Глав­ный ре­сурс со­вре­мен­но­го ка­пи­та­лиз­ма - де­би­лы

Jan 08, 2023 11:52


Человечество достигло максимума своей научно-​технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-​ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-​технической мощи был выход человека в Космос.

В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство - в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры - радиограмма с далёкой Венеры».



Был огромный спрос на инженеров-​физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версию героя нашего времени - так вот тогда это был учёный-физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-​нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-​математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» - там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.

Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете и она вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-​прежнему, но шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-​ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» - в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).

Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» - такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.

Научно-​технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Королёву, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».

Соответственно и научная профессия, оставаясь по-​прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.

Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его брат - в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём окружении более удачливым и. так сказать, крутым, чем тот, кто поступил в МГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на обратную.

Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это - истинное окончание Второй мировой войны, истинный переход к миру. Вполне возможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.

Соответственно и мода на науку, на естественно-​техническое знание, на научный образ мышления - постепенно сходила на нет. Наука ведь не способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то, что называется «удовлетворением собственного любопытства за казённый счёт».

В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм стал активно расшатываться. В Советском Союзе это официально не дозволялось, что только подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий Трифонов запечатлел этот переход в своих «городских» повестях. Инженеры, научные работники - герои его повестей - вдруг дружно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же время распространилась мода на буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие от рационализма и научного подхода к действительности.

Это было одной и предпосылок того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.

«ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ»

Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть.

Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось то, чего не оно, человечество, не знало с момента изгнания из рая. То, что об этом никто не трубил и не трубит, лишний раз подтверждает неоспоримое: и в своей маленькой жизни, и в общей жизни человечества люди отцеживают пустяки, а большое и главное - даже не замечают. Так что же такое случилось?

Случилось страшное.

