Выкладываю коментарии
http://yemel.livejournal.com/ без его ведома. (Может не увидит). А если увидит, то не сильно будет вомущаться.
Нельзя требовать от людей того,
чего у них нет, даже если нам этого очень хочется. Если у кого-то нет знания,
он его получит (или не получит) и без нашей помощи. Если у кого-то нет совести,
ей и неоткуда будет взяться без особых событий в жизни. Если у кого-то нет
профессионализма, мы не можем его вложить в другого человека, особенно если
сами ремеслом не владеем.
Но бывают такие профессии, в
которых людей иногда заставляют демонстрировать то, чего у них нет, «через немогу».
И тогда это начинает касаться всех - и профи, и любителей, и вообще всех, кто
попадает в круг вынужденных интересов такого «ремесленника». Не так давно
«городу и миру» пример подобного интереса был неиллюзорно явлен статьёй Оксаны
Сойко «Язычники и их боги» в газете «Смоленское кольцо» от 27 июля, посвящённой
смоленским родноверам. Чего именно здесь не хватает - знания, совести или
профессионализма - предоставим судить нашему читателю, а пока приступим к
разбору.
1. Цитата из интернета:
«Родноверие - религиозное движение, возрождающее дохристианские славянские
обряды и верования. Родноверы признают священными знания древних славян и
проходят обряд посвящения, в результате которого получают новое языческое имя.
Первые религиозные неоязыческие общины появились в конце 1980-х годов, но не
имели официального статуса. Первым официально зарегистрированным неоязыческим
религиозным объединением стала Московская славянская языческая община. Минюст
зарегистрировал организацию 14 февраля 1994 года. По своему составу МСЯО почти
полностью совпадала с клубом славяно-горицкой борьбы и «Всемирным
антисионистским и антимасонским фронтом «Память».
Сначала признаем, пожалуй, что в
приведённой цитате фактических неточностей почти нет. Почти - потому что
полностью включать в себя состав фронта «Память», к тому времени уже расколовшегося
на православно-христианское крыло Александра Васильева и языческое Валерия
Емельянова, Московская славянская языческая община не могла просто физически.
Сложно требовать от бумажного издания указания так называемых «пруфлинков» -
источников в Сети, но «Интернет» - понятие такое же абстрактное, как «книга»,
или, что куда ближе по сравнению, как «забор» или «стена», на которых, как
известно, тоже много чего написано... «а там дрова». И цена таким «цитатам из
интернета» примерно такая же, если не указано хотя бы название сайта.
2. Недавно Центральное ТВ
вновь вернулось к теме скинхедов, которым в сентябре прошлого года Мосгорсуд
дал большие сроки - до 10 лет лишения свободы за убийство граждан неславянской
внешности и теракты. На скамье подсудимых тогда оказалось десять юнцов, упорно
называющих себя родноверами. Родноверы-язычники, как выяснилось, есть во многих
городах. В том числе и в Смоленске. Может, «наши» - хорошие, а «те» просто
примазывались к этому довольно новому течению и на деле оказались ярыми
националистами? Давайте попробуем разобраться.
Кто верит в Магомета, кто в
Аллаха, кто в Иисуса… В нашей многонациональной стране столько религий и
верований - не счесть. Плюс десятки, а то и сотни всевозможных сект. У нас
проповедуется свобода вероисповедания. Конечно когда дело касается тоталитарных
и опасных для общества сект, их стараются запретить. А в целом «вступай» куда
хочешь , и пусть попробуют помешать - братья и сестры по вере такой крик
поднимут на весь белый свет, что мало не покажется.
