Кириллица Несмотря на свою религиозность, русские, как и представители других национальностей, боялись смерти. Именно поэтому они с особой осторожностью относились к дням, которые заключали в себе приметы скорого ухода.
Так, если верить «Месяцеслову», составленному О. В. Степкиной, опасным считался день памяти святого Льва Катанского, прославившегося своими милосердными делами. На Руси говорили, что тот, кто заболеет на Льва Катанского, будет болеть долго и тяжело или вовсе умрет.
Примечательно, что в период болезни наши предки всегда проверяли, выздоровеет ли их родственник или уйдет в мир иной.
Для этого, к примеру, брали крапиву и опускали ее в емкость с мочой больного. Если крапива чернела, начинали готовиться к похоронам. Также, по мнению русских, дни жизни того, кто срубил рябину, были сочтены. Именно на рябину в древности колдуны «переносили» недуги. «Покойницким» деревом считалась и ель, поэтому если она вырастала выше дома, следовало ждать смерти его хозяина.
К сопряженным с риском наши предки относили и дни, когда проходили похороны того или иного человека.
Больше других, согласно поверьям, этому риску были подвержены родственники покойного. Так, если по какой-то причине усопшего перед погребением переносили из одного дома в другой, считалось, что скоро будет еще один мертвец. Не к добру и могила осыпалась по краям. В этом случае считалось, что через несколько дней уйдет на тот свет кто-то из присутствующих на похоронах.
Смерть бродила и рядом с теми, кто опаздывал на похороны, или, напротив, первым уходил с кладбища.
О скорой кончине представителя близкой родни свидетельствовал и приоткрытый рот умершего. Аналогичная трактовка касалась и открытых глаз.
Правда, старики утверждали, что гибель родственника покойника могла явиться и следствием того, что тот скончался с открытыми глазами. Мертвец мог показаться и в снах тем, кого собирался «забрать с собой».
Из всего вышеперечисленного становится ясно, что русские не теряли бдительности даже после того, как усопший родственник был зарыт в землю. Впрочем, наиболее «смертоносными» были, как думали на Руси, первые 40 дней после похорон.
Даже наши современники в течение этих 40 дней не остаются ночевать одни в доме, где кто-то умер. Считается, что покойник в данный период особенно силен и может «утянуть» кого-то еще. А уж если за 40 дней скончался еще один человек - жди третьего.
Праздники на Руси тоже далеко не всегда выдавались веселые. К примеру, искусствовед и фольклорист Анна Некрылова в издании «Русский традиционный календарь» упоминает о том, что судьбоносным был первый день Пасхи.
Если кто-то разбивал в этот день какую-то утварь, то умирал в течение последующего года. Хотя в разных уголках России были популярны разные приметы. Некоторые русские не сомневались, что смерть на любой православный праздник снимает с умершего все грехи. А в иных местностях это, напротив, считалось дурной приметой, сулящей новых покойников.