Ба­зо­вые бы­то­вые по­треб­но­сти по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства обы­ва­те­лей ока­за­лись удо­вле­тво­рен­ны­ми. Что зна­чит: ба­зо­вые? Это зна­чит: есте­ствен­ные и ра­зум­ные. По­треб­но­сти в до­ста­точ­ной и здо­ро­вой пище, в нор­маль­ной и даже не ли­шён­ной опре­де­лён­ной кра­со­ты одеж­де по се­зо­ну, в до­ста­точ­но про­стор­ном и ги­ги­е­нич­ном жилье. У семьи за­ве­лись ав­то­мо­би­ли, бы­то­вая тех­ни­ка. Ещё в 50-е и в 60-е годы это было аме­ри­кан­ской меч­той - меч­той в смыс­ле до­ступ­ным да­ле­ко не всем. В Ан­глии 50-х годов даже ро­ди­лось такое слово subtopia - скле­ен­ное из двух слов «suburb» (при­го­род) и «utopia»: мечта о соб­ствен­ном до­ми­ке в при­го­ро­де, осна­щён­ным всеми со­вре­мен­ны­ми удоб­ства­ми. Пару лет назад назад бло­гер Divov раз­ме­стил в своём жур­на­ле ин­те­рес­ный ма­те­ри­ал на эту тему. Это пе­ре­вод фраг­мен­та вос­по­ми­на­ний о жизни в Ан­глии, в про­вин­ци­аль­ном шах­тёр­ском го­род­ке ру­бе­жа 50-х и 60-х годов. Так вот там на весь го­ро­док была одна (!!!) ван­ная, «удоб­ства» у всех жи­те­лей были на дворе, со­дер­жи­мое ноч­ных горш­ков к утру по­кры­ва­лось льдом, мама сти­ра­ла в ко­ры­те, фрук­ты по­ку­па­лись толь­ко когда кто-​то за­бо­ле­вал, а цветы - когда уми­рал. Так вот до­ста­точ­ный жи­тей­ский ком­форт и обес­пе­чен­ность стали до­ступ­ны при­мер­но двум тре­тям на­се­ле­ния в конце 60-х - на­ча­ле 70-х годов. С на­пря­же­ни­ем, с из­во­ро­та­ми, но - до­ступ­ны. Речь, ра­зу­ме­ет­ся, идёт о «зо­ло­том мил­ли­ар­де». Преж­де этого не было ни­ко­гда в ис­то­рии и нигде в мире! До этого нор­мой жизни про­сто­лю­ди­нов была бед­ность. И по­все­днев­ная на­пря­жён­ная борь­ба за кусок хлеба. Так было во всех - под­чёр­ки­ваю: всех! - стра­нах мира. Пе­ре­чи­тай­те под этим углом зре­ния ре­а­ли­сти­че­скую ли­те­ра­ту­ру от Гюго и Дик­кен­са до Ре­мар­ка и Драй­зе­ра, по­чи­тай­те «Рим­ские рас­ска­зы» 50-х годов ита­льян­ско­го пи­са­те­ля Аль­бер­то Мо­ра­виа - и вам всё ста­нет ясно. И вот всё дивно из­ме­ни­лось. Нор­маль­ный, сред­ний ра­бо­та­ю­щий обы­ва­тель по­лу­чил снос­ное жильё, осна­щён­ное со­вре­мен­ны­ми удоб­ства­ми и бы­то­вой тех­ни­кой, он стал при­лич­но пи­тать­ся, стал по­ку­пать новую одеж­ду. Мне до­во­ди­лось бе­се­до­вать с по­жи­лы­ми ев­ро­пей­ца­ми, ко­то­рые пом­нят этот тек­то­ни­че­ский сдвиг, этот эпо­халь­ный пе­ре­ход, этот … даже и не знаю, как его на­звать, до того он эпо­халь­ный. Помню, один ита­лья­нец рас­ска­зы­вал, как после войны у него была мечта: съесть боль­шую та­рел­ку щедро сдоб­рен­ных сли­воч­ным мас­лом ма­ка­рон. А в на из­лё­те 60-х годов он вдруг об­на­ру­жил, что «non mi manca niente» - до­слов­но «у меня ни­че­го не от­сут­ству­ет». А это ужас­но! Что же по­лу­ча­ет­ся? Че­ло­век ото­дви­га­ет та­рел­ку и го­во­рит: «Спа­си­бо, я сыт»? Что же даль­ше? Иными сло­ва­ми, мо­дель раз­ви­тия, ос­но­ван­ная на удо­вле­тво­ре­нии нор­маль­ных по­треб­но­стей на за­ра­бо­тан­ные людь­ми день­ги, ис­чер­па­ла себя. У людей не было и не пред­ви­де­лось ни роста на­лич­ных денег, ни роста по­треб­но­стей. Биз­нес мог расти толь­ко с ро­стом на­се­ле­ния, ко­то­рое тоже как назло пре­кра­ти­ло рост в раз­ви­тых стра­нах. До­сто­ев­ский в «Под­рост­ке» про­ро­чил. На­ест­ся че­ло­век и спро­сит: а что же даль­ше? Смысл ему жизни по­да­вай. Или иные какие цели. Но в ре­аль­но­сти спро­сил не че­ло­век. Его опе­ре­ди­ли. Опе­ре­дил гло­баль­ный биз­нес. Он пер­вый спро­сил «Что даль­ше?» и пер­вый нашёл ответ. Ка­пи­та­лизм не может су­ще­ство­вать без экс­пан­сии. Гло­баль­но­му биз­не­су нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были най­де­ны. Они были най­де­ны не за мо­ря­ми (там уже было к тому вре­ме­ни нече­го ло­вить), а В ДУШАХ ЛЮДЕЙ. Ка­пи­та­лизм начал уже не удо­вле­тво­рять, а со­зда­вать всё новые, и новые по­треб­но­сти. И три­ум­фаль­но их удо­вле­тво­рять. Так, опе­ра­то­ра­ми со­то­вой связи со­зда­на по­треб­ность непре­рыв­но бол­тать по те­ле­фо­ну, фар­ма­цев­ти­че­ски­ми кор­по­ра­ци­я­ми - по­треб­ность по­сто­ян­но гло­тать таб­лет­ки, фаб­ри­кан­та­ми одеж­ды - ме­нять её чуть не каж­дый день и уж во вся­ком слу­чае - каж­дый сезон. Можно также со­зда­вать новые опас­но­сти - и за­щи­щать от них с по­мо­щью со­от­вет­ству­ю­щих то­ва­ров. За­щи­ща­ют от всего: от пер­хо­ти, от мик­ро­бов в уни­та­зе, от из­лу­че­ния со­то­во­го те­ле­фо­на. Как мар­ке­то­лог могу ска­зать, что на рос­сий­ском рынке лучше всего идёт мо­дель «бег­ство от опас­но­сти».