Этот кусок статьи стоит того,
чтобы приводить его именно так, как мы его здесь привели. Он выдаёт почтенный
жизненный опыт автора, крепко застрявшего во временах «Центрального ТВ»,
прекратившего своё существование вместе с советской властью, а Закон о свободе
совести, номинально провозглашающий таковую в РФ, по привычке объявлен
«проповедью». Какие из доброго десятка каналов современного «центрального ТВ»
имела в виду автор - от первых двух правительственных «кнопок» до «жёлтого» НТВ
или оппозиционного РЕН - остаётся только догадываться, как и в случае с
«интернетом». Но одно, пожалуй, верно - мировоззрение, хотя бы подобное
языческому, как бы оно ни называлось, действительно не жалуется нынче ни официальной
пропагандой, ни «оппозиционной». Государство не заинтересовано, увы, в
гражданах, которые полагаются на себя и на своих Богов больше, чем на него
любимого, а у «либеральной интеллигенции» существует застарелый штамп о том,
что нехристианское мышление в христианскую эпоху всегда приводит, дескать, к
фашизму. Но здесь можно лишь вернуться к предисловию нашего разбора и лишний
раз напомнить - бесполезно требовать от людей того, чего у них нет. У
государства нет спроса на самодостаточность и личную независимость, у
«оппозиции» нет спроса на кланово-родовое мышление, которое мы по крайней мере
пытаемся воспроизводить, считая его одним из основ своей веры, а у
безразличного обывателя нет спроса на разностороннее информирование. Отсюда и
постоянное выдавание всякого рода экстремальных проявлений за «тренд», натужное
«закошмаривание» телезрителя и читателя и прочие, должно быть, памятные автору
по его советскому опыту, пропагандистские приёмы как в государственных, так и в
«независимых» СМИ.
3. Вообще, язычество - очень
интересная тема. В конце концов, все наши предки «оттуда». На своем сайте
смоляне-родноверы приглашали на свой праздник всех желающих, разъясняли, как по
стрелкам выйти к лесной тропинке, а затем - к берегу Днепра. Там капище, святое
для родноверов место. В начале июля, кто-то осквернил его, но современные
язычники быстро восстановили деревянные постройки. Вот отзывы с сайта по поводу
разорения святыни: «А ублюдков надо наказывать. Слов они не поймут», «Причина
видна в гребаной библии… », «Да снизойдет гнев Перуна на Этих Выродков и Род
их!»
Да уж, серьезные это ребята. А
я думала через костер попрыгать, в русалок и леших поиграть… Читаю дальше про
праздники родноверов - Купалу, Велесов день, Громницу, Мороз, Дедов. И всюду -
запреты: «На празднике запрещается: политическая агитация; фото- и видеосъемка
без разрешения; распитие спиртных напитков; курение (границы по второй опашке);
сквернословие; исполнение песен, не соответствующих духу праздника. Нарушившие
запрет будут удалены службой охраны. Совет старейшин ССО СРВ ». Интересно,
зачем им служба охраны и кто в ней служит? Вообще, для чего и от кого охранять
трезвых, одетых в старославянские наряды веселящихся людей? Ходит же народ в
походы, ночует в палатках, и ничего…
Да уж, не дети. И не куличи в
песочнице строили, а святое лично для них место - по толкованию,
принятому, в частности, в ССО СРВ, изваяния Богов являются именно памятниками
Предкам. Разрушения любых памятников происходят по двум основным причинам -
невежество (вандализм) и сознательное осквернение, когда знают, что рушат. И
если первый случай уголовно наказуем лишь при официальном признании памятников
таковыми и заслуживает как минимум порицания, процитированного автором с сайта
смоленских родноверов, то второй тянет на известную статью о «разжигании»,
которая, между прочим, в букве своей не делает различий между «признанными» и
«непризнанными» вероисповеданиями и культами. И не удивительно, что при
вышеописанной «рекламе» Родноверия на ТВ именно второго рода случаев становится
всё больше, как и нападений на самих Родноверов. Потому существует и охрана на
праздниках, набираемая, как правило, тут же из добровольцев, и зачастую жёсткие
правила поведения для самих же родноверов. «На Бога надейся, а сам не плошай» -
поговорка стопроцентно языческая. А с недавних пор большие праздники ССО СРВ
охраняет и милиция, понимающая, что инциденты с религиозной «подкладкой» не
нужны никому.
