На углу улиц Горького и Яблочкова находится весьма интересный и необычный по архитектуре дом. А именно его пристроенная часть по улице Горького. А раньше всё было ещё интереснее.
Здание известно, как объект культурного наследия регионального значения "Доходные дома Болдыревых: 2 здания 1870-80-е гг., и пристройка по ул. Горького, 37, 1911 г.)". Обратимся к ряду источников (их список в конце поста), чтобы узнать об истории этого дома.
Угловое каменное двухэтажное здание с подвалом семья Болдыревых выстроила в конце 1860-х - начале 1870-х как доходный дом. Здание, с кирпичными оштукатуренными стенами, имело плоскостное решение уличного фасада в классических традициях. Украшение фасада очень скромное. Высокие арочные окна на втором этаже имеют лепной орнамент и завершаются сандриком. На первом этаже ряд окон обычных пропорций, а три окна по улице Горького - это широкие витрины (укрупнены в 1930-е годы), над которыми находятся замковые камни в виде львиных голов. Межэтажная тяга в виде «пояса» - с лепным орнаментом в виде «бегущей волны». И на первом, и на втором этаже здание имело просторные зальные помещения.
В 1887 году купеческие сыновья Фёдор и Андрей Трофимовичи Болдыревы продали купеческой жене М.М. Медведевой свое дворовое место на углу этих улиц. В середине 1902 года М.М. Медведева, оставшись вдовой, продает это большое домовладение потомственному почетному гражданину Владимиру Александровичу Кошкину. Последний сдал помещения под клуб саратовских подрядчиков, устроив здесь электрическое освещение. При клубе имелись чайная и буфет.
Супруга Кошкина, художница Ольга Сергеевна Кошкина состояла в "Товариществе художников", объединявшем деятелей искусств Москвы и Петербурга. В Саратове она бывала редко и мечтала здесь устроить детский театр.
В помещениях здания она организовала театр "Мурава", для оформления парадного входа которого был приглашён московский художник Н. Н. Дивов. Внутреннее убранство было выполнено в старорусском стиле (ткань и парча на стенах, тёмная дубовая мебель, узорчатый потолок, декоративное панно на темы сказок, решётки), главной достопримечательностью фойе являлась богатая изразцовая печь, выполненная в Абрамцевской мастерской С. И. Мамонтова по эскизам М.А.Врубеля, К.А.Коровина и К.Д.Козицына. Обстановка и отделка (орнаменты, мебель) были выполнены в студии художественной индустрии в Москве, принадлежавшей той же Ольге Сергеевне Кошкиной. Вероятно, в доме был врубелевский камин: художник сделал их в абрамцевских мастерских около двадцати. Многие саратовцы его помнят (камин не сохранился, как и весь интерьер).
На сцене театра ставились пьесы А. Н. Островского, музыкальные спектакли. 2 декабря 1911 года начал работу кинозал. Заметка из "Саратовского листка" от 3 декабря 1911 года, сообщающая об открытии нового кинематографа:
В январе 1912 года в синематографе был организован особый сеанс для губернских властей. «Синематограф «Мураву» вчера посетили супруга губернатора С.А. Стремоухова, вицегубернатор П.М. Боярский с супругой, Л.И. и Д.А. Матренинские, г-жа Соловьёва, директор Волжско-Камского банка г-н Барт». В газете сообщалось также, что высокие гости смотрели тщательно подготовленную программу и остались довольны. А вот и та самая пристройка на улице Горького.
Украшенная к открытию саратовского университета.
Наверху - "кремлёвская стена", но мало кто знает, что это итальянское веяние в русской архитектуре. Мерлоны («ласточкин хвост»). У этого архитектурного элемента история, связанная с Византией и Италией. Юрий Клочков скомпилировал сведения об этом элементе: [Spoiler (click to open)]Всё началось со свадьбы Ивана III и Софьи Палеолог и её переезда в Кремль. Последней византийской принцессе, проживавшей до замужества в Риме, совершенно не понравились её новые деревянные покои. Великому государю всея Руси, а теперь и наследнику византийских басилевсов, требовалась роскошная каменная резиденция, где послы иноземных государств смогли бы увидеть все величие Третьего Рима. По совету жены Иван III обратился к мастерам Первого Рима и в знак преемственности традиций, и как к лучшим тогда архитекторам и строителям Европы (итальянцы позднее отстроили Париж, Лондон, Мадрид и Стамбул). Очевидно и желание московского князя следовать библейским пророчествам: стены нового града «созиждут сынове инороднии», как и Первый и Второй Рим. Строительством стен нового Кремля руководили миланцы Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (Марк Фрязин).Они-то и придали стенам и башням привычную им по северной Италии форму. Миланские архитекторы взяли за образец облик крепости Сфорца: форму башен и короны венчающих стены зубцов (привычные надстройки у кремлёвских башен появились позднее). Вообще, строительные приёмы Кремля обнаруживают сильнейшее ломбардское влияние. В каком-то смысле московский Кремль - лучший в России образец итальянской архитектуры 16 века. В Италии, пережившей многовековую борьбу сторонников Папы и императора, замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах. Зубцы в форме ласточкина хвоста были знаком того, что владелец замка принадлежит к гибеллинам - считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом. Гвельфы предпочитали строить стены с квадратными или прямоугольными зубцами, что больше походило на головной убор Папы. Итальянские архитекторы выбрали для крепости Великого князя Московского гибеллинские зубцы. То ли они сами были гибеллинами, то ли разумно полагали, что православный Великий князь никак не может быть сторонником папы. С тех пор зубцы в форме ласточкина хвоста очень полюбились русским зодчим, которые стали их широко использовать в крепостной архитектуре. Например, в крепостях Китай-города, Новодевичьего монастыря, Казанского кремля.
Как вы понимаете никакого окна на нижнем этаже не было.
Там был красивейший вход в синематограф "Мурава". Было.
Стало.
Утраченный портал стал частью книги "Саратов, которого нет".
После революции театр "Мурава" некоторое время действовал. В обсуждении на сайте "Фотографии старого Саратова" приводится такая статья из книги Ефима Исаковича Водоноса "Очерки художественной жизни Саратова эпохи "культурного взрыва" 1918-1932 ". СГХМ им. Радищева.
В 1920-х здесь действовал клуб "Красный строитель". В 1937 году, к столетию со дня гибели Пушкина, было решено отдать комплекс зданий детской библиотеке имени писателя, где она по сей день и расположена.
А ночью можно разглядеть красивейшие потолки с лепниной.