Немного об истории астрологии

Nov 27, 2023 23:01


По материалам Википедии и работе К. Жилински. «История астрологии»

Астрономика (Astronomica от др.-греч. ἄστρον - astron, звезда; νόμος - nomos, закон) - работа по астрологии 10 - 15 гг. н. э. римского автора Марка Манилия, написанная в стихотворной форме гекзаметром. Является наиболее ранней из дошедших до наших дней работой по астрологии Эллинистического периода.

Из самой поэмы Астрономика можно определить, что она написана в последние годы правления императора Августа и первые Тиберия. В ней впервые появляется система астрологических домов. Поэма была весьма популярна в античности. Первое печатное издание выпустил Региомонтан в Нюрнберге в 1472 году.



Книга, вероятно, не была закончена, поскольку в книге II и далее Манилий обещает рассказать о влиянии планет, но в тексте этих сведений нет. Кроме того, книга явно задумывалась как учебник по астрологии, но не предоставляет достаточно сведений для составления и толкования гороскопов.

Рок правит миром, все вещи подчинены установленному закону; каждый долгий век отмечен своими вехами удачи. В момент нашего рождения мы начинаем умирать, и наш конец зависит от нашего начала. Следовательно, есть поток благополучия, силы и бедности; следовательно, всем даны их навыки и характеры, их грехи и добродетели, их потери и приобретения. Ни один не может отбросить то, что ему дано, или овладеть тем, что ему не дано, и не может он обрести с помощью молитв удачу, избегающую его, или избежать того, что давит на него: каждый должен нести свою ношу. Марк Манилий, «Астрономика»

По всей видимости, во времена Марка Манилия астрологическая система была близка к завершению, но не была достаточно устойчивой. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство основных астрологических понятий, таких как Знаки зодиака, деканы, планеты, аспекты и угловые точки гороскопа описаны у Манилия так, как это представлено в классической астрологии.

В то же время у Манилия несколько иначе расставлены приоритеты: он делает акцент преимущественно на знаках зодиака, в то время как планеты у него вторичны.

В астрологии, которая будет описана уже Птолемеем, ситуация противоположная: планеты выступают как первичный фактор ввиду их динамичности, а зодиак - фактор вторичный. Также в «Астрономике» концепция астрологических домов представлена в зачаточном, неразвитом состоянии.

Говоря о знаках зодиака, Марк Манилий ставит им в соответствие различных богов и богинь римского пантеона: Овну - Минерву, Тельцу - Венеру, Близнецам - Аполлона, Раку - Меркурия, Льву - Юпитера, Деве - Цереру, Весам - Вулкана, Скорпиону - Марса, Стрельцу - Диану, Козерогу - Весту, Водолею - Юнону, Рыбам - Нептуна. Автор не раскрывает причин этих соответствий.

Кроме того, знакам зодиака приписываются также другие качества, система которых построена на нумерологии, восходящей, очевидно, к доктринам Пифагора, и которые, в отличие от предыдущих соответствий, надёжно закрепились в астрологии.

К этим качествам относятся деление знаков на мужские и женские, деление знаков по признаку горячий-холодный, движущийся-неподвижный, ночной-дневной.

В связи со знаками зодиака, автор описывает также одну из немногочисленных идей египетского происхождения, которые впоследствии интегрировались в астрологию: идею деканов.

Манилий предлагает ассоциировать каждый из деканов со знаками зодиака: первый декан Овна принадлежит Овну, второй - Тельцу, третий - Близнецам, первый декан Тельца - Раку, второй - Льву и т. д.

В классической астрологии, однако, деканам ставятся в соответствие планеты. То есть и здесь Манилий отдаёт предпочтение зодиакальным знакам, в отличие от классической астрологии.

В «Астрономике» представлена также и градусология, то есть описание характера отдельных градусов эклиптики: Манилий приводит список благоприятных и неблагоприятных градусов эклиптики, однако этот список не охватывает всех градусов.

Представления о «частях мира» (домах гороскопа) в «Астрономике».



В «Астрономике» Манилий чётко описывает теорию аспектов. Через две точки на окружности эклиптики проводятся отрезки, соединяющие данные точки с центром Земли (центром окружности эклиптики). Угол, образуемый данными отрезками, именуется аспектом.

Эти аспекты могут образовывать некоторые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, шестиугольник. Треугольник считался гармоничным аспектом, квадрат - вызывающим конфликты.



Что касается домов гороскопа, то у Манилия ясно изложено деление гороскопа на квадранты двумя линиями, проходящими через угловые точки гороскопа. Первая ось проходила через точку асцендента и десцендента, вторая - через середину и основание небес.

