Еврейские мечты о космосе - от Талмуда до сегодняшнего дня

May 29, 2023 03:59


Автор: Йоэль Матвеев Источник: gazetaeao.ru

В Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга недавно состоялась моя лекция, посвященная обитателям космоса в еврейской традиции. Некоторыми дополнительными сведениями и соображениями на эту тему я решил поделиться с читателями БШ.






Древнейшим сохранившимся письменным памятником языка идиш считаются глоссы на еврейско-германском наречии в библейских и талмудических комментариях, оставленные знаменитым французским раввином Шломо Ицхаки (акроним - Раши). Этот чрезвычайно плодовитый автор родился около 1040 года в городе Труа, в семье ашкеназских евреев из Майнца, и учился в немецких ешивах. Среди множества старофранцузских глосс у Раши встречаются и арабские, и старочешские, изредка даже древнерусские (например, слово «долото»). Для исследователей раннего идиша особую ценность составляют его слова на «лошн Ашкеназ»: например, «райтвогн» («колесница») и «мер-кац» («мартышка»).



В талмудическом трактате «Бхойрес» верно утверждается, что «долфонин», то есть дельфины, «размножаются как люди», являются млекопитающими. Однако нет ничего удивительного в том, что Раши подразумевает под этим словом «сирен» - русалок. На юге Франции, как и в Греции, сирен представляли крылатыми, однако в немецких и близлежащих французских землях этим словом называли уже морских дев. Раввин был человеком своего времени и верил в тех же мифических существ, что и окружавшие его средневековые европейцы. Но удивительно то, что для Раши русалки могли быть… результатом неудачного космического эксперимента!

У пророка Исайи упоминается некий «смотритель башен». На первый взгляд, речь идет о банальной административной должности, однако в Талмуде этот библейский стих дважды ассоциируется с парящими в воздухе конструкциями. Утверждается, что евреи когда-то потеряли триста законов, связанных с этими загадочными сооружениями. Разумеется, можно эту странную фразу объяснить вполне рационально: ведь талмудические мудрецы часто обсуждали чисто теоретические вопросы. Скажем, умозрительные законы «летающих башен» могли бы быть сегодня вполне актуальны при полете на космическом корабле. Если космонавт придерживается законов иудаизма, по какому графику ему следует соблюдать субботу на орбите?



Но Раши приводит и другое мнение: речь идет о Вавилонской башне, способной летать при помощи колдовства! В ведах упоминаются летающие дворцы и колесницы - виманы. Аналогичные легенды есть и у древних греков, и у германцев. Получается, что мудрецы Талмуда, по мнению нашего французского комментатора, жалели о потере древних знаний, позволявших строить летательные аппараты.

Согласно известной талмудической легенде, которую не оставил без внимания и Раши, треть строителей Вавилонской башни превратилась в животных и «чертей», в том числе человекообразных существ низшей мифологии, включая тех же русалок. Еврейские «шейдим» (букв. «черти») - не обязательно злые существа, но скорее схожие с мусульманскими джиннами. Бывают среди них и свои праведники. Так, Талмуд сообщает нам о праведном «черте» по имени Иосиф, который мгновенно доставлял корреспонденцию еврейских мудрецов на большие расстояния.

В XIII веке испанский раввин Моше де Леон опубликовал книгу «Зогар» - основополагающий текст Каббалы, где прямо утверждается, что эти строители-мутанты были выброшены в иные измерения, где и пребывают. Для полноценной фантастической картины нам не хватает лишь одного шага: утверждения, что Вавилонская башня не только могла подниматься над землей, но и летать в космос. Шаг этот, ссылаясь на существующую в его время легенду, делает в XIII веке крупный каббалист Ицхак из Акко, популяризатор книги «Зогар» и верный ученик парижского раввина Шломо «Малого». По всей видимости, учителя так прозвали, чтобы не перепутать с «великим» Раши, который вполне мог быть уже знаком с удивительными подробностями этой легенды.



