Захожу я вчера на страничку главных новостей дня и внезапно среди саратовских новостей вижу вот это.
Открываю новость про звонки...
А там реально несколько саратовских СМИ (в т.ч. АиФ, МК и т.д.) всерьёз
обсуждают наличие кнопок требования остановки в самарских маршрутках, которую запустили в одном из пабликов! Причём дошло до того, что даже самарские СМИ написали об этом
новость.
Я может быть чего-то не понимаю, но кнопки требования остановки на автобусах появились ещё в ХХ веке. Сегодня эти кнопки есть практически во всех саратовских автобусах и маршрутках. Расположены они на поручнях.
Начиная от немецких автобусов 1980-х годов, которые у нас ходят, так и на новейших троллейбусах "Адмирал".
В отличие от других регионов, где они действительно используются, в Саратове они просто есть. Никто их словно не замечает. Хотя смысл в них - экономия времени и ресурсов. Можно просигнализировать о желании выйти на остановке по требованию, или нажать кнопку, если через среднюю дверь выходит кто-то с детской коляской или на инвалидной коляске. Но в Саратове издревле принято выходить и оплачивать в переднюю дверь, пробираясь через весь салон, а те, кто может выйти лишь через среднюю дверь, должны уметь громко кричать. А уж в маршрутном такси кричать обязаны уметь все.
Но так было не всегда. Расскажу вам о своих воспоминаниях на эту тему. Почему и когда в Саратове отключили эти кнопки?
В 1995 году в СПАТП-7 передали первые в истории Саратова списанные европейские автобусы Scania CR112. Они работали на 41-м маршруте в Солнечный (а потом 8, 52 и 53). В них на каждом втором поручне уже были эти кнопки. И они изначально работали. Люди случайно их нажимали, т.к. поручни эти были облеплены хитросплетением рук (все же помнят, как штурмом в 1990-е брали транспорт и утрамбовывались так, что кондуктор не мог пройти). В общем во время движения постоянно звенел этот зумер, из-за чего кнопки просто стали выключать на всех вновь прибывающих автобусах.
Scania CR112
Думаете это европейское изобретение? А вот и нет. Даже на советских ЛиАЗах-677М, знаменитых "Луноходах" была кнопка остановки. Вот тот же 41-й маршрут. Эту фотографию я делал в самом начале 1990-х, когда ЛиАЗы ходили на всех маршрутах в Энгельс, 3, 5, 6, 7, 11, 15, 16, 21, 27, 33, 40, 41 и других городских маршрутах.
ЛиАЗ-677М 41-го маршрута
Так вот. Над их дверями внутри салона была круглая маленькая кнопка. Она была предназначена для того же самого - при нажатии звенел звонок у водителя, сигнализирующий о желании пассажира выйти.
Ещё один подобный атавизм в Саратове - кнопка открывания дверей. Если в Москве и многих других регионах эти кнопки функционируют, то у нас их отключают. На "Адмиралах", новых автобусах, электричках. В них заложен большой смысл - не открывать без надобности двери, чтобы не изнашивать механизм, не выпускать тёплый или холодный воздух из салона. Да и в целом экономия времени.
Но Саратов зачем-то держит марку первобытного общественного транспорта. Все удобства и нововведения отключаются, оплата осуществляется водителю, который никак не должен быть связан с деньгами. А вместо того, чтобы как можно быстрее довезти человека из точки А в точку Б, автобусы стоят по 5 минут на остановках медленно выпуская пассажиров по одному, а потом "резинят" между остановками, чтобы "оттянуть" конкурентов и забить салон поплотнее.