Доктрина же домов гороскопа в работе Манилия ещё не представлена как развитая система. Автор говорит только о двенадцати «местах» гороскопа, четыре из которых образуются Asc, Dsc, MC и IC, а остальные получаются делением квадрантов на три равные части.

У Манилия нет чётких соответствий этих мест и различных сфер жизни, как это представлено в современной астрологии.

«Астрономика» впервые напечатана Региомонтаном в Нюрнберге в 1472 году в собственной типографии. Альфред Эдвард Хаусман работал над 5-томным изданием с 1903 по 1930 годы.

Маркус Манилиус: Первая Работа по Астрологии

Ключом к пониманию служит конфигурация небес, и Манилиус продолжает объяснять, каким образом мириады небесных событий, вечно изменчивый рисунок движущихся звезд и планет, образует обобщенное, но точное руководство для определения земных событий и человеческого характера.

Среди важных технических идей, которые излагает Манилиус, или попыток изложения встречаются дома, аспекты, деканы, лоты, паранателлонта и додекатемориа.

Для начала нужно осветить один важный момент: когда Манилиус или любой другой писатель астрологического направления говорит о том, что субъект гороскопа родился под определенным знаком или планетой, имеется в виду, что этот знак присутствует в важном месте гороскопа, обычно асценденте.

Выделение положения Солнца на момент рождения, знакомая нам Солярная система астрологии, является продуктом двадцатого столетия и не известна в классической астрологии.



***

Тем не менее, у Манилиуса и других авторов мы встречаем упоминание других качеств, основанных не на материи знака, а на нумерологии, когда знаки рассматриваются как образующие чередующиеся пары, тройки, или четверки.

Эти качества включают в себя мужские-женские, горячие-холодные, движущиеся-неподвижные, ночные-дневные. Например, от Овна до Рыб каждый знак считался либо мужским, либо женским, вне зависимости от созвездия или главенствующего божества.

Очевидным источником этой идеи является доктрина Пифагора о том, что нечетные номера являются/мужскими, в то время, как четные - женскими.

Одной из основ гороскопа всегда являлась система аспектов, и Манилиус ясно излагает эту доктрину.

Внутри окружности гороскопа от его центра земли к любой точке на эклиптике, где находятся планеты или интересующие объекты, проводятся линии.

Угол, который образуют две проведенные от центра линии, или измеренный, как дуга на эклиптике, считается аспектом между двумя точками, а также тремя или четырьмя точками.

Эти аспекты могут образовывать некоторые основные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, или шестиугольник, плюс, конечно, конъюнкцию и оппозицию.

Считалось, что эти аспекты могут усиливать или ослаблять влияние небесных тел.

Треугольный аспект считался гармоничным, в то время, как квадратный - неблагоприятным и вызывающим конфликт.

Конъюнкция не должна была быть точной и полной, когда одно тело во время прохождения фактически полностью закрывает другое.

Теория гласила, что у каждой планеты есть «сфера действия» протяженностью в несколько градусов в любую сторону, поэтому два тела могли находиться на расстоянии десяти градусов друг от друга, при этом считаясь находящимися в конъюнкции.

Также основным считалось деление эклиптики на квадранты и дома, дававшие гороскопу его основные точки, а также способствовавшее интерпретации.

Если бы пояс эклиптики был видимым, то с любой точки на поверхности Земли он выглядел бы как последовательность координат в градусах, начинающаяся на восточном горизонте.

Манилиус и все астрологи учитывают точку, являющуюся наиболее важной во всем гороскопе - асцендент или «гороскопос», дословно - «наблюдатель за ходом времени».

Асцендент может являться как знаком Зодиака, так и определенным градусом этого знака, в нем может находиться планета или какая-либо также важная точка (см. дальше «Доктрину Лотов»).

Напротив этой точки - противоположный градус, Десцендент.

Самая верхняя точка была названа серединой неба, «медиум коэли», чья противоположная точка - нижняя середина неба, или «имум коэли».

Четыре эти основные точки делят небо на четыре квадранта, которые, как мы легко можем себе представить, были соотносимы с циклом человеческой жизни - возникновением, созреванием, увяданием и смертью; конечно, развивающаяся астрология была намного сложнее, чем может показаться.

Маркус Манилиус: Первая Работа по Астрологии

Появление доктрины мунданных домов примерно в первом веке нашей эры является одной из загадок истории астрологии, поскольку не обнаружено ни одного источника, логического, философского, или литературного, этой доктрины.