По утверждению Ицхака из Акко, строители Вавилонской башни надеялись каким-то образом получить полный контроль над Землей, чтобы не допустить повторения всемирного потопа. Для этого им нужно было улететь на расстояние в 2,36 миллиарда фарсангов, то есть приблизительно 9,44 млрд км. Указанная цифра удивительно близка к современным представлениям о радиусе солнечной системы, включая пояс Койпера. Что интересно, этот каббалист приводит также необыкновенные для своего времени вычисления шести «дней», за которые Всевышний сотворил мир. По его мнению, речь идет о циклах по 2,55 млрд лет. Умножив на шесть, получаем вполне современные представления о возрасте Вселенной.

С этого «космическая эпопея» Вавилонской башни в еврейских книгах только начинается. В XIV веке немецкий каббалист Менахем Циюни утверждает, что эксперимент поначалу удался: жители нашей планеты наблюдали полет башни в небе. Тот же автор, кстати, написал целый трактат-бестиарий о русалках, гномах, кентаврах и прочих сказочных существах. В то же время появилась таинственная анонимная книга «Брис менуха», где утверждается, что башню предполагалось оснастить говорящим истуканом, волшебным оружием и крыльями, способными отражать огонь и даже… нападения ангелов-разрушителей! Напомню, что написан был этот примечательный текст за 700 лет до роботов и «Звездных войн».



Йонасана Эйбешица, одного из крупнейших раввинов XVIII века, можно считать дедушкой еврейской научной фантастики. В отличие от своих предшественников, чей жанр изложения легенды о Башне мы сегодня скорее отнесли бы к фэнтези, он рисует ее космодромом для запуска ракетного корабля, предназначенного для путешествия на Луну. Вероятно, на его замечательный пространный комментарий повлиял модный тогда роман Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны».



Но что же повлекло, в свою очередь, Всемирный потоп? Цитирую русский синодальный перевод Библии: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим».

В оригинале написано «нефилим» - «павшие». Известные мидраши передают древнюю легенду, что речь идет об ангелах, пожелавших получить плоть. Всевышний дал им тело, но они сразу же стали грешить, обладая при этом нечеловеческими знаниями и способностями. Выражаясь современными словами, это были буквально гуманоиды внеземного происхождения. Одна из земных женщин не послушалась пришельца, узнала у него секрет космических путешествий и унеслась в звездное скопление Плеяд.

Именно еврейские легенды на эту тему и легли в основу современных рептилоидных теорий заговоров, придуманных советско-израильско-американским уфологом Захарией Ситчиным (1920-2010), а саму гипотезу древних пришельцев из космоса популяризовал в 1960-1961 гг. советский физик Матес Агрест - выпускник Любавичской ешивы, прямо ссылавшийся на каббалистические источники. Средневековые еврейские руководства по «белой магии» («практической Каббале») к тому же утверждают, что под небесным сводом существует мир под названием Тели («Дракон»), с гуманоидными жителями коего можно телепатически связаться во сне. Человек с достаточно богатым воображением и склонностью к конспирологии может сделать из подобного рода легенд далеко идущие выводы.



Древнегерманская мифология повествует о мировом древе, включающем целые миры, где обитают гиганты, гномы, светлые и темные эльфы. Мотив духовного мирового древа известен каббалистам и является базовым в еврейской космологии, а еврейские описания параллельных миров очень схожи с германскими. Утверждается, что Адам после грехопадения упал в пустой мир под названием «нижняя Эрец», где лишь носится во тьме огненный меч. Затем раскаявшийся прародитель человечества был перенесен со своей супругой в другое измерение - Адома, где светит другое, тусклое солнце. Там он в сожительстве с демоницей Лилит породил великанов, умеющих при желании летать в наш мир. В еще одном мире, Арка, обитают двухголовые потомки Каина - как карлики, так и великаны. Некоторые комментаторы полагают, что голова у этих существ все же одна, но они страдают раздвоением личности.

