Мой комментарий к записи «100. Смерть или тот момент, когда вы окажетесь в Луне» от jane_valjane

Dec 06, 2023 16:06


Спасибо.

Смерти не избежит никто. Она рано или поздно найдет каждого, и не всякий к этому бывает готов. Между тем, во многих культурах, например, в тибетской и в христианской, Смерть рассматривалась, как величайшее событие, способное при правильном подходе даровать состояние Сознания, обозначенное в публикациях как "Спасение из мертвых".

***

Существует труд, приписываемый досточтимому Мастеру Падмасамбхаве, известный на Западе, как "Тибетская книга Мертвых". Оригинальное название - "Бардо Тхёдол" (также «Бардо́ Тодо́л»; тиб. བར་དོ་ཐོས་གྲོལ, вайли bar-do thos-grol; монг. Сонсгоод, кит. 死書 - «Освобождение в бардо́ [посредством] слушания»).

"Бардо" - это, чтобы вы понимали, тибетское название Луны. Не Месяца а всей Луны. Освобождение в бардо - это таким образом и есть "Спасение из мертвых" или "Спасение из вод".

Перевод «Тибетской книги мёртвых» известным ученым, отцом юнгианской школы психоанализа - К.Г. Юнгом, предназначен, главным образом, западному читателю и ставит своей задачей описать важнейшие концепции Востока в западных терминах.

Пытаясь облегчить эту нелёгкую задачу, К. Г. Юнг написал «Психологический комментарий», в котором был вынужден прибегнуть к понятиям, хотя и привычным для западного сознания, но вызывающим порой возражения у восточного читателя. Одно из таких понятий - д у ш а .

Согласно буддистским представлениям, человеческая душа преходяща, иллюзорна и лишена подлинной реальности.



Немецкое слово Seeie, используемое автором в оригинальном тексте «Психологического комментария», не синонимично английскому слову soul, хотя обычно им переводится. Seele - древнее слово, освящённое германской традицией и употреблявшееся великими немецкими мистиками и поэтами (такими, как Мейстер Экхарт и Гёте) для обозначения Абсолютной реальности, которую символизирует женское начало - или ш а к т и.

Шакти на Востоке - это Невеста или Жена Шивы в том же понимании, в котором Душа в православной традиции - это Невеста Христа. Речь идет о Жизнепотоке.

В этой публикации я хотел бы познакомить вас как с выдержками из комментария К.Г. Юнга к европейскому изданию "Бардо Тхёдол", так и с некоторыми извлечениями из самого переведенного тибетского текста.

***

Для начала вот что К.Г. Юнг пишет о самой книге:

"«Бардо Тёдол», появившаяся в англоязычных странах в 1927 году и удачно названная её издателем В. Эванс-Вентцем «Тибетской книгой мёртвых», вызвала настоящую сенсацию.

Божества, которых упоминает Юнг, называя их проекциями Души или Жизнепотока, есть те самые "метания" в канале управления, появляющиеся перед умершей Душой в Бардо в своем манифестированном виде вместе со сценами, свойственными тому типу метаний, который они вызывали и к которым Душа была так или иначе привязана. Они - это элементы или дифференциации тех самых Князей, Печати или Сигиллы которых мы учились трансформировать в прошлых публикациях:

"Но если бы нам удалось преодолеть себя и избежать своей главной ошибки - непрестанного желания что-то делать с вещами, находить им практическое применение, - возможно, тогда нам удалось бы усвоить тот важный урок, который даёт «Книга мёртвых» (или, по крайней мере, осознать её величие): она открывает умирающему глубочайшую истину, согласно которой даже боги есть не что иное, как сияние и отражение нашей собственной души...

Для того, чтобы увидеть мир как «данный» сущностью нашей души, необходим коренной переворот в мировоззрении, требующий немалых жертв.

Представление о том, что всё происходит «для меня», более непосредственно и впечатляюще (и потому более убедительно), нежели мысль о том, что всё происходит «из меня»." (К.Г. Юнг "Психологический комментарий")

Умерший согласно "Книге Мертвых" или новопреставленный в христианской традиции, только что пройдя врата смерти, в зависимости от степени подготовки по разному осознает свой переход в Луну.

