История троллейбусного маршрута №2 в Саратове началась в 1954 году, когда по тренду того времени, он был придуман на замену трамваю маршрута №6. И, конечно, благодаря перепрофилированию завода им.Урицкого в Энгельсе на троллейбусное производство.
О том, как видоизменялся маршрут довольно мало информации, как в официальных книгах об истории саратовского горэлектортранспорта (всех четырёх), так и в Википедии. Порой она противоречива. Что самое главное, противоречива воспоминаниям старожилов и публикациям саратовских газет.
Пост не претендует на историческую достоверность, являясь попыткой систематизации информации из разных источников, порой противоречащих друг другу. Любые дополнения и исправления приветствуются!
17 августа 1953 года начались работы по благоустройству проспекта Кирова, в числе которых производился съём трамвайных путей с последующей заменой их на троллейбусную линию. С этой даты на замену трамваю были пущены автобусы (с 6:30 до 2:00) и грузовые такси.
Апрель 1954 года - продолжаются работы по строительству троллейбусной линии маршрута №2 - укладывается мостовая на Университетской и Михайловской (ныне Вавилова) улицах. Трамвайный путь на Михайловской переносится на её центр. Рабочие обязались сдать линию к 1 мая.
22 апреля 1954 года
1 мая 1954 года был открыт троллейбусный маршрут №2. Сначала по маршруту от железнодорожного вокзала ходили «лобастые желто-синие троллейбусы» МТБ-82 и маршрут отличался от трамвайного.
проспект Кирова в конце 1950-х
Троллейбусная линия 2-го маршрута пролегала по современным улицам Большой Казачьей - Университетской - Вавилова - площадь Кирова - проспект Кирова - Волжская - кольцо: Комсомольская - Григорьева - Некрасова и обратно.
1958. площадь Кирова
1954. проспект Кирова
Менее чем через год (18 апреля 1955 года) его продлили по Волжской к Октябрьской, где он делал оборотный круг по Князевскому переулку до Лермонтова и возвращался на Волжскую.
Конечная была у особняка Дашковского (ресторан Soho).
1960. Троллейбус стоит на конечной в верхнем левом углу кадра
Зимой троллейбус не доходил до Волги и оборачивался по старому кольцу Комсомольская \Революционная\Некрасова. Как писали в газетах, «крутой заснеженный подъём по Октябрьской улице был жёлто-синим работягам не под силу».
Потом на маршруты вышли современные ЗиУ-5 и маршрут заработал в полную силу.
1965. ЗиУ-5 на Конечной. Начинается строительство последней очереди дома по набережной Космонавтов, 3
Оборотное кольцо по Революционной-Некрасова оставалось для служебного использования как минимум до 1972 года.
Контактная сеть возвращается с Некрасова на Волжскую
Потом началось строительство дома № 38/40 по Некрасова, улицу закрыли забором, стрелки демонтировали.
улица Некрасова и забор
1972. Провода оборваны, стрелка демонтирована. Строительство издательства "Коммунист".
Мало кто помнит, почему троллейбус ходил именно к Октябрьской. Именно на спуске от конечной 2-го маршрута тогда располагался старый деревянный речной вокзал.
1958. Строятся дома на набережной, а вокзал ещё стоит.
Было запланировано строительство и открытие нового речного вокзала и логичное продление 2-го троллейбусного маршрута к нему. Для этого от Лермонтова была навешена контактная сеть по улицам: Лермонтова - Обуховский переулок - Набережная Космонавтов - Московская - обратно на Лермонтова. Эта контактная сеть встречается на многих фотографиях и давно стала причиной легенд и загадок Саратова. Как было бы удивительно прокатиться на троллейбусе по набережной с панорамным видом на Волгу.
1964. Контактная сеть поворачивает с Набережной на Ленинский взвоз
Но сроки строительства были передвинуты, а провода были протянуты ещё в 1962-м. Пока не найдено ни одной фотографии, где был бы троллейбус на этом участке трассы, только провода. Наверное это неудивительно, потому что одно время провода упирались в забор стройки речного вокзала, где, должна была расположиться и его диспетчерская. Планировали разместить её прямо в здании вокзала, потом был вариант размещения в здании речного училища (на этом месте сейчас "Словакия").
1968. Контактная сеть упирается в забор.
При строительстве дома на Обуховском взвозе с адресом Лермонтова, 20, появилось новое препятствие.
1971. Контактная сеть на Обуховском переулке и строительство дома.
Говорят, что во время строительства провода были порваны и эту трассу решили не восстанавливать, демонтировав провода в 1972 году.
