Ядерная война, Ч.1

May 10, 2024 21:32


Эту книгу было непросто достать. За ней пришлось охотиться: нетерпеливые читатели быстро разгребли складские запасы в книжных магазинах. Но всё же мне удалось обеспечить себя экземпляром. А через пару недель появилась и первая рецензия, и не где-нибудь, а в The Economist. Рецензиями отметились также и «Нью-Йорк Таймс», и «Гардиан». Что же так интересует западного читателя в наши дни? Скажем прямо: не самые оптимистические темы.

Но сперва об авторе. Энни Джекобсен - популярный автор и инвестигативный журналист. Она занимается бризантными темами военной и шпионской тематики, проливая след на секретные операции спецслужб и обстоятельства громких происшествий. Но на этот раз из-под её пера вышло не очередное журналистское расследование, а, по сути, плод её фантазии.



Ядерная война. Сценарий.

Впрочем, чтобы качественно фантазировать, ей пришлось заблаговременно поговорить с десятками признанных экспертов на эту тему. Атомные страшилки - излюбленный жанр, потому здесь нужно разговаривать предметно. Заранее замечу, что это автору, пожалуй, удалось.

Она рассказала нам, как может протекать глобальный конфликт, расписав его буквально по минутам в рамках одного из фиктивных (но вполне возможных) сценариев.



В предисловии Энни проводит небольшой ликбез на тему поражающих факторов ядерного взрыва. Тепловое излучение мегатонной бомбы, сброшенной на Пентагон, непосредственно затронет миллион человек, 90% умрут.

Оно приходит в форме двух импульсов термальной радиации: первый длится доли секунды, а второй - несколько секунд. Затем, подобно цунами, по окрестностям проносится взрывная волна.

Гигантский огненный шар диаметром два километра поднимается вверх, подобно воздушному шару. Этим он создаёт в зоне взрыва пониженное давление, которое втягивает туда всё, что расположено на периферии.



Степени разрушения при мегатонном взрыве

Через минуту перед взором наблюдателя будет полностью горящий Вашингтон. Тем людям, кто окажется в состоянии покинуть этот ад, никто не поможет: электромагнитный импульс разрушил всю электронику и прервал электроснабжение. Да и не пойдут спасатели туда, поскольку проникающая радиация сделала район взрыва смертельно опасным и для них тоже. Придётся выбираться на своих двоих.

Начавшись, вряд ли дело ограничится одним лишь Вашингтоном. Ядерный конфликт имеет свою неумолимую логику, которая развивается в первые же часы, если не сказать минуты. В течение этого короткого времени могут гарантированно расстаться с жизнью два миллиарда человек.

Уже в шестидесятых планы ядерной войны предусматривали массовое применение оружия. Только лишь на Москву планировалось сбросить 40 мегатонн в тротиловом эквиваленте - четыре тысячи Хиросим. Ну и что же это, если не геноцид?

Стратеги хотели уничтожить не только военный потенциал противника, но и на долгое время разрушить его социально-экономические структуры. При таких обстоятельствах непропорционально большее преимущество получает тот, кто бьёт первым.

В процессе гонки вооружений росли и мощность, и количество зарядов. К концу пятидесятых годов сборочные линии в Штатах производили в среднем 3,5 атомных бомб в день. К 1967 году в одних только США насчитывалось 31255 атомных зарядов. Зачем так много? Чтобы работало ядерное сдерживание. Чтобы противник знал, что возмездие неотвратимо.



Ядерный арсенал США, 1945-2020

Ядерный арсенал США, 1945-2020

В 1960 году Пентагон разработал план превентивного ядерного удара, который предусматривал смерть каждого пятого жителя планеты непосредственно после удара. И это без учёта смертей от «ответки» Советского Союза. Необходимо иметь в виду, что погибнут простые люди, даже не живущие в противоборствующих странах. Во время представления плана свой голос подал один заслуженный генерал-фронтовик Дэвид Шуп:

Всё, что я могу сказать, это что любой план, который убивает триста миллионов китайцев, даже если это может быть и не их война - это нехороший план. Это не по-американски.

Даже сами разработчики признавали впоследствии, что им приходили в голову параллели с геноцидом, который проводился германскими нацистами.

Тот план ушёл в прошлое. Но в чём нужно быть уверенным - что и сегодня существует похожий, засекреченный план. Да, ядерные арсеналы на данный момент не столь обширны, но и 1770 американских плюс 1674 российских боеголовок, что развёрнуты на сегодняшний день, с лихвой хватит для того, чтобы истребить миллиарды жителей планеты Земля.

Запускаются все они очень быстро. Энни расписала всё по минутам. Вначале спутниковая группировка Пентагона SBIRS регистрирует запуск одной лишь ракеты. Чуткие инфракрасные датчики, способные обнаружить зажжённую спичку на расстоянии 400 километров, сообщают в Управление военно-космической разведки о факеле запущенной ракеты уже через три секунды после запуска. Воет сирена. Персонал рассылает шифровки в три ядерных командных центра.

