Памятник Дзержинскому в Саратове

Oct 10, 2023 15:00


На Привокзальной площади перед железнодорожным вокзалом стоит памятник "железному Феликсу". В Саратове постоянно говорят о том, чтобы этот памятник убрали к управлению ФСБ на улицу Дзержинского или на территорию училища Росгвардии к барельефу с цитатой Дзержинского (бывшее военное училище имени Ф.Э. Дзержинского), но кто ж его перенесёт? Это же памятник! А именно объект культурного наследия регионального значения. Кроме того, бытует заблуждение, что у вокзала ему не место, мол зачем его здесь поставили? Сегодня об этом.





Феликс Дзержинский в Саратове ни на вокзале, ни в самом Саратове не бывал, однако по инициативе саратовских железнодорожников ему именно здесь был установлен памятник. А всё потому, что в 1921-1924 годах он возглавлял наркомат путей сообщения. Даже Привокзальная площадь в 1930-1980-е годы называлась площадью имени Дзержинского.



Автор скульптуры - известный саратовский скульптор Павел Фёдорович Дундук (1890-1940). Это его последняя работа. Архитектором памятника был Дмитрий Васильевич Карпов (1891-1951).



В книге "Саратов историко-архитектурный" авторы пишут, что фигура Дзержинского получилась не совсем удачной.

Особое нарекание вызывает правая рука, несоразмерно длинная, застывшая в плавном «гуманитарном» жесте, похожем больше на дирижерский пассаж, а не на беспощадный взмах главного борца с контрреволюцией и буржуазией.



С исторической точки зрения наибольший интерес представляет пьедестал. Он дореволюционный. Изготавливался он как часть памятника царю-освободителю у Липок. В 1911 году скульптура Александра II была открыта, а после революции низвергнута.



Некоторое время на него был водружён бюст Н.Г. Чернышевского работы П.Ф.Дундука. В 1918 году это был первый памятник писателю-демократу. Смотрелось это, мягко говоря, странно. Постамент был несоизмерим с размером бюста.



В 1935 году постамент и бюст разлучили. Бюст повезли к СГУ имени Чернышевского и разбили по дороге (пришлось Дундуку снова изготавливать Чернышевского, но это совсем другая история). А вот постамент перевезли к ж/д вокзалу.



22 июля 1939 года товарищ Дундук рассказал газете "Коммунист" о замысле памятника.



По решению городского совета на привокзальной площади устанавливается памятник. Ф. Э. Дзержинскому.

Президиум горсовета принял эскиз монументальной скульптуры Ф. Э. Дзержинского, выполненный скульптором П. Ф. Дундуком.

14 июля тов. Дундук закончил модель монумента в натуральную величину 3,4 метра. В работе над эскизом, а затем и над моделью скульптор решал сложную задачу. Надо было передать правдиво образ замечательного человека, рыцаря без страха и упрека, верного соратника ведших учителей и вождей рабочего класса Ленина и Сталина.

- Мне предстояло,-говорит т. Дундук,-раскрыть в монументальной скульптуре образ железного большевика, показать его скромность, простоту, высокую культурность, гуманность, исключительную чуткость к людям, любовь к Родине и народу. Феликс Эдмундович был непримирим к врагам революции, к троцкистам) - бухаринским и другим предателям родины. Горячая, страстная натура железного большевика сочеталась в нем с огромной выдержанностью, уверенностью и твердостью. Я ставил себе задачу отразить эти качества в образе Ф. Э. Дзержинского. Не мог я не подчеркнуть п того, что сила Дзержинского была, в нерушимой связи с партией, в преданности делу Ленина-Сталина. Это я решаю через символ большевистского слова - газету «Правда», которую держит в руке Дзержинский, и в жесте, обращенном к народу.

Комиссия в составе скульпторов, архитекторов и художников дала положительные отзывы о работе тов. Дундука.

В ближайшие дни саратовское товарищество «Художник», которому поручено сооружение монумента, приступает к переводу модели в железо-бетон.



Памятник Дзержинскому был открыт 23 декабря 1939 года. На царском пьедестале до сих пор видны отверстия, на которых была закреплена надпись «Царю-освободителю Саратов» и декор.





Ещё одно интересное решение - Феликс Эдмундович с момента открытия «смотрел» на здание станции Саратов-I, но в 1977 году после реконструкции железнодорожного вокзала фигуру развернули на 180 градусов.



Причин я до сих пор не знаю. А одна из баек говорит, что он сначала показывал в сторону воров, которых увозят из Саратова в тюрьму, а потом стал показывать в сторону здания обкома на Московской (из той же серии, что "Саратов - вокруг горы, а внутри воры").

Об открытии памятника после реконструкции писала газета «Коммунист»:



В канун 100-летия со дня рождения Ф.Э. Дзержинского в Саратове после реставрации был открыт памятник пламенному борцу за коммунизм.

Машинист локомотивного депо станции Саратов II, почетный железнодорожник А.И. Ковырягин говорит об огромной роли Ф.Э. Дзержинского в жизни молодой советской страны, о его неутомимом труде на постах наркома внутренних дел, путей сообщения, председателя Высшего Совета Народного Хозяйства. Много сил отдал он восстановлению разрушенного железнодорожного транспорта. Образ Ф.Э. Дзержинского дорог железнодорожникам.

Источники:

  1. Сайт «Фотографии старого Саратова»
  2. Материалы Марии Салий
  3. Давыдов В.И., Семёнов В.Н. «Саратов историко-архитектурный»
  4. Личный архив автора

#Саратов, Московская, тогда и сейчас, Привокзальная площадь, СССР, памятник, объект культурного наследия, краеведение

Previous post Next post
Up