1968. проспект Кирова
1968. проспект Кирова
1 марта 1972 года на 2-м маршруте впервые на улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы новой трёхдверной модели энгельсского завода ЗиУ-9.
До этого момента на этом маршруте испытывали все экспериментальные модели завода им.Урицкого: ТБУ-1, первый ЗиУ-5, экспериментальные ЗиУ-9 и ЗиУ-9А с разной шириной кузова, предсерийный ЗиУ-9 , ЗиУ-9 установочной партии.
1969 год
Вот ЗиУ-9 на конечной.
1976. Октябрьская
1979. Отстой троллейбусов на конечной (Лермонтова)
Вот на проспекте Кирова.
1976 год.
А вот на площади Чернышевского.
Перед переводом проспекта Кирова в пешеходную зону, троллейбус решили переносить на параллельную улицу - Сакко и Ванцетти. Первые кронштейны появились на улице осенью 1980 года, к лету 1981 года контактная сеть была навешана уже на всём протяжении, но начались традиционные для Саратова раскопки улиц, провода были оборваны и восстановлены лишь к июлю 1982 года.
20.08.1982 из-за перевода проспекта Кирова в пешеходную зону маршрут №2 начал ходить по Сакко и Ванцетти.
В газетах анонсировались планы по сносу углового здания с хозрасчётной поликлиникой на Сакко и Ванцетти/Чапаева, для того, чтобы водителям троллейбусов не приходилось "кружить" от Вавилова по Рахова - Советской - Чапаева, чтобы доехать до Сакко и Ванцетти, пересекая многочисленные трамвайные линии. Это даст возможность пустить троллейбус по Вавилова через Мирный переулок с выходом на Сакко и Ванцетти (ныне Люкшина). Как вы понимаете, планы не были реализованы.
С образованием пешеходной зоны все мероприятия с Театральной площади переехали на Проспект. На время проведения мероприятий придумали временную схему движения маршрута: весной 1984 года была навешена контактная сеть на улице Горького от Мичурина до Чернышевского. Линия соединялась в одну стрелками с 3-м маршрутом.
На повороте с Сакко и Ванцетти на Горького и на Горького - Мичурина в дни мероприятий/ярмарок и.т.д. на несколько дней провода перетягивали и навешивали стрелки.
В феврале 1985 года от улицы Чернышевского навешиваются провода для двойки, поворачивающие на улицу Григорьева (тогда Революционную) - Лермонтова - Обуховский переулок. К концу апреля навешивают вторые линии по Чернышевского от Октябрьской, объединяя таким образом спуск по Октябрьской с новым кольцом-конечной "двойки" и они пошли по новому маршруту.
До конца февраля-начала марта 1986 года "Двойка" так и ходила по Волжской, а через Горького её пускали лишь во время ярмарок.
Троллейбусы на Волжской
Те троллейбусы, что спускались по Горького и вливались в линию 4-го маршрута вручную переставляли штанги на Чернышевского, чтобы выходить на новую конечную.
К началу марта 1986 года навесили стрелку на Чернышевского перед Революционной. От неё провода поворачивали отдельной линией до Лермонтова, где сходились с проводами обычной "двойки". В обратную сторону было аж два пересечения при возврате на Чернышевского, потом провода повесили "умнее".
1986. Двойное пересечение проводов с Обуховского переулка
Одинарное пересечение проводов с Обуховского переулка
И следующие два месяца троллейбус ходил по "ярмарочной схеме". До 30 апреля были смонтированы новые линии: по Соборной (Коммунарной), пр. Котовского, Некрасова, Григорьева, демонтировали контактную сеть по Волжской - Октябрьской, сделали вторую линию по Лермонтова (разделили 2 от будущего 2а) и обратную линию по Горького, разделив провода маршрутов 3 и будущего 2а.
30 апреля 1986 года троллейбус №2 окончательно переносят с Волжской на Соборную - Григорьева. Газета «Коммунист» тогда сообщала: «В канун Первомая троллейбусы маршрута №2 пошли по изменённой схеме. Это вызвано реконструкцией улиц Волжской и Октябрьской в пешеходную зону».
1986
Троллейбусы со спуска по Октябрьской убрали, снесли ветхие дома, чтобы сделать спуск шире, установили светильники-шары - «золотые огни Саратова», открыли фонтан «Каскад», установили памятник Константину Федину. Однако полноценно пешеходными эти улицы так и не стали…. Всё что было сделано: сузили проезжую часть и расширили тротуары.