Тем не менее, этот самый первый момент является наиболее удачным для "Спасения", так как именно в эти первые минуты умерший видит так называемый "вечерний свет" или "чистый свет", способный при концентрации на нем внимания преобразоваться в Свет Нетварный.

Многие воспринимают это явление, как тот или иной невзрачный образ, прельщаясь другими, более "живыми" в их понимании видениями и ситуациями. Многие отмахиваются от образа, как от назойливой мухи или паука, а многих он даже пугает.

Эти люди никогда не знали и не ощущали Бога в своей повседневной жизни, поэтому их духовное состояние таково, что они просто не могут увидеть Свет Бога сразу после смерти. Но даже в их случае самое первое, часто нежелательное, видение - это тот самый Свет. Чтобы умерший начал внимать ему, книга "Бардо Тхёдол" читается часто в ушную раковину уже мертвого тела. Это чтение умерший, как ни странно, "слышит" тем отчетливее, чем ближе он к самым первым минутам смерти:

"С помощью Р у к о в о д с т в а человек с исключительно развитым умом (здесь не имеется ввиду только интеллект - авт.) несомненно достигнет Освобождения; если же он не будет освобождён, тогда в Промежуточном Состоянии Момента Смерти необходимо осуществить Перенос потока сознания" (Бардо Тхёдол)

Далее в сноске оставлено примечание относительно того, что подразумевалось под термином "поток сознания":

"В тексте - тибетское слово п х о, которое означает «перенос» (совокупности к а р м и ч е с к и х склонностей, составляющих личность и сознание или связанных с ними ( в нашей терминологии - скандх - авт.)).

Употребление термина «душа» здесь неправомерно, так как, в отличие от иудаизма, анимистических культов, буддизм отрицает существование постоянного и неизменного индивидуального сознания. (что делаем и мы, употребляя термин "Жизнепоток" - авт.)

Но какое бы слово, синонимичное или эквивалентное ему, не употреблялось, оно должно вызывать ассоциации с «принципом сознания», «суммой сознания» или с «жизненным потоком» - термин, употребляемый южными буддистами..."

Далее в книге продолжают:

"Человек, наделённый обычным умом, может достичь Освобождения таким же образом; если же он не будет освобождён, тогда в Промежуточном Состоянии Реальности необходимо усердно внимать Великому Учению об Освобождении Слушанием.... " (там же)

Что такое Промежуточное состояние:

"С последним выдохом умирающего его жизненная сила устремится в нервный центр Мудрости (то самое "сердечное место" - авт.), и Познающий воспримет Чистый Свет как он есть. Затем жизненная сила будет отброшена вниз по правому и левому нервам (правая и левая цепь ганглий или так называемые Ида и Пингала - авт), и умирающий окажется в Промежуточном Состоянии.

Если умирающего клонит ко сну или он уже заснул, надо этому воспрепятствовать, осторожно, но крепко зажав артерии с правой и левой стороны горла (умирающий обязательно должен встретить смерть в бодрствующем состоянии, иначе он на очень длительное время не сможет понять, что он умер, погрузившись в следующую стадию Бардо и миновав первый, самый удачный момент - авт).

В этом случае жизненная сила не сможет вернуться из срединного нерва (Сушумны или "сердечного места", где она оказалась в самый первый момент смерти. При зажатых артериях она не сможет "скатиться" в "метания" Иды-Пингалы - авт.) и [возможно] покинет тело через отверстие Брамы (т.н. коронная чакра - наиболее предпочтительное место "выхода" из тела Жизнепотока - авт.)

В это мгновение все живые существа видят первые проблески в Б а р д о Чистого Света Реальности, Совершенного Разума Д х а р м а-К а й и.

Время между прекращением выдоха и прекращением вдоха - это время, в течение которого жизненная сила пребывает в срединном нерве (имеется ввиду - у живого человека. Это так называемая пауза, в момент которой концентрация сознания на Я, или на «сердечном месте» может быть утеряна, так как, несмотря на то, что Жизнепоток находится в «сердечном месте», его «сознание» прерывается в этот момент примерно так же, как прерывается настройка на ту или иную частоту.

