После
роттердамского вокзала нельзя не рассказать о вокзале Утрехта. Утрехт - самый крупный железнодорожный узел в Нидерландах. Здесь находится самый крупный в стране железнодорожный музей (в нём я тоже побывал). Так что вокзал тут построили соответствующий статусу.
Вокзал был построен в 2016-м году. Строительством занималось архитектурное бюро Benthem Crouwel Architects. Рассчитан на 100 миллионов пассажиров в год (а сейчас уже около 90 миллионов, только вдумайтесь!). Через Утрехт проходит около 1000 поездов (!) и больше 150 тысяч человек в день. То есть почти половина населения самого Утрехта пользуется этим транспортно-пересадочным узлом ежедневно. Одна подземная парковка на 12,5 тысяч велосипедов чего стоит!
Привокзальная площадь со стороны прохода к историческому центру. Ещё есть площадь с противоположной стороны, где находится городская ратуша - мэрия по нашему. Её современное здание заслуживает отдельного поста, там внутри просто фантастика!
Меня впечатлил и навес.
Ну какая красота!
Напротив центрального выхода расположен вход в самый большой торговый центр Нидерландов - Hoog Catharijne, которому исполнилось 50 лет. Более 120 магазинов и 29 ресторанов. Прямо через этот центр у посетителей обычно пролегает путь в исторический центр города. По самому торговому центру можно ещё и на лодке плавать. Но сегодня не о нём :)
Это макет части привокзальной площади с торговым центром, который я сфотографировал в мэрии Утрехта.
Центральный вокзал объединяет под одной крышей железнодорожные, трамвайные пути и автобусную станцию. То есть единый транспортно-пересадочный узел. Схема уровней вокзала Benthem Crouwel Architects (чтобы сориентироваться посмотрите на правую сторону схемы):
Схема внутреннего наполнения. Из большого зала идут эскалаторы к поездам, а сам зал наполнен различными кафе, магазинами, киосками. По внутреннему залу можно ходить если у вас есть билет - вас туда пропустит турнике (чёрные пунктирные линии). А вот по нижней кромке вы видите альтернативный пешеходный путь - это своеобразный пешеходный мост на другую сторону города, с которого можно и на поезда смотреть, и заходить в кафе и магазины, расположенные по эту сторону конкорса.
Вот так это выглядит в жизни. Крыша над зданием продолжается в навес над этим пешеходным мостом. Вдали виднеется белое здание ратуши.
Обернёмся назад. Архитекторы назвали этот "мост" общественной улицей или "променадом".
С моста видны железнодорожные пути и навесы над платформами.
Зайдём внутрь этого огромного зала.
Волнообразная крыша длиной 235 и шириной 85 метров накрывает вокзал и променад. Навигация помогает легко ориентироваться в этом гигантском пространстве.
Те, кто не может пользоваться эскалаторами, могут спуститься к платформам на лифтах. У каждой платформы табло с указанием прибывающих и отправляющихся поездом, а так же общее табло с указанием платформ.
На других табло - отправляющиеся ежеминутно автобусы. Как в таком пространстве не сделать второй уровень?
Удивительно, но я нашел фотографию Benthem Crouwel Architects, сделанную словно в мою сторону, когда я фотографировал предыдущую фотографию.
Ну и как не полюбить этот светильник?
Особенно когда наступает ночь. А ночью он ещё и переливается в динамике!
Освещение зала тоже решено оригинально.
Выйдем из здания...
Куда пойдём? Направо в торговый центр или прямо в Albert Heijn (крупнейшая сеть супермаркетов в Нидерлдандах)?
Ну какая же красота!
Вот такой ночной утрехтский вокзал.
Напоследок ночная панорама вокзала, за которым высится здание ратуши.
Benthem Crouwel Architects