Немного саратовских адресов Великой Отечественной войны

May 09, 2023 13:00


Более 680 тысяч жителей Саратовской области защищали нашу Родину в боях. Более 300 из них удостоены звания героя Советского Союза (из них 24 уроженца Саратова).

Сам же Саратов находился в тылу, а во второй год войны стал прифронтовым городом, обеспечивая победу страны в Сталинградской битве.





Дом Шмидта на Волжской

В этом доме в 1942 году работал пункт набора юнг для учебного отряда Северного флота с дислокацией на Соловецких островах. Юнги набирались в добровольном порядке в возрасте 15-16 лет с образованием в объеме 6-7 классов средней школы. В память о первых добровольцах Соловецкой школы юнг в 1990-е годы на здании была повешена мемориальная доска и установлен памятник в Липках.

Здесь же располагался штаб по формированию женских авиаполков, где бывала и Герой Советского Союза М. Раскова

--



Здание Окружного суда (Московкая/Радищева)

В тридцатые годы здесь находились школа гражданского воздушного флота и авиационный техникум (с 1932 по 1942 годы).

С 1941 по 1944 годы в здании размещался штаб Приволжского военного округа. В ноябре 1941 года на базе соединений Приволжского военного округа была сформирована 60-я резервная армия, переименованная в конце декабря в 3-ю ударную и включена в состав Северо-западного фронта. Воины этой армии обороняли Москву, освобождали Латвию, Польшу, Восточную Померанию и штурмовали Берлин.

В 1944 году в здании открылось Суворовское военное училище.

--



Бывшая торговая школа на Заулошнова, 5

Во время Отечественной войны в ней размещалась 8-я лётная школа ВВС.

--



Региональный учебный центр боевой подготовки ракетных войск и артиллерии

Саратовское танковое училище готовило командиров средних и тяжёлых танков. За годы войны первое и второе СТУ произвели 50 выпусков, подготовили около 12 тысяч командиров и техников-танкистов. Среди их воспитанников - 130 Героев Советского Союза, трое из них стали Героями дважды.

--



Школа №25 (Русская православная классическая гимназия на Лермонтова, бывш. Дом Катенева)

В это здание временно был перемещен аппарат Президиума Верховного Совета и СНК РСФСР. Кроме того, в Саратове оказались отдельные наркоматы СССР и РСФСР.

--



Эвакогоспитали

В Cаратовской области был работало около 200 эвакогоспиталей, более 30 из которых - в областном центре. Они формировались на базе учебных заведений и гостиниц. На одного врача в те времена приходилось по 100-200 раненых. По показателю возвращения боеспособности наши госпитали были одними из ведущих в СССР - 71% раненных после лечения возвращались в строй.

Каждый эвакогоспиталь был прикреплён к определённому дому или учреждению, заводу. Работники завода после смены должны были дежурить в госпитале, ухаживать за раненными, помогать. Чтобы дети в это время были под присмотром, в помещениях эвакогоспиталей создавались детсады.

Студенты и школьники ухаживали за ранеными воинами и давали концерты. Домохозяйки стирали бельё и чинили обмундирование. Красноармейцев, получивших увечья, обучали профессиям счетоводов, бухгалтеров, сапожников, портных и т. д, что помогало им адаптироваться к новым условиям жизни.

--



Эвакуация

В область эвакуировали 60 школ-интернатов и детских домов. В 1941-1943 годах в эвакуации в области находились Ленинградский госуниверситет, Московская консерватория, ГИТИС, МХАТ, Киевский академический театр Красной Армии, Полтавский драмтеатр, Украинский театр им. Шевченко, 2-й Харьковский украинский театр, около 100 промышленных предприятий.

Одной из «жертв» эвакуации мог стать Саратовский университет. В обкоме потребовали отдать корпуса университета под один из эвакуированных военных заводов. Трудно сказать, какие аргументы выдвинула тогдашний и.о ректора Вера Артисевич, но университет оставили в покое.

Работать первые месяцы войны вызывались студенты, женщины, подростки и пенсионеры. С весны 1942 года была объявлена трудовая мобилизация.

Студенты учились по сокращённой программе - без выходных. Группы студентов выполняли военные работы - например их отправляли копать защитные рвы.

--



СЭПО (Саратовское электроагрегатное производственное объединение)

С СЭПО фактически началась история самого крупного ныне района Саратова - Ленинского, индустриализация дачного пригорода к северу от исторической части города. Датой рождения СЭПО считается 14 мая 1939 года, когда правительство СССР приняло решение о выводе строящегося агрегатного завода (АТЭ-2) из наркомтяжпрома в нарком авиапромышленности (Завод №306 НКАП), при этом в границы города территория вошла только после войны.

