Источник - МГИМО Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых.
Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н.э. - ок. 977 г. до н.э.), при котором объединенное Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н.э. достигло наивысшего могущества.
Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей».
В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II-I тысячелетий до н.э. среди еврейских племен.
В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих па протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни большинства евреев.
Возникновение и формирование ТАНАХа, еврейской Библии
Танах - принятое в иврите название еврейской Библии, акроним названий трёх её разделов.
Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока - Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытности и оригинальность, вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний.
Постоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые толкования при оценке основных его принципов.
Так, теософская школа рабби Симлая (III в.) полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов.
В Средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида (1135/38-1204), разработавшего тринадцать принципов веры.
Наряду с этим существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики, кроме положения о существовании единого Бога.
Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Уже тогда его структура приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов:
- Учение о Боге, сущности Вселенной и человека;
- Священное Писание;
- Свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;
- Порядок отправления религиозного ритуала;
- Систему религиозных институтов;
- Кодекс морально-нравственных отношений;
- Концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения
Явление Мессии (посланника или помазанника Бога) ассоциируется в иудаизме с наступлением Царства Божьего и восприятием всеми другими народами истинности единого Бога и Его универсальных законов, зафиксированных в Торе.
Священное Писание (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как ТАНАХ.
В него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею;
Нэвиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историкохронологического характера;
Кэтувим (Писания) - 13 книг разнообразных религиозных жанров.
Самая древняя часть ТАНАХа датируется X в. до н.э.
Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания была завершена в III-II вв. до н.э. Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Одно из основных имен Бога в иудаизме - Яхве (Иегова).
Это имя запрещено произносить даже в молитве. В ТАНАХе оно заменяется на ряд других: Шем (имя), Адонай (Мой Бог), Шаддай (Всемогущий).
Всего в иудаизме около семидесяти имен Бога, а наиболее часто встречается в ТАНАХе - Элохим (букв. Боги), что подтверждает факт существования у евреев многобожия в домонотеистичесткую эпоху.
Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души.
В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору.
Хотя иудаизм всегда исходил из признания Бога всем человечеством, он осуждал ассимиляцию евреев и противостоял ей, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля.
Еще в 444 г. до н.э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов.
Уже тогда этот закон привел к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев иудаизма, которые не были уведены в вавилонский плен (586- 538 гг. до н.э.).
Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание.
За длительную историю существования еврейской религии лишь царство Адиабена в Месопотамии (ок I в. до н.э. - I в.), Химьяритское царство в Южной Аравии в 517-525 гг. и Хазарский каганат в VIII в. провозгласили иудаизм своей государственной религией.
С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма, безусловно, явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не только призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, исполняющий мессианское предназначение, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на Земле с целью установления в мироздании Царства мира и справедливости.
Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов, и прежде всего еврейского народа.
Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. наряду с процессом разложения родового строя у части западносемитских племен аморрейской группы на смену широко распространенной среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.
Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи (родоначальники еврейского народа) Авраам, Исаак и Иаков начали вести борьбу с политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (XII в. до н.э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой явно склоняется в пользу последней.
В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврейского народа, а также ряда других семитских народов (например, арабов) был Авраам - потомок Эвера, внук Шема (Сима), первого сына Ноя.
Семья последнего, как повествует библейская традиция, была единственной человеческой общиной, уцелевшей после Всемирного потопа.
Авраам из Ура Халдейского вместе со своей семьей совершает необычный и длительный переход из Южного Междуречья в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны).
По пути в Ханаан в Харане (Северная Месопотамия), Авраам заключает Завет с Богом в обмен на обещание Всевышнего отдать ему Ханаан и обеспечить многочисленное потомство (возможно, XX в. до н.э.).
Тогда же Бог известил Авраама о том, что его потомки будут рабами «в земле не своей» на протяжении 400 лет.
Это предсказание исполнилось во время пребывания колен Израилевых в Египте (возможно, XIII в. до н.э.), после чего избранник Бога Моисей выводит Бней Исраэль (сыновей Израиля) из египетского рабства, и после сорокалетнего скитания по Синайской пустыне снова приводит их в Ханаан.
Как и патриарх Авраам, пророк Моисей подтверждает Завет с Богом, что находит свое выражение в Десяти Заветных Заповедях и законодательных положениях Торы, дарованных, согласно ТАНАХу, Моисею на Синайской горе.
Десять Заповедей обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да не будет у тебя других богов перед лицом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца своего и мать свою и т.п.).
Скорее всего, Завет Моисея и понимание им Бога существенно отличались от религиозных представлений времен Патриархов.
Бог открывает себя патриархам через имя Эль-Шаддай (точное значение этого термина не определено), в то время как с момента синайского откровения имя Бога, как единого покровителя всех сыновей Израиля, передается ранее не употреблявшимся термином «Яхве».
В годы завоеваний еврейскими племенами Ханаана (XIII-XII вв. до н.э.) и в последующий период межплеменной раздробленности, известный как эпоха Судей (Шоф-тим) -1200-1025 гг. до н.э., Бог иудеев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев - Ковчег Завета, в котором находились скрижали с Десятисловием, - размещалась в переносном храме-скинии.
Преданность Всевышнему находила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповедных обетов, молитве и обязательном обряде обрезания младенцев мужского пола.
С образованием объединенного Израильско-Иудейского царства при Давиде в 1004 г. до н.э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном (царствовал с 965 по 928 г. до н.э.) в Святом Городе были возведены царский дворец и Храм в честь Бога.
Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левиты), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Израильско-Иудейском царстве рабовладельческого строя.
Тогда же зарождается идея вечной и нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбранничества священного Иерусалима.
Часть 2