В этот момент прилоги устремляются к Жизнепотоку, пытаясь увлечь в мышление. Во время глубокой медитации дыхание становится едва заметным, замедляется и даже останавливается именно поэтому - при правильном проведении «сознание» больше не прерывается - авт.).

Люди называют это состоянием, когда прерывается поток сознания . Его продолжительность (во время смерти - авт.) различна и зависит от состояния организма, нервной системы и жизненной силы.

Тот, кто имел хотя бы небольшой практический опыт глубокой дхьяны (медитации - авт.) или наделён крепкими нервами, тот пребывает в этом состоянии долго.

Тот, кто вёл неправедную жизнь, и тот, у кого слабые нервы, будут пребывать в этом состоянии лишь столько, сколько требуется, чтобы щёлкнуть пальцами; другие же - время, необходимое для принятия пищи.

***

«Наставлять» так, как описано, необходимо ввиду того, что в момент смерти и далее Жизнепоток более не имеет способности критически мыслить и останавливать «обольщение» прилогами.

Это и есть так называемый суд - Жизнепоток попадает в нажитое за период жизни течение и далее течет по нему уже по инерции.

«Наставления» - это внешний элемент критического мышления, которого, повторюсь, Жизнепоток уже лишен, и они, таким образом, могут вывести из инерционного течения в посмертных состояниях и перевести в другие, более нужные «течения» - это и есть т.н. «перенос сознания».

С данными объяснениями должно стать еще более понятно, почему начальный момент Смерти очень важен, так как в это время у умирающего больше всего шансов осознать Нетварный Свет и соединиться с ним.

Готовый к смерти индивид обычно на пороге ее ждет встречи со Светом, и в той степени, в каковой человек выражал Божественное в жизни, в той Божественный Свет предстает перед ним на пороге Луны или Бардо.

Если в этот момент сохранять свое внимание в Свете и не отвлекаться на другое, Свет этот, ввиду своей Благодати, начнет "примагничивать" ваше существо, ваш Поток в Себя.

По сути происходит то же самое действие, которое мы совершаем при умной молитве, концентрируясь на так называемом "сердечном месте", где так же ищем тот же самый Свет.

При сохранении концентрации это магнитное свойство разовьется настолько, что Поток Жизни будет "вырван" из общей карты "сил в направлениях S" и развернется в естественном направлении в сторону Света. Этот "разворот" назван в книге "переносом потока сознания", мы же называем это "разворотом" в естественном направлении, результатом чего обретается состояние "Спасения из мертвых".

Учитывая сказанное о Бардо далее, следует понимать всю пользу подготовки через умную молитву к этому еще при жизни.

Если в первые минуты смерти "разворот" Жизнепотока не состоялся, он обычно "скатывается" в область власти Князей - в Иду и Пингалу и, согласно "Бардо Тхёдол", выходит из тела в Луну через одно из отверстий, а не через Брама-чакру, имеющую «канал» прямо с Солнцем.



"Когда поток сознания покидает тело (через одно из отверстий, уже находясь на несущей частоте одной из Сигилл - авт.), он спрашивает себя: «Жив я или мёртв?» - и не может ответить.

Он видит своих родных и близких, как видел раньше, и слышит их плач. (плач, горе, слезы в любых своих проявлениях в этот момент крайне не желательны, так как являются ситуационным рисунком или схемой тех Сигилл, на частоте которых был совершен выход, соответственно, они вызывают у новопреставленного еще большую настройку-следование частотам соответствующих Сигилл - авт.)

Жуткие к а р м и ч е с к и е видения еще не наступили, ужасные переживания, связанные с Божествами Смерти , также не наступили [...] (но наступят позже, как выражение Сигилл, если не осуществить «переход сознания» на этой стадии - авт.)

Есть совершенные последователи учения и есть находящиеся на ступени зрительных образов.

