Часть 3 Психологическая неопределенность
Еще одна проблема с теорией кармы состоит в том, что она психологически неопределенна.
По мнению
Гананатха Обейесекере, получившего
Стипендию Гуггенхайма в области общественных наук для студентов США и Канады, если никто не может знать, какой была его карма в предыдущих жизнях, и если карма прошлых жизней может определить его будущее, человеку психологически непонятно, что он должен делать, если что-то пойдет не так, чтобы сформировать будущее, быть более счастливым или уменьшить страдания, например, в случае болезни или проблем на работе человеку неясно, была ли причиной его карма из прошлых жизней, или болезнь была вызвана излечимой инфекцией, а неудача была вызвана чем-то, что можно исправить.
Эта проблема психологической неопределенности также не уникальна для теории кармы; она присутствует в каждой религии, принимающей теорию о том, что у Бога есть план влияния на человеческие судьбы.
Как и в случае проблемы кармы и свободы воли, описанной выше, школы, которые настаивают на примате перерождений, сталкиваются с наибольшими противоречиями. Их ответы на проблему психологической неопределенности такие же, как и на решение проблемы свободы воли.
Переносимость
Некоторые школы азиатских религий, например, особенно популярная школа
буддизма тхеравады, старейшая из существующая ныне школ буддизма, допускают передачу кармических достоинств и недостатков от одного человека к другому.
Эта передача представляет собой обмен нефизического качества, подобный обмену физическими товарами между двумя людьми.
Практика переноса кармы или даже ее возможность вызывает споры.
Передача кармы вызывает вопросы, аналогичные вопросам
заместительного искупления и заместительного наказания. Существование такого механизма разрушает этические основы и отделяет причинность и этичность теории кармы от морального агента.
Сторонники некоторых буддийских школ предполагают, что концепция передачи заслуг кармы в качестве религиозного пожертвования не является механизмом для передачи негативной кармы от одного человека к другому.
В индуизме
обряды шраддха (религиозный обряд в индуизме, проводимый в честь умершего предка и являющийся неотъемлемой частью культа предков) были названы некоторыми учеными символиями передачи заслуг кармы, что оспаривается другими.
Другие школы индуизма, такие как философия йоги и адвайта-веданты, а также джайнизм придерживаются мнения, что карма не может быть передана.
Проблема зла
Продолжаются споры о теории кармы, и как она отвечает на
проблему зла и связанные с ней проблемы.
Проблема зла - важный вопрос, который обсуждается в монотеистических религиях с абсолютно двумя верованиями:
- есть один Бог, добрый и милосердный (всемогущий)
- этот единственный Бог знает абсолютно все (всеведущ)
Затем проблема зла формулируется в таких формулировках: «почему всемогущий, всеведущий и всемогущий допускает существование в мире всякого зла и страдания?»
Макс Вебер распространил проблему зла на восточные традиции.
Проблема зла в контексте кармы давно обсуждалась в восточных традициях, как в теистических, так и в нетеистических школах; например, в Уттара Мимамса Сутрах Книга 2 Глава 1; аргументы 8-го века Ади Шанкары в Брахмасутрабхасье, где он утверждает, что Бог не может быть причиной мира, потому что в мире существует моральное зло, неравенство, жестокость и страдания; а также обсуждение
теодицеи (богооправдания) XI века Рамануджи в «Шрибхасье».
«
Махабхарата» содержит три эпоса древней Индии, один из которых отвечает на вопросы относительно того, почему все предопределено Богом, второй рассматривает вопросы кармы, а третий посвящен вопросам реакции на случайные события (yadrccha).
Махабхарата, центральным персонажем эпосов которой является индуистское божество Вишну в форме Кришны, обсуждает природу и существование страдания с трех точек зрения, включая теорию страдания в результате взаимодействия случайных событий (таких как наводнения и другие природные явления), обстоятельства, созданные прошлыми действиями человека, а также текущими желаниями, волениями, дхармой, адхармой и текущими действиями (пурушакарой) людей.
Однако, хотя теория кармы в Махабхарате предлагает альтернативные взгляды на проблему зла и страдания, она не предлагает окончательного ответа.
Нетеистические индийские религиозные традиции не предполагают всеблагого творца, в то время как некоторые теистические школы не определяют и не характеризуют своего Бога (ов) так, как это делают монотеистические религии, божества в них имеют красочные, сложные личности.
Концептуализированные, как
Демиург Платона (
ремесленник, ответственный за формирование и поддержание физической вселенной), эти божества являются личными и космическими посредниками в некоторых школах.
Таким образом, проблема
теодицеи (богооправдания) во многих школах основных индийских религий несущественна, или, по крайней мере, имеет иной характер, чем в западных религиях.
Многие из них делают больший акцент на развитии принципов кармы первопричины и врожденной справедливости с фокусом на человеке, а не на развитии индийских принципов с фокусом и силе Бога и божественного суде.
Некоторые школы, в частности, из индуистской Ньяя и Шанкары в Брахмасутра-бхашье, постулировали, что доктрина кармы подразумевает существование бога, который управляет и влияет на человека и его среду, учитывая карму этого человека, признавая при этом, что это делает карму изменяемой, случайной и непостоянной, однако бог не в состоянии решить проблему зла.
Артур Герман заявляет, что теория переселения кармы решает все три исторические формулировки проблемы зла, признавая
теодицею (богооправдание) Шанкары и Рамануджи.
