Дом губернского прокурора, построенный столичным художником
На улице Чернышевского недалеко от музея-усадьбы Чернышевского расположен, казалось бы, малоприметный двухэтажный дом. Обычный для своего времени оштукатуренный фасад в стиле классицизм кажется интересным лишь при ближайшем рассмотрении. Витые колонны, руст, лепные наличники, сандрики в виде карнизов с сухариками, подоконные фризы.
Однако со стороны двора нас ждёт совершенно другая картина. В сторону Волги смотрит красивый изогнутый фасад в стиле ренессанс с готическими элементами, треугольными «башнями», каменной входной колоннадой, над которой находится полукруглая веранда. Специалисты относят дворовой фасад к мавританскому стилю.
1920-е
В рядом стоящих зданиях мы видим похожие элементы - готические пилоны, стрельчатые выемки.
Дело всё в том, что раньше это был единый комплекс зданий - городская усадьба, которая помимо прочего имела большой сад, спускавшийся почти до самой Волги.
--
Что осталось от усадьбы?
К дворовым хозяйственным постройкам усадьбы относились конюшни, каретники, сараи и сушильни. На фото братьев А. и В. Леонтьевых из альманаха «Саратов» 1947 года можно увидеть, как раньше выглядели эти постройки во дворе усадьбы. Уже тогда было видно, что в советское время часть строения стала использоваться в качестве жилого дома: крайние от колонн готические проёмы заделаны, в средние врезаны оконные рамы и двери.
Конюшни с сушильнями - фото бр.Леонтьевых
Сегодня от этого длинного строения осталась в лучшем случае, лишь третья часть, которая по-прежнему используется как жилой дом.
«Подрезал» длинную постройку кооперативный дом ЖСК «Луч», построенный на месте сада усадьбы в 1960-е годы. 6 этажей этой хрущёвки перекрыли вид с веранды главного усадебного дома на Волгу, и, соответственно, вид с Волги на эту усадьбу, который мы можем видеть на одной из первых фотографий Саратова с Волги 1864 года.
Дом Кожевникова справа от центра фото
На этой же фотографии и планах Саратова 1870-х гг можно видеть первоначальную конфигурацию усадьбы. По бокам от центрального дома находились отдельно стоящие одноэтажные флигели. Домовладение было окружено кирпичной оградой.
1958
1958
Часть той старой готической ограды сохранилась по Комсомольской.
2005
Клейма на кирпичах ограды свидетельствуют, что кирпичи изготавливались на заводе Михаила Еремеевича Зевакина, основанном в 1870 году у Соколовой горы.
Клеймо МЕЗ
Из одноэтажных флигелей до наших времён сохранился один - на углу Чернышевского и Комсомольской улиц.
Однако в прошлом году новые хозяева сильно видоизменили его фасад.
Второй флигель был надстроен вторым этажом ещё до революции, и сейчас представляет собой жилой многоквартирный дом.
Основной усадебный дом в те же годы был расширен в сторону флигеля, что хорошо видно при сравнении фотографий начала ХХ века и 1864 года.
1946
Внутри него сейчас жилые квартиры, большая часть готического декора утрачена уже после 1990-х.
1964 фото Германа Рассветова
1990
2018
2021
см.
Усадьбу губернатора Кожевникова, построенную автором Мраморного дворца, продолжают уничтожать За свою 180-летнюю историю здание сменило множество хозяев, жильцов, здесь происходили интересные встречи и важные исторические события.
--
Первый хозяин
Первым владельцем усадьбы был губернский прокурор и помещик Василий Максимович Максимов. Главный усадебный дом был выстроен прокурором из кирпича в 1830-1840-х гг на замену дому, сгоревшему при пожаре в 1821 году. Автором проекта постройки считают известного столичного архитектора Александра Павловича Брюллова. Самые известные его здания в Петербурге: Мраморный дворец, Михайловский театр, Лютеранская церковь на Невском проспекте, Пулковская обсерватория, штаб Гвардейского корпуса, он же восстанавливал Зимний дворец после пожара 1837 года.
Знаменитый художник Карл Брюллов был его младшим братом, однако и сам Александр Павлович увлекался живописью. Именно он является автором знаменитого портрета Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина, выполненного в 1831 году.
Хозяин усадьбы Василий Максимов был богатым помещиком, у которого было имение в районе села Кологривовка. В качестве губернского прокурора он следил за порядком делопроизводства в губернских учреждениях, должен был защищать интересы «императорского величества» и права его подданных, бороться с противозаконными действиями чиновничества и губернским произволом.
Известно о двух храмах, открытых на пожертвования Максимова. В 1815 году в Увеке состоялось освящение Иоанно-Предтеченской церкви, сооружённой на пожертвования В. М. Максимова, С. С. Мачинского и купца И. А. Канина. А в 1819 году Максимов на свои средства решил выстроить новое здание Сергиевской церкви напротив своего дома. Проект нового каменного храма выполнил губернский архитектор Г.В. Петров.
11 (23) октября 1825 года преосвященный Амвросий освятил главный престол во имя Нерукотворного образа Спасителя, однако в народе её продолжали называть Сергиевской, что тогда дало название «Большая Сергиевская» современной улице имени Чернышевского.
Сергиевская церковь известна тем, что в ней служили дед, а затем отец Н.Г. Чернышевского. Протоирей Гаврила Черншевский венчал в этой церкви саратовского уездного предводителя дворянства Афанасия Алексеевича Столыпина (любимого дядюшку М.Ю. Лермонтова, с которым он ведёт диалог в стихотворении «Бородино») с М.А. Устиновой, внучкой известного богача Михаила Андриановича Устинова (в доме которого сейчас находится областной музей краеведения). В Сергиевской церкви крестили самого Николая Гавриловича Чернышевского и другого известного саратовского писателя Константина Федина.