Если умерший был совершенен, назови его трижды по имени и повтори наставления о встрече с Чистым Светом. Если же он стоял на ступени зрительных образов, тогда прочти ему предварение и текст о его божестве-хранителе..." (там же)

Ввиду того, что ступень зрительных образов проще всего воспринимает Божественное через Образ того или иного Пророка, Учителя или просто

Внешность, напоминания, проговариваемые в ухо мертвого тела о Сострадательном Боге, образ которого, например, четко запечатлен в Евангелиях, способны пробудить соответствующие ощущения у новопреставленного, в результате которых новопреставленный, несомненно, придет к познанию Света и может "спастись из мертвых".

"Если Изначальный Чистый Свет не познан, но познан Чистый Свет второй ступени Бардо, Освобождение будет достигнуто.

Но если Освобождение не достигнуто и тогда, то наступит третье Б а р д о , называемое Чёнид Б а р д о .

На этой ступени Б а р д о появляются к а р м и ч е с к и е видения.

Чтение Великих Наставлений о встрече с Ч ё н и д Б а р д о имеет здесь особое значение: они обладают большой силой и могут принести много пользы.

В это время умерший видит, как его долю пищи откладывают в сторону, как с его тела снимают одежды, как подметают место, где он спал. Он слышит плач и причитания своих друзей и родственников; но, хотя видит и слышит, как они взывают к нему, его собственные зовы им не слышны - и он удаляется прочь недовольный.

И тогда появятся звуки, свет и видения, всё вместе, пугая его, устрашая, ужасая, вызывая сильную усталость.." (там же).

Вот какое интересное сравнение Чёнид Бардо приводит в своем, рекомендованном выше "Психологическом комментарии" К.Г. Юнг:

" Состояние Чёнид - область «кармических видений» или иллюзий, проистекающих из психического остатка прежних существований. Согласно восточным представлениям, карма - это нечто вроде психической наследственности, основанной на гипотезе о перевоплощении. [...]

Таким образом, принимая концепцию кармы, мы предусмотрительно истолковываем её как психическую наследственность (в самом широком смысле этого слова).

Психическая наследственность действительно существует, поскольку наследуются такие психологические характеристики, как черты характера, творческие способности, предрасположенность к определённым болезням и т. п., причём психологическая сущность этих сложных явлений ничуть не страдает от того, что естественные науки сводят их к тем или иным физическим явлениям (ядерные структуры в клетках и т.д.).

Среди наследуемых психологических характеристик имеется класс свойств, не зависящих ни от рода, ни от расы, к которым принадлежит индивидуум - это универсальные характеристики сознания.

Их следует понимать по аналогии с платоновскими формами (eidola), в соответствии с которыми сознание организует своё содержание.

Можно описать эти формы как категории, аналогичные логическим категориям, этим основным предпосылкам разума.

Однако «формы», которые имею в виду я, относятся не к разуму, а к воображению.

Практика исихазма всячески порицает развитие воображения. Воображение, точнее, использование канала воображения инфернальным материалом лежит в основе таких явлений, как "мечтательная молитва" или психизм.

При умной молитве рекомендуется удерживать внимание в сердечном месте, полностью игнорируя какие-либо приходящие на ум образы, включая образы Христа, Бога и проч. - авт.

Так как плоды воображения в принципе визуальны, их формы с самого начала должны характеризоваться как образы и более того - как типичные образы (вот почему, следуя бл. Августину, я называю их «архетипами» (а мы - Сигиллами - авт.)).

Сравнительная история религий и мифологий, психиатрия и психология сновидений открывают богатейшие залежи архетипов.

Поразительное единообразие этих образов и выражаемых ими идей послужило почвой, питающей самые фантастические построения «теории бродячих сюжетов», - хотя естественнее было бы задуматься над удивительным сходством человеческих душ всех времён и народов.

Фантазии, имеющие архетипическую структуру, возникают самопроизвольно и в любое время и в любом месте, даже если всякая возможность для их заимствования отсутствует.

Исходные структурные компоненты души столь же поразительно единообразны, как части человеческого тела.