Чтобы такое не случилось по ошибке, страны заблаговременно информируют друг друга о своих ракетных запусках. В конце-концов, не такое уж редкое это дело: в одном лишь 2021 году было зарегистрировано 1968 пусков. Прошёл год - и число запусков выросло в 3,5 раза. Да-да, по известным причинам. Однако из этого правила есть одно исключение: Северная Корея. В период с января 2022 по май 2023 года КНДР осуществила более сотни запусков, без единого предупреждения.

Вот и в нашем сценарии ракета запущена с территории КНДР. Через 15 секунд о ней уже будут знать в командном центре под Пентагоном, который должен служить основным средством управления в ядерную войну. Теперь все ждут подтверждения от наземного радара LRDR станции наблюдения на Аляске.

Через 30 секунд после запуска SBIRS определяет, куда летит ракета: восточное побережье США. В центре ракетного предупреждения в горе Шайенн (Колорадо) раздаётся сирена. Все удивляются: атаковать Штаты одной ракетой - самоубийство. Но первый удар - он может быть обезглавливающим.

Штаб-квартира стратегического командования (STRATCOM) узнаёт о нападении через минуту после запуска. Его командир подчинён напрямую президенту. На личном лифте он спускается в ядерный бункер Центра глобальных операций.

Логика его проста: действие порождает противодействие. На ядерный удар будут отвечать ядерным же ударом. На электронном дисплее во всю сцену показаны три таймера с обратным отсчётом: время, оставшееся до попадания ракеты в цель, до ответного удара по врагу и остаток времени на безопасную эвакуацию. Первый и третий уже работают, второй нужно ещё включить.

В это время в Пентагоне министр обороны и председатель Объединённого комитета начальников штабов (ОКНШ) бегом спускаются в подземелье командного центра. Они выслушивают по спецсвязи доклад командующего военно-космической обороны (NORAD): атакующая межконтинентальная баллистическая ракета движется к восточному побережью США.

Уже в шестидесятых годах ведущий аналитик Пентагона подсчитал, что ракете, запущенной из СССР в США, потребуется всего 1600 секунд от запуска до взрыва. 26 минут 40 секунд. Пять минут на разгон, двадцать промежуточной фазы и сто секунд конечной фазы. Северокорейской ракете потребуется немного больше времени - 33 минуты. Этот временной масштаб говорит нам о том, что раздумывать будет практически некогда, а также о том, что в ядерной войне не будет победителя.



Полёт межконтинентальной ракеты

Командующий STRATCOM готовится сесть в свой пульт управления на борту специального Боинга в аэропорту штаб-квартиры в штате Небраска. Но он не покинет свой бункер, пока не переговорит с президентом.

Американцы не будут ждать, пока ракета физически ударит по их территории. Они могут запустить удар возмездия уже после получения предупреждения о нападении в рамках своей стратегии Launch on Warning. Опасно? Ещё как! Недаром ещё Буш-младший собирался пересмотреть её. Собирался, да не пересмотрел ни он, ни все его сменщики.

Через три минуты после запуска председатель ОКНШ звонит президенту, сидящему за завтраком. Его задача - проинформировать и дать совет гражданскому начальству: президенту и министру обороны. В общем случае они не знают, как вести ядерную войну. Времени у них в обрез: всего лишь шесть минут на принятие решения. Маловато! На это жаловался ещё Рональд Рейган.

Может, попытаться сбить ракету? Факт в том, что с этим могут быть проблемы, поскольку на маршруте её движения имеется несколько слепых пятен в районе Северного полюса. После разгона у ракеты выключится двигатель, и она станет невидимой для SBIRS.

Конечно, у Штатов есть противоракеты - аж 44 штуки. Но шанс того, что они собьют северокорейский Хвасон-17 - всего 55%. Целеуказание для противоракет должен давать буксируемый локатор SBX, который находится к северу от Гавайев.

Пентагон вбухал в него десять миллиардов, а вот насчёт эффективности имеются сомнения. Ещё одно целеуказание предоставляет LRDR на Аляске. Кроме него, есть ещё подобные системы в Калифорнии, Массачуссетсе, Северной Дакоте, Гренландии и Великобритании.

9 минут после запуска: станция слежения на Аляске замечает, наконец, ракету. Второе подтверждение атаки получено. Надо сказать, что ложное срабатывание системы - не праздная игра фантазии.

За прошедшее время таких накопилось несколько: то примут за Миги стаю лебедей, то на Луну «засмотрятся», то включат по ошибке тестовую запись. Техника тоже ошибается. Но в этот раз система сработала правильно.

Выпускается противоракета, которая должна столкнуть цель с курса. То есть чисто кинетически. Если учесть скорости, то задача эта не тривиальна: всё равно, что сбить пулю другой пулей. Согласно нашему сценарию, все выпущенные четыре противоракеты не попадают по цели. Теперь слово за президентом.