Потомки наказанных строителей Вавилонской башни населили целых три мира, Гей, Нешия и Ция, где живут эльфы и гномы. Франкфуртский каббалист XVII века Нафтоли Бахрах прямо пишет, что обитатели одного из этих миров - это те, кого немцы зовут «гецверг» («гномами»). Человек может туда попасть по подземным ходам в поисках несметных богатств, но потеряет в этих мирах память и забудет дорогу назад. В свою очередь, красивые и честные, но несколько демонические обитатели мира Ция, то есть эльфы, могут при желании проникать в наш мир. Некоторые еврейские эзотерики при этом отмечают, что по другим «адресам» мультивселенной могут обитать и всевозможные прочие существа.

Одним из первых европейцев, писавших на тему инопланетных цивилизаций в современном смысле слова, был испанско-еврейский философ XIV века Хасдай Крескас. Этот выдающийся ученый задолго до Ньютона высказал мысль о том, что другие планеты могут обладать своей силой тяготения, а их жители походить на нас. Историки предполагают, что латинский перевод работы Крескаса «Свет Господень» повлиял на Джордано Бруно, Коперника и Ньютона. Однако литовско-чешский раввин, каббалист и энциклопедист Эли-Пинхас Горовиц, живший в XVIII веке, не был с такой трактовкой согласен. По его мнению, инопланетяне должны радикально отличаться по виду от землян. Кроме того, поскольку грехопадение Адама и Евы случилось только на нашей планете, жители иных миров не могут быть подвержены земным страстям. В самом существовании иных цивилизаций Горовиц не сомневался.



Никто, разумеется, не призывает принимать все перечисленные мифы и легенды за чистую монету. Однако само их существование свидетельствует о трех важных вещах. Во-первых, еще в эпоху Раши, когда ашкеназская цивилизация только складывалась, евреи умели рассуждать о космосе не хуже современных писателей. Небесные полеты на летающих башнях, порталы в иные миры, инопланетяне и роботы-големы были для них обычными темами для рассуждений. Во-вторых, почти все перечисленные авторы затрагивают сразу несколько фантастических тем. К примеру, Эли-Пинхас Горовиц, помимо инопланетян, писал и об обитателях параллельных земель, и о создании голема, и о шаровых молниях (последние признаются современной наукой, но ассоциируются с аномальными явлениями). Как и у современных фантастов, интерес к одной теме влек за собой другие даже в Средние века. В-третьих, расследования предыстории различных легенд уже сами по себе граничат с фантастикой.

Вслед за р. Элозором из Вормса (XIII в.) Горовиц рассуждает о сложных манипуляциях с буквами, посредством которых можно оживить голема. Манипуляции эти напоминают современные компьютерные алгоритмы. Он написал об этом целое сочинение, которое, к сожалению, не сохранилось. О влиянии Каббалы на современную информатику написан уже ряд исторических исследований, но тема эта таит множество загадок.

Библейская пророчица Девора призывает, вслед за ангелами, проклясть «Мероз», жители которого не пришли на помощь древним израильтянам в войне против ханаанского царя Сисеры. На первый взгляд, речь идет о каком-то городе, племени или военачальнике. Талмуд заявляет, что Мероз - звезда или планета. Так пишет и Раши. Горовиц прямо утверждает, что речь идет об инопланетянах: предположительно марсианах, судя по названию этого небесного тела. Каким образом они могли помочь евреям он, впрочем, не объясняет. В качестве первоисточника столь удивительного толкования Горовиц упоминает «Тикуней Зогар», однако в стандартных изданиях этой классической книги планета Мероз не упоминается вовсе… Тот же автор, кстати, изучал древние каббалистические схемы параллельных «земель» и указал на возможные «адреса» космического древа уровней мироздания, которые могут быть населены неизвестными существами.



