На Большой Горной улице рядом с корпусом Эконома (Сейчас это Социально-экономический Институт СГТУ им. Гагарина) находится интересный дореволюционный дом, признанный в 2021 году объектом культурного наследия муниципального значения как "Дом жилой купца Н.Е. Наумова, 1880-1904 гг". А в 1980-е были планы снести все дома почти до улицы Горького, сделав тут кампус "Эконома" со спортивным кластером.
Тут я писал об этом.
Но этого не произошло, поэтому и соседний дом с мезонином (богадельня князя Щербатова 1860 года) тоже остался на своём месте.
Итак, рассмотрим дом Наумова и параллельно изучим его историю. Николай Евграфович Наумов начинал с цеховых, с 1864 года держал канатное производство с численностью работников в 25 человек, затем начинает торговлю рыбой, а с 1901 года числится проживающим уже по этому адресу. Сам же дом уже существовал в 1880-е годы и был, по воспоминаниям старожилов в третьем поколении, одноэтажным.
В 1904 году Наумов женится, и возможно тогда выкупает этот дом и надстраивает его вторым этажом, увеличивая в длину на ширину лестницы, по которой можно было подниматься в пристроенный этаж. По ней мы ещё поднимемся - эта как раз одна из этих дверей. Вторая ведёт в помещения первого этажа.
Сохранилась историческая ручка.
Радует глаз и кованый балкон на рельсах.
Вид с балкона.
Но самый удивительный вид открывается на дом во дворе. Здесь мы видим деревянную галерею-веранду второго этажа и бельведер.
Кроме этого, дом имеет Г-образную форму. В этой части находилась контора (второй этаж) и склад продукции (первый). В послевоенное время она была частично снесена.
А продукцией была копчёная рыба, поскольку место, занятое сейчас внутренними строениями Эконома, было занято коптилкой и сушильными клетями.
У здания несколько подвалов.
Различные кирпичи могут доказывать, что здание было построено не едеиновременно. ЕБ - завод Евдея Булычёва. МЕЗ - завод Михаила Еремеевича Зевакина. Правда оба завода начали действовать в 1870 году.
Нижний этаж имеет небольшую высоту.
Но мы поднимемся по деревянной лестнице на второй.
Точёные балясины.
Окно.
Готическая веранда.
Выход на балкон, ведущий во двор.
На веранду выходят комнаты второго этажа с высотой потолков 3,6 м.
Отапливался дом печами-голландками и русской печью, которая, как говорят, осталась ещё от прежних хозяев, которые использовали помещение как пекарню.
В заборе со стороны Большой Горной находились резные ворота с большой буквой «Н» - начальной буквой фамилии владельца. Жильцы дома рассказывали, что в дом приезжали даже внуки Наумовых, посмотреть владения деда.
Когда случилась революция, дом был превращён в коммунальные квартиры. Общая кухня.
Но как вы понимаете, всё зависит от хозяев. Ничто не мешает превратить бывшие коммунальные квартиры в достойное и даже элитное жильё. Центральная часть города, памятник архитектуры, высокие потолки, свой двор. И вот вам исторический потолок одной из квартир!
Недавно комната выглядела вот так.
Нынешний хозяин квартиры залатал кровлю над своей комнатой, провёл косметический ремонт потолка и получилось просто шикарно!
Только посмотрите!
Это был центральный зал дома с выходом на кованый балкон.
Комната использовалась для приёмов и танцев. Поэтому в ней стоял некий клавишный музыкальный инструмент. То ли клавесин, то ли фисгармония.
Повсюду младенцы.
Они же в розетке под люстру.
Кстати и люстра тут под стать - старинная. Хозяин квартиры собирается отдать её реставраторам.
В другой комнате квартиры видны деления на "клетушки", сделанные во время уплотнений, из которых проглядывает ещё одна лепная розетка.
Потолок тут тоже нуждается в ремонте.
Сохранились исторические двери из массива.
И прекрасные дверные ручки.
Зайдём ещё в другую квартиру. Здесь тоже богатая потолочная лепнина.
В Листья замаскировали заслонку.
Ну и конечно последствия разрушений.
Общий вид.
Розетка под люстру.
Ручки на окнах.
Дореволюционный паркет!
Идём в другие квартиры. Печь.
Состояние потолка в квартире, где никто не живёт.
Срочно необходим ремонт и обработка от грибка!
Трещины.
А в этой комнате живут. Поэтому здесь и ухожено.
И все исторические детали печи выглядят, как новые.
Фурнитура в коридоре.
Исторические ручки.
Ну а в конце давайте по очень крутой лестнице выйдем в бельведер!
Вот так он выглядит внутри. Тут никто не живёт - просто сушат бельё.
Стоит старая табуретка.
По легенде Николай Наумов выходил сюда, чтобы сверху наблюдать за работой своей коптильни.
Вероятно, на верхушке был высокий деревянный шпиль.
Резьба.
А вот и кровля. Во многих местах она прохудилась и жители дома своими силами, как могут, перекрывают её, потому что фонд капремонта за всё это время не сделал ничего для того, чтобы хотя бы поддерживать дом в прежнем состоянии.
Изнутри видно, что через дыры внутрь попадает свет.
Сюда же попадает и вода, поэтому борются с ней и такими дедовскими способами.
Дом Наумова - великолепный объект с историей, жителями, которые хотят в нём в жить. Однако государство, которое выставляет счета за капремонт не делает ничего. Дом не разваливается лишь благодаря неравнодушным жителям, которые своими силами занимаются срочными подручными работами, чтобы сохранить общедомовое имущество.
К сожалению, фонд капремонта Саратовской области полностью отстранился от работ на объектах культурного наследия. А ведь только в Саратове многоквартирных домов-памятников более 230! И в них живут люди, которые всю жизнь ждут замены коммуникаций, латания крыши, укрепления фундамента. И это не реставрация (которой тоже надо заниматься). А в результате бездействия мы теряем историческое лицо города. Жители оказались в заложниках ситуации, а государство, призванное охранять наследие и признавшее памятниками дома, выполняет функцию пассивного наблюдателя. Наблюдает, как скоро от исторического Саратова почти ничего не останется...