1997. Троллейбус на Некрасова
А когда-то "временная трасса" настолько полюбилась пассажирам, что с этого же времени стала новым постоянным маршрутом №2А (от Сакко и Ванцетти по Горького - Чернышевского - Григорьева - Лермонтова - Обуховский).
В конце лета 1987 года по улице Лермонтова была протянута временная линия от навешенной стрелки напротив диспетчерской 2 и 2А для объезда раскопок на Чернышевского до Музейной площади. На Чернышевского тогда меняли теплотрассу между Московской и Первомайской оставив одну полосу для троллейбуса. 4-й маршрут временно ходил по Лермонтова до конца осени 1988 года. 2 и 2а тоже ездили по этой трассе некоторое время.
В 1990-м году меняли теплотрассу на Лермонтова. 2А стал оборачиваться через Музейную, 2-й маршрут сначала ходил старой трассой, потом то же (недолго) стал оборачиваться через Музейную. Потом протянули временную линию по Нескучному переулку, т.к. разворотили перекрёсток Революционная/ Лермонтова. Тогда в газетах, предлагали сделать маршрут 2А до Музейной постоянным.
Но осенью контактную сеть восстановили по прежней схеме. И всё троллейбусы вернулись на свои места (2а позже).
2а на Музейной площади
5 мая 1991 года на время строительства дома ЖСК «Эталон» и, возможно, ЖСК «Гелиос» открыта временная линия по Нескучному переулку (вместо улицы Григорьева) - от улицы Чернышевского до улицы Лермонтова.
1997. Провода 2 и 2а расходятся с проводами 4 маршрута.
Троллейбусы маршрута №2 и 2А теперь поворачивают чуть дальше, чем изначально.
2000-е гг.
Но нет ничего временного, как говорится. Дом строили очень долго, поэтому по узкому Нескучному переулку троллейбусы спускались, уворачиваясь от строительных заборов ещё 10 лет.
Троллейбус в Нескучном переулке
Лишь где-то в 2001-м контактную сеть по Григорьева восстановили и тогда троллейбусы 2 и 2а получили единую конечную - "улица Лермонтова".
1 сентября 1999 года трасса «двоек» снова была изменена. Для устранения многочисленных пересечений и кривых троллейбусы убрали с улицы Сакко и Ванцетти.
1998. Двойка на Сакко и Ванцетти у Крытого рынка
Теперь от улицы Рахова до Радищева они ехали без поворотов и зигзагов по Советской улице.
Ещё одно изменение произошло в 2004 году, когда из-за нехватки водителей маршруты 2а и 13 были приостановлены. Водители тогда поехали за крупными заработками в столицы, а саратовцы частично остались без транспорта.
Лишь в 2006 году ситуация улучшилась и маршрут 2а был возобновлён. Но до сих пор это маршрут, который дождаться практически невозможно. Официально интервалы движения составляют от 27 до 54 минут! Чтобы маршрут ждали и использовали пассажиры нужно сокращать эти цифры хотя бы раза в 4.
2022 год.
На троллейбусной
экскурсии, проведённой по линиям этих маршрутов, я снял традиционные таймлапсы. Маршрут №2а от Вокзала до ул. Лермонтова.
Click to view
Маршрут №2 от ул. Лермонтова до вокзала.
Click to view
Спасибо МУПП "СГЭТ" и участникам сообщества "Фотографии старого Саратова".
Пост не претендует на историческую достоверность, являясь попыткой систематизации информации из разных источников, порой противоречащих друг другу. Любые дополнения и исправления приветствуются!
Некоторые из возможных вопросов и загадок:
1. Музейная площадь была конечной у 2а с открытия в 1986 и до 1991 года?
2. Как всё-таки точно ходила двойка до мая в 1986 году и с мая.
3. Вообще хронологические изменения 1982-1991 гг (википедию не предлагать).
Интересные дополнения от Alexandr V и Инкогнито (будут дополняться):
- В кон. 1960- х (точно год не знаю) почти год маршрут следовал по Университетской до Московской, "раскопали" Б. Казачью от Аткарской до Университетской.
- В начале 1970-х на перекрёстке Волжская/ Октябрьская светофор для троллейбусов (установлен ранее) стал регулировать количество машин у диспетчерской, во избежание затора. (другое дополнение: потому что было трудно разъехаться двум троллейбусам - узкая дорога, крутой подъем и гололед зимой). Переключал его регулировщик в будке.
Будка справа на обочине
- Позже, с переносом маршрута светофор (с будкой) поставили на Революционной, на спуске к Мичурина, в нач. 90-х демонтирован.