Почему трансгендерность - не каприз а физиология

Dec 05, 2023 03:49


полностью здесь

Почему трансгендерность не каприз и не психическая болезнь

Половые различия, как известно, связаны с разным набором хромосом - ХХ у женщин и ХУ у мужчин. Еще в процессе внутриутробного развития мужской и женский организм вырабатывает разные гормоны, что приводит к половому диморфизму головного мозга, то есть мозг мужчин и женщин анатомически различается.

Уже на этом этапе бывают сбои, например, организм человека с генами мужчины иногда не реагирует на андрогены, и тогда человек вырастает с женским фенотипом, то есть выглядит совершенно как женщина (и, как правило, считает себя женщиной).

Но трансгендерность - более сложный случай, и генотип и фенотип (то есть внешние признаки) соответствуют одному полу, а человек относит себя к другому и хочет вести соответствующий этому полу образ жизни.

У человека «образ жизни» - понятие довольно размытое из-за социальных факторов, но на примере животных легко наблюдать, что половые различия головного мозга (прежде всего миндалины и гипоталамуса) определяют и заметные различия в половом поведении и распределении половых ролей.

У людей, как и у животных, половая дифференциация головного мозга проявляется и в размере отдельных областей мозга (у мужчин более крупные минадлины, а у женщин - больше площадь речевой зоны), и в структуре нейронов, глии и связей (например, у женщин больше межполушарных связей, а у мужчин - внутриполушарных связей).

Есть отличия и в экспрессии нейромедиаторов и их рецепторов. Многие из этих различий, правда, носят статистический характер, то есть в среднем разница может быть существенной, но если взять мозг отдельного человека, то понять его половую принадлежность непросто.



То как обстоит дело с трансгендерами? Первым этим вопросом задался Дик Свааб - он на протяжении 25 лет исследовал мозг умерших трансгендерных женщин (то есть тех, кто при рождении был определен как мужчина, но считал себя женщиной).

Всего он исследовал 12 образцов и установил - одна из структур мозга трансгендерных женщин не очень-то похожа на «мужскую» и ближе к «женской».

Речь шла о так называемой системе BNST, связанной, например, с чувством тревоги возникающим при угрозе.

По мнению Свааба, гендерная идентичность и сексуальная ориентация «вшиваются» в структуры мозга, пока мы еще находимся в утробе, однако, поскольку половая дифференциация гениталий происходит в первые два месяца беременности, а половая дифференциация мозга начинается только во второй половине беременности, эти процессы могут испытывать разные влияния.

Строить столь далеко идущие выводы на основе выборки из 12 человек было довольно смелой затеей, но масштабное исследование 2021 года подвердило, что мозг трансгендерных людей отличается от мозга цисгендерных.

Его авторы нашли несколько областей, где мозг трансгендерных мужчин, трансгендерных женщин, цисгендерных мужчин и цисгендерных женщин имеет значимые отличия друг от друга.

Например, средний (опять же - речь о статистических данных) объем фронтального полюса больше у цисгендерных мужчин, чем у цисгендерных женщин, а у трансгендерных мужчин он меньше, чем и у тех, и у других.

Одна из функций фронтального полюса - наблюдение за причинно-следственными связями. Площадь поверхности островковой доли у цисгендерных мужчин в среднем больше, чем у трансгендерных женщин, а у тех она в среднем больше, чем у трансгендерных мужчин и цисгендерных женщин.

Масштабное исследование 2021 года подвердило, что мозг трансгендерных людей отличается от мозга цисгендерных

Прошлогодняя совместная работа новозеландских и немецких ученых пытается различить мозг не проходивших гендерно-аффирмативную гормональную терапию трансгендерных женщин и мозг цисгендерных мужчин и цисгендерных женщин.

Исследователи выяснили - отличия значимы и выборка трансгендерных женщин находится где-то посередине. Никаких конкретных отличий это исследование не выявило - речь идет о применении алгоритмов машинного обучения, обученных на выборке мужского и женского мозга определять вероятность, с какой заданный мозг окажется мужским или женским, к выборке, содержащей также и мозг трансгендерных женщин.

Кроме того, половые различия наблюдаются в толщине коры головного мозга, которая больше у цисгендерных женщин по сравнению с цисгендерными мужчинами в нескольких зонах. Исследования, проведенные на трансгендерах, выявили признаки феминизации толщины коры трансженщин (при этом у трансмужчин не было обнаружено никаких признаков маскулинизации) (1,2).