Во время войны здесь производили первое отечественное авиационное магнето («сердце» авиамоторов), высоковольтные трансформаторы и другие приборы.

--



Саратовский агрегатный завод (Астраханская, 45)

Саратовский агрегатный завод вместо выпускаемых ранее запасных частей к тракторам переквалифицировался в производство противотанкового ружья системы ПТР-С, корпуса для мини снарядов, узлов для пушек.

--



ПО «Корпус»

Во время войны московский завод "ЗАТЭМ" (в то время уже завод №205) был вынужден эвакуироваться в Саратов. С 16 октября по 18 ноября 1941 года продолжалась эвакуация 833 единиц оборудования и 1218 работников. Они были размещены в недавно построенном корпусе Сельскохозяйственного института и общежитиях СХИ. Во время войны завод выпускал ударные механизмы взрывателей мин, корпуса фугасных снарядов для «Катюши», приборы управления артиллерийским и зенитным огнём и т.д.

--



ПАО «Тантал»

В мае 1944 году в Саратов из Баку была эвакуирована бронетанковая рембаза-12, изначально располагавшаяся на Украине. Рембаза разместилась в одном производственном корпусе на 2-ой Дачной. Коллектив базы в количестве более 700 человек жили рядом в двух бараках.

Ремонт танков проводился круглосуточно, практически без выходных дней, все работники находились на казарменном положении, работали по 20 часов в сутки.

Постановлением Совета Министров СССР от 15 августа 1948 г. «О преобразовании Саратовского бронетанкового завода БТРЗ-12 в Государственный завод МПСС - п/я 122» началась эпоха электровакуумной промышленности на территории Саратова. Завод выпускал электро- и радиолампы, элементы систем вооружения. Ныне ПАО «Тантал»

--



Саратовский подшипниковый завод

ГПЗ-3 освоил и стал выпускать роликовый подшипник «2318» для танков, взяв на себя значительный объем производства московского подшипникового завода.

--



Авиазавод

Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен на Саратовском авиазаводе. в 1941-1944 и в 1944-1946 годах было изготовлено 13569 самолетов Як-1 и Як-3 всех модификаций (больше половины от числа всех самолетов, имевшихся у СССР к 22 июня 1941 года) Кроме советских летчиков на Як-1 и Як-3 воевали французы из полка «Нормандия - Неман».

--



Крекинг

Четверть горючего, потраченного за всю войну была произведена на саратовском крекинг-заводе им. Кирова (Саратовский НПЗ).

В 1942 и 1943 году Саратов подвергался бомбардировкам фашистской авиации, против которой действовал сформированный здесь зенитный полк, в составе которого воевали саратовские женщины и девушки.

Борьбу с вражескими самолетами вели и летчицы женского авиационного полка под командованием М.М. Расковой. Основными объектами бомбежек были авиазавод, железнодорожный мост, Улешовская нефтебаза, крекинг-завод.

--



Консерватория

Для того, чтобы противник не смог ориентироваться с воздуха, снимали высотные ориентиры: шпили с консерватории; применяли светомаскировку: зашторивали окна плотной тканью.

--



Железная дорога от станции Саратов-3

Волжская рокада - рокадная линия железной дороги протяженностью 978 км от станции Иловля (вблизи Сталинграда, ныне Волгограда) до станции Свияжск (недалеко от Казани) через Саратов, была построена в рекордные сроки во время Великой Отечественной войны. Она обеспечивала победу страны в Сталинградской битве, предопределившей разгром фашистских войск.

--



Елшанка

3 сентября 1944 года Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве первого в СССР сверхдальнего магистрального газопровода «Саратов - Москва».

При возведении газопровода использовался труд военнопленных, численность которых в Саратове достигала 10 тысяч человек.

Для обслуживания и ремонта техники, применявшейся на строительстве газопровода, в Саратове осенью 1945 года были основаны ремонтно-механические мастерские. Впоследствии, в 1947 году, на базе этих мастерских был создан Саратовский завод резервуарных металлоконструкций.

--

Источники:
1. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
2. Калякина А.В. Немецкие военнопленные в Саратове: жизнь и взаимоотношения с местным населением, 2008.
3. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов «Саратов историко-архитектурный».
4. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. - Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008.
5. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)

#Саратов, завод, краеведение

Previous post Next post
Up