На пер­вый план вышел мар­ке­тинг. Что такое мар­ке­тинг? В сущ­но­сти, это уче­ние о том, как впен­дю­рить ненуж­ное. То есть как сде­лать так, чтобы ненуж­ное по­ка­за­лось нуж­ным и его ку­пи­ли. По­че­му мар­ке­тин­га не было рань­ше, в ХIХ, по­ло­жим, веке? Да по­то­му, что нужды в нём не было. Тогда про­из­во­ди­лись нуж­ные то­ва­ры и удо­вле­тво­ря­лись ре­аль­ные по­треб­но­сти. А когда нужно стало вы­ду­мы­вать по­треб­но­сти лож­ные - вот тогда и по­на­до­бил­ся мар­ке­тинг. Та­ко­ва же роль то­таль­ной ре­кла­мы. Мар­ке­то­ло­ги ис­пы­ты­ва­ют про­фес­си­о­наль­ную гор­дость: мы не удо­вле­тво­ря­ем по­треб­но­сти - мы их со­зда­ём. Это в самом деле так. Для того чтобы люди по­ку­па­ли что по­па­ло, ра­зум­ные до­во­ды от­ме­ни­ли. По­сколь­ку речь идёт о на­вя­зан­ных и лож­ных по­треб­но­стях - ра­ци­о­наль­но об­суж­дать их опас­но. Очень легко может ока­зать­ся, что они - лож­ные, а то, о чём, го­во­рят, не су­ще­ству­ет в при­ро­де и во­об­ще не может су­ще­ство­вать в силу за­ко­нов при­о­ды. На­вя­зы­ва­ние по­треб­но­стей про­ис­хо­дит стро­го на эмо­ци­о­наль­ном уровне. Ре­кла­ма апел­ли­ру­ет к эмо­ци­ям - это более низ­кий пласт пси­хи­ки, чем разум. Ниже эмо­ций - толь­ко ин­стинк­ты. Се­го­дня ре­кла­ма всё боль­ше апел­ли­ру­ет прямо к ним. Для того, чтобы про­цесс шёл бод­рее, необ­хо­ди­мо устра­нить пре­пят­ствие в виде ра­ци­о­наль­но­го со­зна­ния, при­вы­чек кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния и на­уч­ных зна­ний, рас­про­стра­нён­ных в мас­сах. Очень хо­ро­шо, что эти при­выч­ки и зна­ния стали рас­ша­ты­вать­ся ещё на преды­ду­щем этапе. Всё это ме­ша­ет гло­баль­ной экс­пан­сии ка­пи­та­лиз­ма! Это ме­ша­ет про­да­вать горы ненуж­ных и пу­стых вещей. Во­об­ще, вклю­чать кри­ти­че­ское и ра­ци­о­наль­ное мыш­ле­ние се­го­дня - не тре­бу­ет­ся. Это не модно, не со­вре­мен­но, не trendy. С.Г. Кара-​Мурза по­сто­ян­но го­во­рит о ма­ни­пу­ля­ции со­зна­ни­ем (соб­ствен­но, од­но­имён­ная книж­ка и при­нес­ла ему из­вест­ность). Это не со­всем так. Гло­баль­ный ка­пи­та­лизм за­ма­хи­ва­ет­ся на за­да­чу более ам­би­ци­оз­ную, чем ма­ни­пу­ля­ция со­зна­ни­ем. Ма­ни­пу­ля­ция со­зна­ни­ем - это всё-​таки то­чеч­ное жуль­ни­че­ство, ра­зо­вая под­та­сов­ка. А сей­час речь идёт о гло­баль­ном фор­ми­ро­ва­нии иде­аль­но­го по­тре­би­те­ля, пол­но­стью ли­шён­но­го ра­ци­о­наль­но­го со­зна­ния и на­уч­ных зна­ний о мире. Из­вест­ный фи­ло­соф Алек­сандр Зи­но­вьев верно ска­зал, что иде­аль­ный по­тре­би­тель - это что-​то вроде трубы, в ко­то­рую с од­но­го конца за­ка­чи­ва­ют­ся то­ва­ры, а из дру­го­го они со сви­стом вы­ле­та­ют на свал­ку. Кто такой иде­аль­ный по­тре­би­тель? Это аб­со­лют­но неве­же­ствен­ный, жиз­не­ра­дост­ный при­ду­рок, жи­ву­щий эле­мен­тар­ны­ми эмо­ци­я­ми и жаж­дой но­виз­ны. Можно ска­зать, не при­ду­рок, а де­ли­кат­нее - ше­сти­лет­ний ре­бё­нок. Но если в трид­цать лет у тебя пси­хи­ка ше­сти­лет­не­го - ты всё рано при­ду­рок, как ни де­ли­кат­ни­чай. У него глад­кая, не обез­об­ра­жен­ная лиш­ни­ми мыс­ля­ми фи­зио­но­мия, обри­тая брит­вой «жилет», бе­ло­зу­бая улыб­ка, об­ра­бо­тан­ная со­от­вет­ству­ю­щей зуб­ной пас­той. Он бодр, по­зи­ти­вен, ди­на­ми­чен и все­гда готов. По­треб­лять. Что имен­но? Что ска­жут - то и будет. На то он и иде­аль­ный по­тре­би­тель. Он не будет ныть: «А не что мне новый айфон, когда я старый-​то не осво­ил? И во­об­ще мне это не надо». Ему долж­но быть надо - всё. Схва­тив новую иг­руш­ку, он дол­жен немед­лен­но бро­сать преж­нюю. Он дол­жен по­сто­ян­но пе­ре­ку­сы­вать, ис­пы­ты­вая «рай­ское на­сла­жде­ние» и при этом ге­ро­и­че­ски бо­роть­ся с лиш­ним весом. И при этом не за­ме­чать иди­о­тиз­ма сво­е­го по­ве­де­ния. Он дол­жен по­сто­ян­но бол­тать по те­ле­фо­ну, и при этом ис­ступ­лён­но эко­но­мить на услу­гах со­то­вой связи. Он дол­жен (это уже ско­рее - она) непре­рыв­но за­щи­щать своих близ­ких от мик­ро­бов, что вообще-​то со­вер­шен­но не тре­бу­ет­ся и даже вред­но. И глав­ное, он дол­жен ве­рить - ве­рить всему, что ему ска­жут, не тре­буя до­ка­за­тельств.