Архетипы - это, так сказать, органы человеческой души (точнее - астрального или звездного (астра - Звезда) тела, которое «носит» Душу или Жизнепоток во время земной жизни - авт.), извечно наследуемые формы и идеи, которые сами по себе лишены содержания, но обретают его в течение жизни человека, чей опыт заполняет эти формы. [...]

Подобно тому, как органы тела - не просто конгломераты инертной, пассивной материи, а динамические функциональные комплексы, настойчиво и властно заявляющие о своём существовании, так и органы психики - архетипы - это динамические подсознательные комплексы, в невероятной степени детерминирующие психическую жизнь. Вот почему я называю их доминантами бессознательного.

Сфере бессознательного, состоящей из таких универсальных динамических структур, я присвоил название «коллективное бессознательное». [...] вне всякого сомнения существуют архетипы, которые лишены всякого содержания, и прежде всего, не содержат личного опыта. [...]

Согласно учению «Книги мёртвых», в любом состояний Бардо индивид имеет возможность достичь Дхарма-Кайи, преодолев четыре склона горы Меру, при условии, что его не собьёт с пути «тусклый свет»...

Говоря другими словами, умерший должен отчаянно сопротивляться велениям разума - как мы его понимаем - и избавиться от господства «я», которое разум считает сакральным.

На практике это означает полное подчинение объективным психическим силам со всеми вытекающими отсюда последствиями, своего рода символическую смерть, которая соответствует в «Сидпе Бардо" Страшному Суду.

Такая смерть символизирует конец сознательного, рационального, морально ответственного существования и добровольное подчинение тому, что в «Книге мёртвых» называется «кармическими видениями».

«Кармические видения» порождаются верой в фантастический, крайне иррациональный мир, который не выводится из разума, не согласуется с ним, а является плодом свободного воображения.

Любой здравомыслящий человек предостережёт нас, что всё это явная фантазия или бред, и действительно, трудно с первого взгляда отличить такого рода видения от фантасмагорий сумасшедшего.

Нередко самого незначительного ослабления умственных способностей достаточно, чтобы породить этот иллюзорный мир. Мрак и ужас, которые царят в нём, сходны с переживаниями, описанными в начале «Сидпы Бардо».

Однако содержание этого Бардо обнаруживает архетипы - кармические видения, появляющиеся в устрашающем облике. Состояние Ч ё н и д подобно искусственно вызванному психозу..."

Этот "психоз" прорвавшихся из области бессознательного архетипов есть так называемые "мытарства" в православной традиции. Они, если быть совсем точными, отображают основные Сигиллы Князей, от которых наиболее зависим Жизнепоток.

«Мытарства» могут выражаться в самых разных иллюзиях, принимаемых Жизнепотоком за сущую реальность, точно так же, как принимает он за реальность текущую жизнь.

Иллюзии могут самыми разными. Одни переживают сцены пыток, казни, уничтожения всякими разными способами, либо сцены смерти или жестокой смерти тех, кого новопреставленный любил при жизни.

Другие вовлекаются во множество иных сцен с полностью последовательным сюжетом, или, напротив, с сущим бредом (вам ломают забор «злые соседи», вас хочет отравить «негодяй зять», на вас падает потолок и т.п.).

Их содержание не столь важно для текущего исследования. Важна суть, которая состоит в следующем: все сцены, так или иначе, будут выражать ЖУТКИЕ, ВЫВОРАЧИВАЮЩИЕ НА ИЗНАНКУ, НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ, ОЧЕНЬ ОСТРЫЕ СТРАХ И БОЛЬ, так как это будут многочисленные переживания того, что новопреставленный при жизни БОЯЛСЯ И ИЗБЕГАЛ БОЛЕЕ ВСЕГО. И этому всему, как было сказано выше, рекомендуется безоговорочно подчиниться, полностью принять, так как сопротивление только усугубит опыт.

На стадии мытарств Уаджет отделяется от Жизнепотока и переносится в "Рай", именуемый Дэвачаном на востоке.

"Рай" является, если можно так выразиться, самым "верхним слоем" Луны, из которого уже ощущается Нетварный Свет, все еще облеченный в те или иные формы райских миров - Полей Блаженных или Елисейских Полей.