4. По мере чтения информации с
сайта вопросов накапливалось. Смутило и следующее объявление: «Идет набор в
группу для занятий армейским рукопашным боем. Набор ограничен. Прием в группу
только после собеседования. Занятия три раза в неделю, одно из трех занятий на
улице в любую погоду». Да что они, войско там себе готовят? Непонятно. А когда
непонятно, уже сто раз подумаешь, ехать ли на такой праздник. Вдруг развеселюсь
и запою что-нибудь не из их репертуара? Или фотоснимок, забыв спросит
разрешения у урядника, сделаю? Интересно как именно, как именно они удаляют с
праздника таких гостей? Может, прямо в Днепр кидают? Примечательно и то, что в
требу на праздник принимается только приготовленное или сделанное своими
руками. И приписка: «Возможна треба деньгами или оружием». Ага, подкуплю
деньжат, куплю «Макаров» и пойду на праздник…
Отвечаем - да, готовят войско. Только
не себе, а Родине, которую многим родноверам, в силу их призывного возраста,
предстоит защищать. И на которую, как и на Богов, надейся, да сам не плошай, и
будь готов защить себя и свою семью. Это и выясняется на собеседовании -
воинское умение из тех, в которых должен быть чёткий ответ самому себе на
вопрос «зачем», блажи здесь не место. Впрочем, в здравомыслии автору не
откажешь - действительно, вежливый и воспитанный человек не пойдёт туда, где он
не уверен в своей адекватности обстановке и окружению, будь то праздник
родноверов, выступление какого-нибудь «неравнодушного» к фотографированию своей
персоны артиста или корпоратив в ресторане. Только, в отличие от второго и
третьего, на наших праздниках получить разрешение на фото куда проще.
5. Примечательным мне
показалось и следующее напутствие: «Пусть, как и прежде, полыхают по берегам
священные костры, пусть несутся в Небо славления и песни, пусть Боги хранят
верным им внуков … Не прервется славянский Обычай! Не исчезнет с лица Земли
Славянский Род!» А не славянский род - что, пусть исчезнет? Когда-то подобное
уже было: арийская раса, свастика, напоминающую древнеславянскую, горы мертвых
темноволосых тел, теория об избранных и рабах, ненависть к «беспородным»…
Неужели родноверы ставят себя на какую-то особую, высокую ступеньку в иерархии
общества? Страшно подумать.
Откроем автору Страшную
Родноверскую Тайну: десятки, если не сотни, народов нашей страны - и хранящих
своё язычество-Родноверие, и исповедующих мировые религии - так же проводят
свои праздники, славят своих Богов и свой Род, желают ему продолжения - и о
ужас! - не вспоминают при этом о других народах и верованиях! И даже - страшно
подумать! - ставят себя на особую ступеньку в иерархии общества! И при этом
почему-то, в массе своей, не ведут между собой никаких войн. Потому что нет
народа и отдельного человека более мирного, чем тот, который знает своё место и
назначение под общим солнцем и на общей для многих из них земле, как бы не
называлась эта «особая ступенька в иерархии общества» - Родноверие ли, «церковь
Христова», исламская «умма» или как-то ещё.
6. Само же приглашение на
Перунов день выглядит так:
«Распаковав свой ИНОЗЕМНЫЙ
чемодан, ОНИ у нас уже проводят ХАНУКУ и РАМАДАН. Иван! Покинь продавленный
диван, ведь День Перуна как глоток свободы дан. Очисти древний памяти РОДНИК,
услышав зов далеких предков. ИУДА проклятый в страну твою проник, нам оставляя
шелуху своих объедков… ХОЛОПАМ нравиться заморский ХЭЛЛУИН, им американский $
-БОГ и ГОСПОДИН! И если память не отшибло, размышлять не лень, встречай свой
праздник, славянин, - ПЕРУНОВ день».
Мне уже окончательно
расхотелось ехать на этот праздник. Новым славянам-родноверам, похоже, совсем
не до прыганья через костер и игр в русалок. За версту отдает политикой и
ненавистью к «иноверцам» (в том числе и христианам).
Ну что же, правда Ваша, Оксана
Сойко. Не так давно была введена новая памятная дата - День крещения Руси.