Вообще, самый феномен рационального доказательства, который когда-​то был большим достижением античной цивилизации и с тех пор неразрывен с мыслящим человечеством, на глазах угасает и грозит исчезнуть. Люди уже не испытывают в нём потребности.

СМИ - ВИРТУАЛЬНЫЙ «ОСТРОВ ДУРАКОВ»

Для воспитания позитивного гедониста - идеального потребителя, который непрерывно радует себя покупками, обжирается и при этом активно худеет, не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневная целенаправленная работа по оболваниванию масс.

Главнейшую роль в этом деле играет телевидение как наиболее потребляемое СМИ, но этим дело не ограничивается.

Потребление не сказать «духовного», но скажем: «виртуального» продукта должно тоже непрестанно радовать или, во всяком случае, не огорчать затруднительностью, непонятностью, сложностью. Всё должно быть радостно и позитивно. Любая информация о чём угодно должна низводить всё до уровня элементарной жвачки. Например, любые великие люди должны представать как объект кухонных пересудов, как такие же простые и глуповатые, как сами зрители, и даже не сами зрители, а как те идеальные потребители, которых из зрителей планируется вырастить.

Ни о чём потребитель не должен сказать: «Этого я не понимаю» или «В этом я не разбираюсь». Это было бы огорчительно и не позитивно.

Когда-​то М.Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход - это стараться опустить тексты до уровня читателя, а второй подход, советский, - поднять читателя до уровня литературы. Советские писатели и журналисты, - считал Горький, - должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и вообще серьёзных текстов. Современные СМИ не опускаются до наличного уровня читателя - они активно тянут этого читателя вниз.

Всё шире распространяются книжки-​картинки, но не для трёхлетних, как это было всегда, а для взрослых. Например, удачное издание этого типа - последний период новейшей истории СССР и России в картинках от телеведущего Парфенова.

В сущности, современные СМИ - это виртуальный Остров Дураков, блистательно описанный Н.Носовым в «Незнайке на Луне». Мне кажется, что в этой сатире автор поднимается до свифтовской высоты. Речь в этом замечательном тексте идёт, кто забыл, вот о чём. На некий остров свозят бездомных бродяг. Там их непрерывно развлекают, показывают детективы и мультики, катают на каруселях и др. аттракционах. После некоторого времени пребывания там, надышавшись отравленным воздухом этого острова, нормальные коротышки превращаются в баранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.

Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов для стрижки.

Заказчики в узком смысле - это рекламодатели, а заказчики в широком смысле - это глобальный бизнес, для которого необходимы достаточные контингенты потребителей. Как советская пресса имела целью коммунистическое воспитание трудящихся, точно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитание идеальных потребителей. Только совершенно оболваненные граждане способны считать целью жизни непрерывную смену телефонов или непрерывную трату денег на радующие глаз пустяки. А раз это так - граждан нужно привести в надлежащий вид, т.е. оболванивать.

Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые купить можно везде, в то время как более разумные журналы распространяются только по подписке и нигде не рекламируются. Я сама с удивлением узнала, что издаются газеты и журналы нашего детства «Пионерская правда», «Пионер». Но они нигде не проявляют себя, школьники о них не знают, это что-​то вроде подпольной газеты «Искра». Этих изданий (качество которых тоже не идеально, но вполне сносно) нет ни в школьных библиотеках, ни в киосках, их вообще нет в обиходе. В результате большинство детей читают только фэнтези, что готовит их к восприятию гламурной прессы, дамских и детективных романов и т.п.

