоров проводил Иван Г. - чуть ли не единственный из сельчан, помнящий к нему путь - за что, конечно, мы очень признательны: идти пришлось несколько километров. О форме и размерах камня дают представление фотографии. Нам не удалось заметить на камне каких-либо древних рисунков, знаков, закономерной ориентации. Однако это вовсе не означает, что их нет - камень покрыт мхом и действительно изрядно врос в землю. Особенно это относится к меньшей, отколотой его части (на бОльшей, вертикально стоящей, моховой покров как раз очень небольшой - создается впечатление, что еще лет тридцать назад эту часть камня регулярно очищали).  На проведение более-менее серьезной  разведки камня и окрестностей потребовалось бы несколько дней, коих у нас не было. Да и заниматься этой работой должны археологи. Дело осложняется еще и тем, что прямо от   камня начинается заросшая лесосека, захламленая, как у нас водится, невывезенным хворостом и даже целыми стволами. Если и было здесь городище или селище, где жили обслуживавшие камень жрецы - найти его будет весьма сложно. Впрочем, у меня есть надежда, что нашей разведкой исследования Громового камня не закончатся. Но и того, что мы уже узнали, достаточно, чтобы включить Громовой камень в число особо охраняемых объектов   - хотя бы как памятник природы: бОльшего размера ледниковых валунов у нас, пожалуй, и не найдется, да и этнографическая составляющая налицо. Впрочем, практически все такого рода  памятники у нас охраняются только на бумаге...  именно по этому я и не указываю здесь название ближайшего села - пока еще этот  объект не испорчен ни покопами черных археологов ни автографами пикничников... И хорошо бы, чтоб это положение сохранилось хотя бы до проведения более полных исследований Камня. Но вот вопрос - а зачем тогда мы вообще про него пишем? Чтобы еще раз показать, сколько у нас совершенно неизвестных интереснейших объектов природы и истории, преданий, поверий и легенд, информация о которых уйдет в ближайшие годы - в ближнем к камню селе из полусотни домов постоянные обитатели остались в пяти-шести... Отложи мы поездку сюда лет на пять - вполне возможно, и вовсе бы о Громовом камне не узнали.

Автор статьи:          Андрей Перепелицын  

исследования, собиратели, язычество, Перепелицын, фольклор

Previous post Next post
Up