Почему планеты оказывают влияние на телесное здоровье, находясь в одной части неба, а, когда они перемещаются в другую часть, то влияют на коммерцию, в третьей же - в их власти дружба? Эта система кажется абсолютно произвольной, но, возможно ли, чтобы эта система возникла и стала общепринятой без всякой интеллектуальной основы, или плана?

В дополнение к этим философским трудностям, доктрина мунданных домов создает значительную техническую проблему для всех астрологов: считается, что дома занимают фиксированные области неба - где конкретно они расположены и где границы между ними?

Поскольку границы домов делят эклиптику на части, то сами дома должны представлять собой части неба от севера до юга, их границы - большие окружности, проходящие через оба полюса неба.

Возникает искушение сказать, что каждый дом должен занимать по 30 градусов эклиптики, но, как и в случае с квадрантами, здесь возникает двойная проблема - наклонности эклиптики и широты, на которой находится наблюдатель.

Принимая во внимание оба этих фактора мы заключаем, что протяженность домов не может быть одинаковой. Тогда как определить, где заканчивается один дом, и начинается другой?

Решение этой проблемы принадлежит области сферической тригонометрии, оно было найдено Птолемеем во втором веке нашей эры. До этого применялись различные формы математической прогрессии, а полученные результаты были не слишком точны.

Затем, через много лет после Манилиуса и Птолемея, развитие тригонометрии позволило создать четыре или пять различных методов вычисления расположений домов.

Но при помощи этих методов получались различные результаты, так что возникали разногласия по поводу того, какие звезды, или планеты находятся в отдельно взятом доме.

В любом из исторических периодов существовала небольшая группа астрологов, сведущих в математике настолько, чтобы овладеть этими методами и выяснить, какой из них является наиболее подходящим.

Таблицы готовых вычислений применялись повсеместно. Это означает, что серьезные различия возникали только тогда, когда два астролога применяли различные критерии разграничения домов, или пользовались двумя разными видами таблиц.

Эта проблема так никогда и не была решена, что стало сильным аргументом врагов астрологии, которые задавали вопрос, почему астрологи никак не придут к общему мнению по основному пункту своей науки.

****

Манилиус описывает одну из немногих идей Египетского происхождения, ставшую частью основного потока астрологии - систему деканов, которая служила альтернативным Зодиаком.

Деканами назывались тридцать шесть групп звезд, расположенные к югу от эклиптики и известные Египтянам. Они использовали эти звезды для определения времени еще за 1000 лет до нашей эры.

Каждая группа наблюдалась в час предрассветного восхождения в течение десяти дней. Этот час считался последним ночным. Затем наблюдалась следующая группа. Мы можем рассматривать эту систему, как содержащую тридцать шесть «месяцев» по десять дней в каждом.

Когда в Египет был принесен Вавилонский Зодиак, к нему были добавлены деканы, разделившие каждый знак на три части по 10 градусов в каждой.

Наглядные Египетские изображения Зодиака, такие как хорошо известный Зодиак из Дендеры, содержат двенадцать основных Зодиакальных знаков, окруженных меньшими по размеру фигурами деканов.

Стандартной астрологической практикой стала «привязка» к каждому декану планеты. Считалось, что планета, находящаяся в «своем» декане, оказывает большее влияние.

Манилиус предлагает принципиально отличную схему, где на деканы оказывают влияние двигающиеся по кругу знаки Зодиака.

Вавилония и Греция

***

За три столетия до Христа Эллинистический мир стал свидетелем общего слияния и нового формирования религии, философии и науки.

Невозможно узнать точно, какими путями шли знания и верования, в том числе, астрология, по Персии, Месопотамии, Египту, Малой Азии и Греции -  некоторые дошедшие до наших дней тексты содержат некоторые сведения о географии распространения ранней астрологии.

Обратимся к высказыванию Геродота, где он описывает то, что было узнано им о Египетской астрологии, когда он посетил эту страну примерно в 450 г. до н.э.:

«Я перехожу к другим изобретениям Египтян. Они посвящают каждый месяц и каждый год какому-либо божеству; они могут сказать, какая судьба, какой конец и какое положение ждут человека, на основании даты его рождения. Они сделались предсказателями большими, чем все остальные народы, вместе взятые; когда возникает какое-либо знамение, они записывают, что случилось затем, и, если подобное возникает снова, они считают, что и результат будет похожим».

Совершенно очевидно, что это - описание сложившейся системы астрологии, состоящей из предсказаний, списков благоприятных и неблагоприятных дней, а также, вероятно, индивидуальных гороскопов.