Некоторые теистические индийские религии, такие как сикхизм, предполагают, что зло и страдание - это человеческие явления и возникают из-за кармы людей.
В теистических школах, таких как индуизм, особенно в его школе ньяя, карма сочетается с
дхармой, а зло объясняется как проистекающее из человеческих действий и намерений, которые противоречат дхарме.
В нетеистических религиях, таких как буддизм, джайнизм и школа индуизма Миманса, теория используется для объяснения происхождения зла, а также для формирования различных способов избежать или не подвергнуться влиянию зла в мире.
Таким образом школы индуизма, буддизма и джайнизма, полагающиеся на теорию кармы-возрождения, подверглись критике за теологическое объяснение страданий детей, приобретенных от рождения, в результате его или ее грехов в прошлой жизни.
Другие не согласны с этим и считают такую критику ошибочной и возникающей в результате неправильного понимания теории кармы.
Сопоставимые концепции
Он стреляет дальше, чем он мечтает, Джон Ф. Нотт. Военная карикатура, изображающая кайзера, стреляющего из пушки с надписью «Милитаризм».
«
Что посеешь, то и пожнешь»
Военная карикатура, изображающая кайзера, стреляющего из пушки с надписью «Милитаризм»
Христианство Мэри Джо Мидоу предполагает, что карма сродни «христианским представлениям о грехе и его последствиях».
Она утверждает, что христианское учение о
Страшном суде - это учение о карме. Христианство также учит морали, «
то, что сеет, пожинает» (
Галатам 6: 7) и
мечом живет, мечом умирает (
Матфей 26:52).
Большинство ученых, однако, считают, что концепция Страшного суда отличается от кармы, так как карма - это непрерывный процесс, происходящий в жизни человека ежедневно, в то время как Страшный суд является разовым событием в конце его жизни.
Иудаизм
В иудаизме существует концепция midah k'neged midah, что с иврита переводится как «ценность против ценностей», но имеет тот же смысл, что и английская фраза «мера за меру».
Дэвид Вулпе, который в свое время был назван самым влиятельным
раввином в Америке журналом
Newsweek Magazine и одним из 50 самых влиятельных евреев в мире по версии
Jerusalem Post сравнил мидах к'негед мидах (мера за меру) с кармой.
Раби Нахман объяснял это так:
“Будучи приверженным истине на всех своих путях, человек удостаивается прямого Руководства, как в “Мои глаза на приверженных истине” (Псалом 101:6). Но если (человек допускает) ложь, что есть зло, прямое Руководство Б-га устраняется от человека, как в “Говорящий ложное не устоит перед Моим взглядом” (Там же, 101:7). Человек, чьи пути ложные, получает Руководство опосредованно”.
Прямое Руководство - это непосредственное добро, раскрывающееся человеку в событиях, в его собственных мыслях и чувствах, в открывающихся ему аспектах истины Торы. Опосредованное Руководство - это добро, приходящее к человеку в оболочке зла.
Для разбиения этой оболочки и высвобождения скрытого добра необходима тшува (исправление путей).
В этом проявляется один из фундаментальных духовных законов управления миром, “мида к’негед мида”, “мера за меру”.
Этот закон действует таким образом, что человеку предоставляется возможность столкнуться со своим собственным внутренним миром, но воплощенным в обстоятельствах жизни.
В данном случае закон проявляется так, что если человек относится к событиям как приходящим не от Б-га, или как к “плохим”, этим самым он отталкивает от себя прямое Руководство, и тогда зло, хотя и является оболочкой добра, начинает усиливаться (побуждая человека к возвращению к истине - к Тшуве).
Но, признавая, б-жественное управление событиями, человек тем самым признает, что события выражают Волю Б-га, и, следовательно, несут в себе скрытое добро.
Тогда человек встает на путь познания и раскрытия истины, то есть скрытого в событиях слова Б-га, несущего добро, и дает возможность этому добру проявиться. Как сказано в Плаче Иеремии:
“Не из уст ли Все-высшего исходит зло (букв. “зла” - мн. число) и добро. О чем будет жаловаться живой человек, который сильнее своих грехов? Исследуем наши пути и вернемся к А-Шему”.
Психоанализ
Юнг однажды высказал мнение о неразрешенных эмоциях и
синхронности кармы, когда внутренняя ситуация не осознана.
Популярные методы отрицания
когнитивного диссонанса включают,
метапознание,
консультирование,
психоанализ и т. д.
Постоянные нейронные изменения в
миндалине и левой
префронтальной коре человеческого мозга, улучшающие самосознание их связь с длительной медитацией и методами метапознания была научно доказана.
Этот процесс эмоционального созревания стремится к цели
индивидуации или
самоактуализации. Такие
пиковые переживания гипотетически лишены какой-либо кармы (
нирвана или
мокша ).
Теософия, спиритизм, нью-эйдж
Идея кармы была популяризирована в
западном мире благодаря работе
Теософского общества. Эта концепция карма была предшественницей
неоязычного закона возврата или тройственного закона, о том, что благотворное или вредное воздействие, которое оказывает человек на мир, вернется к нему.
В просторечии это можно охарактеризовать как «что посеешь, то и пожнешь».
Теософ
И. К. Таймни писал: «Карма - это не другие источники причины и следствия, действующие в сфере жизни и приводящие к согласованию между человеком и людьми, на которых он повлиял своими мыслями, эмоциями и действиями».
Теософия считает, что когда люди перевоплощаются, они возвращаются только как люди, а не как животные или другие организмы.