Как я уже писал, сейчас идёт процесс утверждения нормативов градостроительного проектирования Саратова. Предлагаю вам выдержку из проекта этих нормативов по общественному транспорту. Ознакомьтесь. Давайте обсудим. Может предложения сделать в городской комитет по изменению каких-то пунктов?
13.5. Сеть общественного пассажирского транспорта
13.5.1. Система общественного пассажирского транспорта должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов территории с учетом перспектив развития городского округа.
Основными направлениями развития общественного пассажирского транспорта в городском округе являются:
- модернизация трамвайного движения, создание сети скоростного рельсового транспорта, в том числе с использованием высвобождающихся железнодорожных линий;
- расширение троллейбусной сети в центральной части города, создание новых троллейбусных маршрутов для обеспечения транспортных связей периферийных районов с центром города и между собой.
13.5.2. Вид общественного пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) следует выбирать на основании расчетных пассажиропотоков и дальностей поездок пассажиров. Провозная способность различных видов транспорта, параметры устройств и сооружений (платформы, посадочные площадки) определяются на расчетный период по норме наполнения подвижного состава:
- 4 чел. на 1 м2 свободной площади пола пассажирского салона - для обычных видов наземного транспорта;
- 3 чел. на 1 м2 свободной площади пола пассажирского салона - для скоростного транспорта.
13.5.3. Нормы обеспеченности общественным пассажирским транспортом, соответствующим требованиям доступности для инвалидов (в процентах от общего парка общественного пассажирского транспорта) устанавливаются органами местного самоуправления с учетом потребностей в общественном транспорте данной категории.
13.5.4. Средние затраты времени на одну поездку от мест проживания до мест приложения труда для 90 % трудящихся не должны превышать 40 мин.
13.5.5. В пересадочных узлах независимо от величины расчетных пассажиропотоков время передвижения на пересадку пассажиров не должно превышать 3 мин. без учета времени ожидания транспорта.
Коммуникационные элементы пересадочных узлов, разгрузочные площадки перед объектами массового посещения следует проектировать из условий обеспечения расчетной плотности движения потоков, чел./м2, не более: 1,0 - при одностороннем движении; 0,8 - при встречном движении: 0,5 - при устройстве распределительных площадок в местах пересечения и 0,3 - в цен-тральных и конечных пересадочных узлах.
13.5.6. Линии общественного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах и дорогах с организацией движения транспортных средств в общем потоке, по выделенной полосе проезжей части или на обособленном полотне.
13.5.7. Через жилые районы площадью свыше 100 га, в условиях реконструкции свыше 50 га, допускается прокладывать линии общественного пассажирского транспорта по пешеходно-транспортным улицам. Интенсивность движения средств общественного транспорта не должна превышать 30 ед./ч в двух направлениях, а расчетная скорость движения - 40 км/ч.
13.5.8. Плотность сети линий общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков в пределах 1,5-2,5 км/км2.
В центральных районах городского округа плотность этой сети допускается увеличивать до 4,5 км/км2.
13.5.9. Трамвайные линии следует предусматривать, как правило, на обособленном полотне шириной не менее 11 м (с учетом размещения посадочных площадок на остановках), в случае необходимости устройств пешеходного тоннельного перехода с выходом к трамваю ширина обособленного полотна может быть увеличена до 15 м. Допускается сооружение трамвайного полотна по оси проезжей части и сбоку от нее. Расстояние от трамвайных линий до жилой застройки определяется с учетом шумовых характеристик транспорта и количества проходящих трамваев.
13.5.10. Расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) в пределах городского округа следует принимать 400-600 м, в пределах центрального ядра городского округа - 300 м, на линиях скоростного трамвая - 800-1200 м.
13.5.11. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более:
- от мест проживания и мест приложения труда - 500 м;
- от объектов массового посещения (торговых центров, гостиниц, поликлиник и др.) - 250 м;
- в производственных и коммунально-складских зонах - 400 м от проходных предприятий;
- в зонах массового отдыха и спорта - 800 м от главного входа.
В условиях сложного рельефа указанные расстояния следует уменьшать на 50 м на каждые 10 м преодолеваемого перепада рельефа.
13.5.12. В историческом центре городского округа в случае невозможности обеспечения нормативной пешеходной доступности остановок общественного пассажирского транспорта допускается устройство местной системы специализированных видов транспорта.
13.5.13. На территории малоэтажной жилой застройки дальность пешеходных подходов до остановок общественного пассажирского транспорта проектируется в соответствии с п. 13.4.13 настоящих нормативов.
В районах индивидуальной жилой застройки дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта может быть увеличена до 600 м.
13.5.14. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта следует проектировать с обеспечением следующих требований:
- на магистральных улицах, дорогах общегородского значения - с устройством переходно-скоростных полос;
- на других магистральных улицах - в габаритах проезжей части;
- в зонах транспортных развязок и пересечений - вне элементов развязок (съездов, въездов и др.);
- в случае если стоящие на остановочных пунктах троллейбусы и автобусы создают помехи движению транспортных потоков, следует предусматривать заездные карманы.