Разумеется, дата условная, поскольку точной не сохранили даже церковники, но
представим себе события того условного дня условного 988 года в Киеве. Как Вы
думаете, тогдашним киевским славянам-язычникам было до чего? И до чего было
остальным славянам и прочим языческим народам, «воцерковляемым» подобным
образом аж до 15-16 веков? До прыгания ли через костёр или «игр в русалок»?
Вряд ли. И забыть это довольно сложно,
если по сей день главы РПЦ настраивают свою паству в подобном духе:
Патриарх Московский и всея
Руси Алексий 2 на открытии Архиерейского собора 2004 года в своем выступлении
назвал распространение язычества одной из главных угроз 21 века, поставив его в
один ряд с терроризмом и другими губительными явлениями современности.
Но мы очень постараемся. Для
этого нужна самая малость - чтобы каждая конфессия занялась наконец своими
собственными отношениями с Богом и перестала лезть в чужие, а государство
оставило бы Богу Богово, а себе - то, что ему причитается. Тогда исчезнут сами
собой и эти неуклюжие стихи про «Хануку и Рамадан», и куда более «губительные
явления современности».
7. Покопавшись в интернете, я
нашла мнение знатока аналитика на эту тему, считающего, что современные
язычники - «довольно новый вид националистов, которые ранее небыли замечены в
кровавых преступлениях. « Родноверы - движение сравнительно молодое» -
объясняет специалист по неоязыческим сектам Олег Асеев, доцент кафедры
общегуманитарных наук Московского регионального института высшего
социально-экономического образования. По его словам оно зародилось в конце 80-х
годов на Украине. А в России у его истоков стоял небезызвестный ныне лидер движения
противодействия нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов.
Над этим местом очень долго
смеялся весь родноверческий Интернет. Перепутать Александра Константиновича
Белова (Селидора), действительно стоявшего у истоков Родноверия в России в
конце 80-х, и руководителя ДПНИ в 2008-2009 г. Александра Анатольевича Поткина
с партийным псевдонимом «Белов», простительно журналисту областной газеты, но
ни в коем разе не «кандидату в доктора», выступившему в роли «эксперта». Посему
дальше комментировать его «экспертное мнение» не представляется возможным.
8. И напоследок
В сентябре прошлого года
Мосгорсуд вынес приговор по делу десяти скинхедов, на счету которых
многочисленные нападения на граждан неславянской внешности, убийства, попытки
терактов на железнодорожных путях в церкви Николая Чудотворца и «Макдоналдсе».
Подсудимые упорно причисляют себя к родноверам , ратующим за дохристианские
обряды. Самые большие сроки (до 10 лет) получили лидеры группировки - студентка
Евгения Жихарева и Илья Шутко. Следствие посчитало, что Шутко был вовремя
задержан, поскольку, считая, что убийства и нападения на гастарбайтеров больше
не вызывают интереса в обществе, начал экспериментировать со взрывчаткой. Илья
Шутко считал, что с помощью нападений и взрывов можно поднять общество на
борьбу с инородцами.
После приговоров на одном из
форумов появилось мнение: «Я вот только одного не пойму - ни слова о старших
соратниках. Как будто их нет. Или следствие полагает, что кто-то поверит, что
эти дурни сами все это придумали и осуществили!»
Вопрос остался без ответа.
Ни одна из существующих
родноверческих организаций, обозначающих себя как религиозные, никогда не даст
добро на нарушение закона и тем более не будет такое нарушение поощрять. Но
никакая организация не может и отвечать за содержимое голов своих, а тем паче
не своих соратников - в современном информационном обществе невозможно
остановить поток идей, приводящих людей к тем или иным поступкам. Родноверия
нет среди идей террора и серийных убийств. Кем бы ни называли себя фигуранты
разных «громких дел» с участием верующих тех или иных исповеданий, они несут
полную ответственность за свою жизнь и деятельность перед собой, своими семьями
и Родами, а за нарушения закона - перед государством. А посему предоставим
следствию и суду самим ответить на «безответный» вопрос.