Результатом такой целенаправленной политики является невозможность и немыслимость никакой серьёзной дискуссии в СМИ, вообще никакого серьёзного обсуждения чего бы то ни было. Даже если бы кто-​то такое обсуждение и затеял, оно бы просто не было никем понято и поддержано. Американские специалисты установили, что нормальный взрослый американец-​телезритель не способен воспринимать и отслеживать последовательное развёртывание какой-​либо темы долее трёх минут; дальше он теряет нить разговора и отвлекается. Относительно нашей аудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотического чувства предположение, что наши в два раза умней. Тогда они могут слушать не три минуты, а, например, шесть. Ну и что? О каком серьёзном обсуждении может вообще идти речь?

Характерно, что даже люди с формально высоким уровнем образования (т.е. имеющие дипломы) не ощущают необходимости в рациональных доказательствах какого бы то ни было утверждения. Им не требуются ни факты, ни логика, достаточно шаманских выкриков, вроде получившего в последнее время широкое хождение универсального способа аргументации: «Это так!»

На своих занятиях с продавцами прямых продаж (практически все с высшим образованием, полученным ещё в советское время - учителя, инженеры, экономисты, врачи) я многократно убеждалась: людям не нужна аргументация. Она только занимает время и попусту утяжеляет выступление. Аргументированное выступление воспринимается как нудное. «Вы скажите, как оно есть, и дело с концом». Гораздо лучше всяких аргументов воспринимается то, что Руссо называл «эмоциональными выкриками» и приписывал доисторическим дикарям.

Привычка созерцать любимых телеведущих формирует представление (возможно, неосознанное): главное не что говорится, а главное - кто говорит. Если говорит человек уважаемый, любимый, симпатичный - всё принимается за истину, «пипл схавает». Люди испытывают потребность видеть «говорящую голову» на телеэкране, восприятие даже простого текста в печатном виде очень трудно. Недаром многие мои слушатели охотно приобретают видеозаписи моих выступлений, хотя гораздо проще (с точки зрения традиционной) их прочитать.

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?

В простоте своей министр Фурсенко проболтался: цель образование - воспитание культурного потребителя. И современная школа - средняя и высшая - постепенно подтягивается к данной задаче. Не сразу, но подтягивается.

Чему сейчас учат? Как себя вести в социуме, как вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию или написать CV. А физика с химией - это нудьга, совок, прошлый век.

Не так давно на шоссе Энтузиастов висел билборд, изображающий симпатичную «молекулу серебра», содержащуюся уж не помню в чём - кажется, в -дезодоранте-​антиперспиранте. Идиотизм этой рекламы среди трудящихся моей компании заметила только одна пожилая женщина - инженер-​химик по дореволюционной профессии. Потом билборд сняли.

Знать, в смысле держать в голове, - учат нас - ничего не надо. Всё можно посмотреть в Яндексе. Это очень продуктивная точка зрения. Если человек ничего не знает, то ему можно впарить всё. А пустая голова очень хороша для закачивания в неё подробностей тарифных планов или свойств разных сортов туалетной бумаги.

В этом деле достигнуты огромные успехи. Мне иногда приходится беседовать с молодыми людьми, поступающими к нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, имеют некоторые навыки селф-​промоушена и при этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории по образованию, не знающая, кто такие большевики.

Чего голову-​то забивать? Знать надо совершенно другое. Как-​то раз я прошла в интернете тест на знание разных модных штучек, свойственных, по мнению устроителей, образу жизни среднего класса. Тест я позорно провалила, ответ пришёл такой: даже странно, что у вас есть компьютер и интернетом, чтобы пройти этот тест.

Вот именно на формирование такого рода знатоков и рассчитаны современные учебные заведения и современные образовательные технологии.

Мракобесие и невежество - это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некий дефект современного общества - это его важнейший компонент. Без этого современный рынок существовать не может.

Логичный вопрос: кто же в таком случае будет создавать новые товары для «впарки» идеальным потребителям? И кто будет вести человеческое стадо, кто будет пастухами? Очевидно - идеальные потребители для этой цели не годятся. В современных США сегодня эту роль играют выходцы из стран третьего мира, из бывшего СССР. Что будет дальше - трудно сказать. Современный капитализм, вообще современная западная цивилизация не смотрит вперёд, ей главное - сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Потому что это - сегодня главный ресурс

Previous post Next post
Up