Надо заметить, что в своей главной книге «Сейфер а-Брис» Горовиц призывает к любви между всеми народами. По его мнению, любовь и всеобщее братство способны раскрыть во всем человечестве пророческие способности и святой дух - «руах а-койдеш». Хотя он использует этот термин в иудейском ключе, ход его рассуждений в целом почти не отличается от ранних христианских социалистов. Этот раввин резко критикует мнение, что заповедь любви к ближнему относится лишь к евреям-единоверцам. Как мы видим, его чрезвычайно широкие интересы при этом затрагивали даже возможных жителей иных миров. Побольше бы было таких утопистов и идеалистов среди нынешних писателей!

Еврейский фантастический легендарий отнюдь не сводится к космосу. К примеру, народная легенда гласит, что Шломо ибн Гвироль, сефардский мыслитель и поэт XI века, современник Раши, создал деревянную куклу, девушку-голема, которую ему удалось оживить и сделать своей любовницей. Недальновидные раввины города Сарагосы обвинили мудреца в колдовстве и вынудили ее выключить. Эта нехитрая байка могла бы стать основой для целого фантастического киносериала и ряда романов. Как евреи воспринимали эту легенду? Пытался ли какой-нибудь местечковый еврей на полном серьезе, узнав об этой истории, вырезать из дерева «девушку - буратину»? История развития этой легенды может оказаться не менее интересной, чем сказочная биография ее протагониста.

Тема путешествий по времени представлена в еврейской традиции бедно, но и она не новость. В Талмуде утверждается, что великий чудотворец Хони, умевший творить чудеса рисованием мистических кругов, проспал в летаргическом сне семьдесят лет. Проснувшись, он оказался «попаданцем» из другой эпохи.

Выходит, что еврейская традиция уже содержит основы практически всех классических сюжетов современной фантастики. Для сегодняшнего фантаста это настоящий клад, который необходимо исследовать и развивать.

Автор: Йоэль Матвеев
Источник: gazetaeao.ru

Йоэль Матвеев - журналист, писатель, редактор, поэт и переводчик. Пишет преимущественно на идише, а также на русском и английском.По образованию программист. Автор академических и публицистических работ на русском и английском языках, посвященных историческим связям Каббалы и математики, жизни еврейских общин в разных странах, научно-популярным темам, проблематике общественно-политических отношений, межрелигиозному диалогу. Йоэль Матвеев также энтузиаст занимательной математики и информатики. В феврале 2023 года он доказал, что правило клеточного автомата Bosco’s rule обладает полнотой по Тьюрингу. Это означает, что в нем можно сконструировать компьютер любой сложности, а поведение этого автомата непредсказуемо и может быть сколько угодно сложным. Согласно теореме Алана Тьюринга, «полная» вычислительная система в принципе может моделировать любую другую. Клеточный автомат представляет собой теоретически бесконечную сетку, клетки которой могут находиться как минимум в двух состояниях. На каждом шаге эволюции автомата состояние всех его клеток одновременно меняется по заданным правилам в соответствии с соседними ячейками. Правило Bosco’s rule учитывает состояние всех «соседей» на расстоянии до 5 клеток, то есть квадрат 11х11. Его открыла и описала в своей докторской диссертации американская ученая-математик Келли-Мишель Эванс, профессор математики Калифорнийского государственного университета Нортриджа. Диссертация была защищена в 1996 году. Эванс с самого начала предположила, что данное правило ведет себя как потенциально полноценный компьютер, но строго доказать это удалось Матвееву лишь недавно. В 2020 году Йоэль Матвеев доказал полноту по Тьюрингу другого известного клеточного автомата: Brian’s Brain. Он был изобретен в середине 1990-х годов канадским ученым Брайеном Сильверманом, автором ряда образовательных программ и электронных игрушек для обучения детей информатике, соавтором популярного детского языка программирования Scratch.

Пикабу, Тайные смыслы, Вавилон, Иудаизм, Астрологи, Общество, Астрология, Евреи, История, Эзотерика, Наука, Мифология, Мифы

Previous post Next post
Up