Но эта система - Вавилонская, потому что астрономия и религия древнего Египта не были знакомы с подобной традицией, вне сомнений, эти верования были принесены в Египет из Вавилона во времена Ахеменида, на столетие раньше, чем Геродот посетил Египет.

***

Еще один текст, играющий важную роль в истории Греческой астрологии, принадлежит перу Римского писателя Витрувия и датируется первым веком до н.э.:

«Из астрологии и вычислений Халдеев мы смогли узнать, какое действие оказывают на жизнь человека двенадцать знаков, Солнце, Луна и пять планет. Это искусство предсказания по праву принадлежит им, они в состоянии узнать о прошлых и будущих событиях, используя свои астрономические исчисления. Многие из них, коренных Халдеев, оставили нам свои открытия, следствия проницательности и учености. Первым был Берозус, обосновавшийся на острове Кос и учивший там, за ним - ученый Антипатер, а, затем, Ахинаполус, для своих предсказаний избравший, по видимому, в качестве точки отсчета не дату рождения, а дату зачатия».

***

Очевидно, что первый писатель-астролог Греко-Романского мира, Маркус Манилиус, в самом начале первого века нашей эры в своих произведениях говорил о тех доктринах, в основе которых были Вавилонские источники.

Изменения, которые астрология претерпела за три века, от Берозуса до Манилиуса, определили ее характер в целом, а также ее будущее, хотя не представляется возможным точно отметить время и место этих изменений или приписать их авторство отдельным мыслителям.

Две проблемы, одна из которых является технической, а другая - философской, препятствуют нам в наших попытках понять то, каким образом из Вавилонского культа астрология превратилась в Греческую науку: что, привнесенное Греческой наукой в технику протоастрологии, сделало ее более точной, более философской и убедительной, чем она являлась до того?

Чем была интеллектуально привлекательна новейшая, научная астрология, и что позволило ей разрастись и распространиться в Греко-Романском мире?

***

Греческие математики, Евдоксус, Аполлониус, Гиппархус и другие показали, что язык геометрии приложим к результатам наблюдений астрономов, с его помощью возможно создание точной модели движущегося небесного свода.

На ранней стадии эта модель сферы была менее точной, в том числе в отношении предсказаний, чем Вавилонские арифметические построения.

Значительным отличием было то, что эта модель космоса была наглядной, ясной и понятной. Она была доступной для восприятия не специалиста и объединяла движения небес в единую геометрическую систему.

Восхождения и нисхождения, затмения, ретроградное движение - все это теперь можно было увидеть воочию на примере тел, двигающихся относительно друг друга по геометрическим траекториям.

Есть основания считать, что примерно в третьем веке до н.э. эти модели космической системы создавались, например, Архимедом.

Конечно, у них не было статуса научной физической системы; что фактически представляли собой небесные сферы, и то, как они двигались, не поддавалось объяснению.

Но благодаря работам Гиппархуса и в еще большей мере Птолемея из Александрии, небесная геометрия приобрела возможность предсказывать положение любой звезды или планеты в любую эпоху - прошлую, настоящую, или будущую.

Модель небесной сферы, с нанесенными на нее полюсами и тропиками, экватором и эклиптикой, линиями долгот и широт стала основным рабочим инструментом астронома, его картой Вселенной.

***

Значение всего этого для астрологии ясно: для описания движения небесных тел и небесных конфигураций, для создания гороскопов стала применяться новая, точная условная терминология.

Теперь гороскоп принял форму отдельной карты небес, где центром являлась Земля, привязанной к определенному моменту во времени.

Внешней границей этой карты служил наиважнейший пояс эклиптики, разделенный на двенадцать знаков Зодиака и равный 360 градусам.

Внутри этой окружности астролог мог расположить интересующие его небесные тела: Солнце, Луну и пять планет, также карта вскоре оснащалась многими дополнительными важными координатами.

Небеса рассматривались как арена взаимодействия и борьбы противоположных сил, позитивных и негативных, но они не были хаотичными, а были подвластны геометрическим расчетам, и результаты можно было предвидеть.

Составление планов, содержащих координаты небесных тел, как прошлые, так и будущие, было популярным математическим упражнением; хотя те астрологи, которые были способны сами производить расчеты, никогда не были великими для истории, большинство людей доверяло таблицам координат, составленным специалистами.

Греческая астрология выросла из Вавилонских корней; техники астрологии лежали как в основе космической модели Аристотеля, так и в основе точных вычислений положений небесных тел на сфере неба.

Астрологи, Астрология, Обучающие материалы, История, Эзотерика

Previous post Next post
Up