При этом Уаджет может забрать основную часть Жизнепотока с собой, тогда до следующего воплощения вы проведете время, действительно, в Раю. Это случается при условии, что ваша жизнь была наполнена ситуациями, в которых развивался Дух а не что-либо иное. К сожалению, таких примеров в современном обществе крайне мало.

Поэтому часто случается так, что сознательное существование после смерти (то есть само чувствующее начало - Жизнепоток) во время описанных мытарств "разрывается" на основные скандхи.

То есть часть Жизнепотока уносится вместе с Уаджетом в т.н. "Рай", один из миров которого нам однажды в полном сознании довелось посетить. Другие части увлекаются в Звезды или в атмосферу - к Сигиллам тех или иных Князей, разворачивающих крайне драматичные ситуации, выражающие суть Сигилл, и эти ситуации "высасывают" Гаввах и забирают в себя основные скандхи. Далее скандхи "блуждают" в ситуациях, содержащих один и тот же силовой рисунок Сигилл, становясь частью их Врил.

Вышеуказанная рекомендация полностью принять происходящую драму будет удерживать Жизнепоток от так называемого "разрыва на части".

На этой же стадии описываемый в книге "тусклый свет" в различных его проявлениях может увлечь основную часть скандх в отличные от человеческого сознания формы существования, описываемые в "Бардо Тхёдол", как Локи богов (куда входят боги всех пантеонов, девы, ангелы, архангелы и т.п., включая самого библейского бога); полубогов (титаны, асуры, герои); демонов (бесы, дьяволы, архидемоны и прочие обитатели Лок, известных в христианстве под общим названием "ад"); претов (неупокоенные, "голодные" Души: https://ru.wikipedia.org/wiki/Преты, призраки, домовые, полевики, кикиморы, лешие, полудницы и т.п., в общем все, кого в старину относили к категории "заложных" покойников": https://ru.wikipedia.org/wiki/Заложные_покойники); животных.

В этом случае чувствующее начало обретет свое существование в одной из указанных Лок в том или ином образце данной Локи, надолго, если вообще не до конца Манвантары (https://ru.wikipedia.org/wiki/Манвантара) лишаясь способности к "спасению из мертвых".

Почему?

Потому что существа всех этих Лок, в основном, не имеют в себе Спасителя или Уаджет - единственное Звено или Принцип, через которые можно выйти из Луны в Сферы Нетварного Света.

Ни боги, ни полубоги, ни тем более, демоны, призраки и т.п. за редкими исключениями не имеют Уаджета в себе. Уаджетом располагают только люди.

После стадии Чёнид наступает стадия "Сидпа", о которой в очерке Юнга говорится следующее:

"Первоначально психотерапия была связана с психоанализом Фрейда и сосредоточивалась в основном на сексуальных фантазиях.

В «Книге мёртвых» этой области соответствует С и д п а, последняя, низшая область, в которой умерший, не сумевший усвоить смысл поучений двух первых частей книги - «Чигай Бардо» и «Чёнид Бардо», - становится жертвой своих сексуальных фантазий и прельщается видениями соединяющихся любовных пар. [...]

Согласно психологии «Сидпы Бардо», состояние Сидпа характеризуйся мощным потоком кармы, уносящим умершего к «вратам материнского чрева».

Из области С и д п а невозможно движение назад - она отрезана от области Ч ё н и д интенсивным стремлением вниз, в сферу животного инстинкта и нового рождения. [...]

Наконец, одно из материнских чрев улавливает его (основные скандхи Жизнепотока - авт.), и вновь рождает в этом мире. Как и следовало ожидать, (в случае рождения в мире людей - авт.) в действие вступает эдипов комплекс.

Если карма умершего такова, что он родится мальчиком, он влюбится в свою будущую мать и возненавидит отца, и наоборот, будущая девочка почувствует влечение к тому, кто станет ее отцом и отвращение к матери..." (К.Г. Юнг "Психологический комментарий")

Из сказанного в данной публикации становится более-менее ясно, что такое Система на самом деле.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Душа, Реинкарнация, Архетипы, jane_valjane, Комментарии, Эзотерика

Previous post Next post
Up