В советское время на месте разрушенного храма построили школу, которая в военное время стала эвакогоспиталем, затем Саратовским научно-исследовательский институт ортопедии и восстановительной хирургии Наркомздрава РСФСР. Организацию в 1940-е годы возглавлял известный хирург Сергей Романович Миротворцев. Сегодня организация известна, как Саратовский научно-исследовательский институт травматологии, ортопедии и нейрохирургии.
--
Дом Шортана
Многие следующие годы усадьбой владеет купец 1-й гильдии из города Ейска член саратовского Губернского попечительного комитета о тюрьмах Егор Петрович Шортан. Он женился на дочери крупного саратовского земле- и домовладельца П.Ф. Тюльпина Надежде и сдавал этот дом различным состоятельным людям и должностным лицам.
Во времена губернаторства А.М. Фадеева (1841-1846 гг) в доме снимал квартиру вице-губернатор (с 1843 года) Александр Яковлевич Сафронов.
Сам Фадеев писал о своём заместители так: «С. (Сафронов) же был первостатейный шарлатан, занимавшийся преимущественно сочинениями баснословных проектов, как например проектом проведения железной дороги от Петербурга, чрез Саратов, до озера Балкаши в Киргизской степи и т. д. А вместе с тем, при удобных случаях, оказался весьма нечист на руку. Его тоже скоро перевели в Архангельск».
С 1846 года по 1854 гг здесь проживал саратовский губернатор Кожевников. Матвей Львович Кожевников - бывший наказной атаман Уральского казачьего войска. Он любил застолья, воскресные обеды, интересных личностей, потому здесь бывали именитые заезжие гости и весь саратовский бомонд. За своим рабочим столом в губернской канцелярии Матвей Львович восседал не в кресле и не на стуле, а в богато украшенном казачьем седле.
Помещик Н.И. Бахметьев вспоминал о нём так: «Привыкши расправляться с казаками нагайкой, он вообразил себе, что он также может действовать и в самостоятельной губернии, где преобладал элемент дворянский, о котором этот губернатор, в полном смысле чиновник, не имеющий ничего, кроме казенного жалованья, и понятия не имел, или если и имел, то превратное. (…) Находя, что Кожевников человек достаточно умный, порядочно образован, хотя и односторонне, иногда острый, и имел всегда отличного повара, давал хорошие обеды, одним словом, ел хорошо, но только пил немного излишнее, так что после обеда он уже ни на что не был способен, ложился спать и вставал утром с постоянною головною болью, что отражалось более и прежде всего на бедном полицмейстере, обязанным являться в девять часов утра со своим рапортом. Вообще, Кожевников обходился со своими чиновниками хуже, чем со своими лакеями, лишиться которых ему было более чувствительно, чем лишиться чиновника, которого ему легко было заместить».
Дверь в главном доме
На застолья приглашал он интересных людей. В частности, среди них был и декабрист А.П. Беляев, служивший управляющим нарышкинского поместья в Падах. Спустя много времени он напишет, что видел у Кожевникова за обедом сына протоирея, тогда ещё неизвестного студента. Речь, как вы поняли, шла о юном Н.Г. Чернышевском, который будучи студентом Петербургского университета, приезжал на каникулы в свой отчий дом, что находился на соседней улице. Сам Николай Гаврилович писал, что «долго не мог отойти» от этих посиделок у губернатора.
Лестница в главном доме
В советское время факт встречи в доме декабриста Беляева и писателя Чернышевского стал основанием отнесения здания к революционным памятникам и включения в реестр объектов федерального значения, в котором он находился до 1997 года. Это спасло старинный усадебный дом от сноса и перестроек. Надпись на мемориальной доске гласила: "В этом доме в 1850 году состоялась встреча великого русского революционного демократа Н.Г. Чернышевского с декабристом А.П. Беляевым."
После губернатора в доме жил предводитель губернского дворянства, председатель железнодорожного комитета Н.Д. Давыдов (сын поэта-партизана). 21 июня 1868 года здесь на его квартире были подписаны документы о строительстве к Саратову железной дороги.
--
Перед революцией
В начале 1870-х домом владел купец Никифор Иванович Медведев. Он сдавал его в аренду женскому пансиону.
В 1874 году усадьбу перекупили первогильдийные купцы Броницкие и Духиновы «в общую собственность». Среди квартирантов дома были прокурор саратовской судебной палаты С.С. Жихарев, член палаты М.Я. Тредьяковский, совладелец синематографа «Гранд-Мишель» П.Н. Парусинов.
Иван Гордеевич Духинов к началу ХХ века имел взрослую дочь и сына. Последним владельцем дома стал его сын Иван Иванович.
12 ноября 1913 год в газете "Саратовский листок" можно было прочитать заметку «На Б. Сергиевской улице в доме №44, из запертой квартиры И. И. Духинова похищено на 21 р вещей».
--
После революции
В 1918 году семью Духиновых из 11 человек, проживавшую в усадьбе, уплотнили на первом этаже, а в 1928 совсем выселили из родного дома куда-то на Бабушкин взвоз. С тех пор дом продолжает использоваться как многоквартирный.
Сегодня главный дом усадьбы является объектом культурного наследия регионального значения.
Источники:
1. Исследования Ольги Куцан
2. Историческая справка В.И. Давыдова
3. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
4. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)