Старт ракеты-перехватчика

Старт ракеты-перехватчика

Только президент имеет полномочия санкционировать применение ядерного оружия. Чтобы сделать это быстро и эффективно, у него есть «футбольный мяч», то есть ядерный чемоданчик. А именно кожаный саквояж, в котором лежит засекреченный набор документов: распоряжения и сообщения для применения в экстренных случаях.

Эти документы что-то наподобие справочника, который говорит о применяемых видах ядерного оружия, наборе целей и предполагаемом числе жертв для каждого из вариантов удара.

Что касается видов, то Штаты располагают ядерной триадой: 400 ракет наземного базирования, 66 бомбардировщиков, способных нести ядерные боеприпасы и 14 подлодок. Сотня тактических бомб в Европе - не в счёт.

Президент раскрывает Чёрную книгу. Её называют чёрной потому, что она содержит данные о миллионах, миллиардах предполагаемых жертв. Военные ждут решения. Президент спрашивает совета у председателя ОКНШ.

Тот говорит, что прежде чем приказать осуществить ответный удар, нужно привести вооружённые силы в состояние максимальной готовности: DEFCON 1.

Когда-то, во время Карибского кризиса, поднимались до DEFCON 2, но не выше. Президент соглашается. Но отдать приказ об ударе всё ещё не решается. Все понимают, что это означает начало Третьей мировой.

Военные давят, они хотят поразить 80 целей в Северной Корее. Но чтобы быть уверенным, нужно сперва связаться с Пекином и Москвой - ближайшими соседями КНДР. До разрушения Вашингтона остаётся 21 минута, а Кремль не отвечает.

Фантастика? Как бы не так. В ноябре 2022 года, когда российская ракета предположительно упала в Польше, председатель ОКНШ Марк Милли не мог связаться с русскими более суток. С китайским руководством связь налажена, и оно ответило, что убийство китайских граждан посредством радиации рассматривается актом войны.

Президент приказывает поднять в воздух бомбардировщики. Их, во всяком случае, можно ещё отозвать. Правда, их ещё нужно снарядить перед вылетом.

Проблема у президента в том, что никто на самом деле не знает, какой боезаряд у летящей на Вашингтон ракеты. Может, это вообще муляж? Увы, доподлинно известно станет лишь после того, как ракета ударит по цели.

В конце концов, он решается достать коды для запуска у себя из портмоне, но в этот момент прибывает группа для экстренной эвакуации, которая хватает его под руки и выносит из помещения. Работает FEMA - Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях. Решение откладывается.

Командующий STRATCOM в ярости. Он не может ничего делать, прежде чем получит коды для запуска от президента. И тут приходит новое сообщение от SBIRS о запуске ещё одной ракеты, на этот раз с борта подлодки, всего в 350 милях от берегов Калифорнии. Запуск двух ракет уже нельзя интерпретировать как ошибку. Генералы в Колорадо, Небраске и Вашингтоне теперь уверены: пришло время испепелить Северную Корею.

Президент находится в процессе эвакуации. Если с ним что-нибудь случиться, то его обязанности делегируются вниз по цепочке к вице-президенту. Если вице недоступен - к спикеру палаты представителей и т.д. Шестым в списке стоит министр обороны, который направляется к месту эвакуации на своём вертолёте. Председатель ОКНШ говорит командующему STRATCOM, что, скорее всего, президент захочет совершить ответный ядерный удар с борта подлодки.

Подлодка обладает преимуществом незаметности. Подлётное время её ракет уже не полчаса а менее чем семь минут. Вот почему президент имеет всего шесть минут на размышление. И вот почему Штаты не ждут взрыва на своей территории, а бьют до него. Российская подлодка может выпустить все свои ракеты в течение всего 80 секунд. За это время её не удастся потопить торпедой.

Реальность такова, что против подлодок невозможно защититься. Северная Корея тоже имеет подлодки, пусть и не столь совершенные. Но, тем не менее, и они могут незаметно подкрасться к берегам, скажем, Калифорнии. И выпустить ракету KN-23 (аналог Искандера) со скоростью в 6 Махов. Время полёта к цели три минуты.

Противоракетный центр в Колорадо извещает STRATCOM в Небраске о возможных целях новой ракеты, вычисленных, исходя из её траектории. В конце концов, целью оказывается АЭС Дьябло Каньон.

Чтобы защититься от ракеты, США располагает системами Иджис и THAAD, но все они на данный момент находятся далеко от берегов Калифорнии. Вообще-то удары по АЭС запрещены Женевской конвенцией, но кто знает, что придёт в голову сумасшедшему диктатору.

Последствием одного лишь пожара в Дьябло Каньон могут привести к эвакуации 3-4 миллионов человек. На если туда прилетит ядерная ракета - то гарантирован не только взрыв, но и мелтдаун, в результате чего образуется комок радиоактивной лавы, который будет гореть десяток лет. Это и происходит при нашем сценарии...

отсюда

Вторая часть

Пикабу, Армия, Общество

Previous post Next post
Up