Половые различия проявляются и при исследовании характеристик белого вещества. Микроструктура белого вещества оценивается с помощью диффузионно-тензорной визуализации (DTI), которая измеряет то, что называется «функциональной анизотропией» (ФА) белого вещества.

Мужчины обычно имеют большее значение ФА, чем женщины, а первые исследования, проведенные на трансгендерах, показали, что ФА больше соответствует воспринимаемому полу, а не биологическому [1,2,3,4] (для окончательного вывода по этому вопросу, впрочем, требуется больше исследований).

Иными словами, накоплено достаточное количество научных данных, которые доказывают, что трансгендеры не «притворяются», они действительно физиологически отличаются от других представителей своего биологического пола.

И нет никаких достоверных научных свидетельств о том, что тот или иной социальный опыт может привести к трансгендерности. А если так, то навязывание «правильной» гендерной идентичности не изменит положения дел, даже если каждый год объявлять «годом семьи» и завести уголовные дела на всех ЛГБТ-персон. И наоборот, семьям с «традиционными ценностями» нечего опасаться, даже если гей-парады будут ходить под их окнами каждый день, это не повысит вероятность того, что их ребенок станет трансгендером.

Борцы с ЛГБТ в качестве обоснования своих страхов часто приводят аргумент о том, что, судя по опросам, за последние годы доля трансгендеров (их в обществе около 1%) в некоторых странах увеличилась. Но это связано вовсе не с «модой на трансгендерность», а с тем, что многие транс-люди перестали бояться говорить о себе правду после принятия этого явления в обществе и медиа.

И хотя о биологической природе трансгендерности известно давно, трансгендеры продолжают сталкиваться с дискриминацией во многих странах. Например, чтобы уменьшить объем груди до нулевого, никаких разрешений давным-давно не требовалось.

С другой стороны, мастэктомия - удаление молочных желез, производимое трансгендерными мужчинами, такие разрешения требовало. При этом мастэктомия с целью предотвращения рака груди в случае высокой к нему предрасположенности - также нередкая медицинская практика.

Кроме того, транс-людей долгое время стигматизировали как «психически больных». Лишь в 2019 году, когда была принята новая, 11-я версия Международной классификации болезней, весь блок «расстройства половой идентификации» (в который входили расстройство гендерной идентичности в детском возрасте, транссексуализм и другие расстройства гендерной идентичности) заменили на новый диагноз - «гендерное несоответствие» - и перенесли в раздел «состояния, относящиеся к сексуальному здоровью». А значит, данное состояние больше не причисляется к психическим расстройствам.

Трансгендерность не делает человека «психически больным». Но это не значит, что это состояние дается людям легко. Многие трансгендерные люди испытывают гендерную дисфорию - состояние критического стресса, связанное с несоответствием внешних половых признаков и гендерной идентичности.

Это часто приводит к депрессии и тревожному расстройству, что значительно влияет на риск суицида. Именно поэтому стигматизация трансгендеров обществом и властями так опасна, если не сказать преступна - российский уголовный кодекс трактует «систематическое унижение человеческого достоинства», приводящее к суициду, как уголовное преступление - «доведение до самоубийства». Именно это и происходит в случае, когда государство трактует трансгендерность как извращение, психическую болезнь и нарушение общественных устоев.

Кстати, вопреки всем стереотипам, трансгендерность вовсе не новомодное явление, оно известно с самых древних времен - и во многих культурах не только не стигматизировалось, но и занимало вполне достойное место.

Скажем, у коренных народов Америки существовали люди «двух духов» - их гендерная идентичность не входила в рамки бинарной системы, так как они являлись неким слиянием мужчины и женщины. Они были почетными членами общества и часто занимали верхние позиции власти и имели священный статус.

А в древнем египетском обществе есть исторические свидетельства и художественные изображения, указывающие на присутствие людей, возможно, обладавших небинарными гендерными идентичностями, - некоторые примеры включают изображения лиц с андрогинными чертами или божеств, ассоциированных с символикой двойного пола, таких как бог Атум.

Еще один пример - хиджра-сообщество в Индии, включающее людей, которые могут определять себя как трансгендерные, они признаются «третьим полом» и встречаются в древних индуистских текстах и произведениях искусства. Как и люди двух духов, они часто играют особую роль в религиозных ритуалах и в обществе в целом.

В культуре сапотеков из Мексики термин «мухе» используется для описания людей, которым при рождении присваивается мужской пол, но которые принимают женские гендерные роли. Мухе признаются отдельной гендерной категорией в своем обществе и имеют свои собственные культурные традиции и роли.

Медицина, ЛГБТ, Общество

Previous post Next post
Up