Итак, начался снос железнодорожного вокзала. О том, что реконструкция невозможна мне стало известно более полугода назад. Кто ходит на мои экскурсии тоже в курсе, я даже проводил прощальную экскурсию с вокзалом, когда мы обошли его целиком, сравнивая что было в помещениях в 1960, 70-е, 90е и 2010-е гг.
В связи с невозможностью обеспечить безопасность несущих конструкций (здание собирались расширять и надстраивать дополнительным этажом), было принято решение полностью демонтировать существующий вокзал. Последние полгода осуществлялось строительство временного вокзала, который уже принял на себя функции закрытого здания.
Сегодня я покажу вам то, что было сфотографировано для публикации ещё в апреле, но ждало своего часа. Тогда бОльшую часть помещений уже закрыли на реконструкцию, а за забором начали возводить временное здание.
А это примерно тот же ракурс, но во время строительства пристройки в середине 1970-х.
Ситуация похожая. Кафе-закусочной только не хватает.
Но войти в вокзал ещё было можно.
Когда-то эту часть пристраивали к существующему с 1900 года объёму.
Вот тот же ракурс больше года назад.
Да. Часть вокзала - это ещё кирпичная кладка 1900 года, созданная по проекту архитектора РУЖД Петра Зыбина. Посмотрите какая аккуратная!
Более того, осталась и часть вокзала, построенная в 1870-х по типовому проекту, разработанному для РУЖД при открытии железнодорожного движения. Как хорошо было бы сохранить часть этих стен.
Из дореволюционного сохранилась часть багажного отделения.
Но самое удивительное - это сохранившиеся монументальные росписи Юрия Ивановича Валькова на тему "Великие земляки", выполненные в 1981-м году, а в 1990-е годы зашитые при "евроремонте".
Вот так это выглядело после открытия зала.
Во время их создания происходила довольно кропотливая работа. Сначала Юрий Иванович всё обмерил, офотографировал.
Потом уже взялся за наброски. Для этого он ходил в музеи, читал книги, рисовал эскизы, пытаясь создать полноценную картину, связанную с известными личностями, связанными с Саратовом.
Затем были уже цветовые пробы. Какие цвета будут лучше смотреться и сочетаться в зале.
Как всё это расположить.
Перспектива.
Более крупные наброски.
И вот началась работа.
А потом залы заполнили пассажиры. В зале ожидания они знакомились с историей Саратовской области.
Сегодня росписи открылись...
Дочь Валькова - художница Лада Юрьевна Валькова, пытается сохранить то что осталось.
Руководитель Приволжской железной дороги Сергей Анварович Альмеев собирался сохранить росписи, но в связи с тем что здание полностью снесут, сделать это почти невозможно (требуются большие трудозатраты, и финансы на то, чтобы демонтировать многометровые холсты с росписями, а потом реставрировать их и возвращать на новые стены).
Союз Саратовских Архитекторов помог с архитектурной фотосъёмкой росписей для последующего воссоздания в новом месте.
Ведутся переговоры о фотогранометрии. Было бы хорошо демонтировать хотя бы часть самых сохранных подлинных росписей, чтобы в последующем использовать их на новом месте или в качестве музейных экспонатов.
Спасибо Ладе Юрьевне Вальковой за предоставленные архивные материалы.