Посадочные площадки следует предусматривать вне проезжей части.
13.5.15. Остановочные пункты на линиях автобуса и троллейбуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком, на расстоянии не менее 25 м от него.
Допускается размещение остановочных пунктов автобуса и троллейбуса перед перекрестком - на расстоянии не менее 40 м в случае, если:
- до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт или вход в подземный переход;
- пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком;
- сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, путепроводу) или находится железнодорожный переезд.
Расстояние до остановочного пункта исчисляется от «стоп - линии».
13.5.16. Заездной карман для маршрутных автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.
Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Ширину остановочной площадки следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м. Длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.
3.5.17. При размещении остановочных пунктов в заездных карманах необходимо устраивать переходно-скоростные полосы для замедления и ускорения движения общей длиной, включая остановочную площадку - 70-90 м.
Полосы замедления и ускорения необходимо отделять от основных полос движения разделительной полосой, ширину которой следует принимать не менее 0,75 м, или разметкой.
13.5.18. На магистральных улицах с проезжей частью, имеющей две и менее полосы движения в одном направлении, остановочные пункты троллейбусов следует размещать в уширениях проезжей части. Ширина площадки стоянки принимается 3 м при длине не более 40 м.
13.5.19. Длину посадочной площадки на остановках автобусных и троллейбусных маршрутов следует принимать не менее длины остановочной площадки. При этом длину посадочной площадки следует принимать:
- при общей частоте движения не более 30 ед. в час - не менее 30 м;
- при частоте движения от 30 до 50 ед. в час - на 10 м более длины двух единиц подвижного состава особо большой вместимости.
Ширину посадочной площадки следует принимать не менее 3 м; для установки павильона ожидания следует предусматривать уширение до 5 м.
Павильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Размер павильона определяют с учетом количества одновременно находящихся в час «пик» на остановочной площадке пассажиров из расчета 4 чел./м2. Ближайшая грань павильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
13.5.20. Остановочные пункты трамвая следует размещать до перекрестка (по ходу движения) на расстоянии от него не менее 5 м. Расстояние до остановочного пункта исчисляется от «стоп - линии».
Допускается размещение остановочных пунктов трамвая за перекрестком - в случаях, если:
- за перекрестком находится крупный пассажирообразующий пункт;
- пропускная способность улицы за перекрестком больше, чем до перекрестка.
Остановочные пункты и разъезды следует располагать на прямых участках пути с продольным уклоном не более 30 ‰. В стесненных условиях допускается размещать остановочные пункты на внутренних участках кривых радиусом не менее 100 м, а также на путях с продольным уклоном не более 40 ‰.
13.5.21. Длину посадочной площадки трамвая при частоте движения не более 30 поездов в час следует принимать:
- при одновагонном составе - на 5 м более длины расчетного состава;
- при двухвагонном составе - 40 м.
Ширину посадочной площадки трамвая следует принимать в зависимости от ожидаемого пассажирооборота, но не менее:
- 3 м - при наличии лестничных сходов в пешеходные тоннели;
- 1,5 м - при отсутствии лестничных сходов.
13.5.22. Остановочные пункты общественного пассажирского запрещается проектировать в охранных зонах высоковольтных линий электропередачи.
13.5.23. На конечных пунктах маршрутной сети общественного пассажирского транспорта следует предусматривать отстойно-разворотные площадки с учетом необходимости снятия с линии в межпиковый период около 30 % подвижного состава.
Для автобусов и троллейбусов площадь отстойно-разворотной площадки должна определяться расчетом, в зависимости от количества маршрутов и частоты движения, исходя из норма-тива 100-200 м2 на одно машино-место.
Ширину отстойно-разворотной площадки для автобуса и троллейбуса следует предусматривать не менее 30 м, для трамваев - не менее 50 м.
Границы отстойно-разворотных площадок должны быть закреплены в плане красных линий.
13.5.24. На трамвайных линиях протяженностью более 10 км через каждые 6-8 км необходимо предусматривать кольца (петли) для разворота поездов (вагонов).
13.5.25. Разворотные кольца для общественного пассажирского транспорта следует проектировать с учетом следующих требований:
- радиус траектории движения троллейбуса должен быть на 3 м больше радиуса поворота по наружной кривой контактной сети; наименьший радиус по внутреннему контактному проводу для одиночного троллейбуса - принимается 12-14 м, для спаренного троллейбуса - 17 м;
- наименьший радиус поворота для автобуса должен составлять в плане 12 м;
- наименьший радиус на разворотных кольцах трамвайных линий должны составлять в плане:
- в нормальных условиях - 25 м;
- в стесненных условиях - 20 м.
13.5.26. Отстойно-разворотные площадки общественного пассажирского транспорта, в зависимости от их емкости, должны размещаться в удалении от жилой застройки не менее чем на 50 м.
13.5.27. На конечных станциях общественного пассажирского транспорта на городских и пригородно-городских маршрутах должно предусматриваться устройство помещений для водителей и обслуживающего персонала.
13.5.28. Проектирование троллейбусных и трамвайных линий следует осуществлять в со-ответствии с требованиями СП 98.13330.2012.