История саратовского троллейбуса. часть 2

Aug 24, 2021 12:02

Первая часть

Второй троллейбусный маршрут

17 августа 1953 года начались работы по благоустройству проспекта Кирова, в числе которых производился съём трамвайных путей с последующей заменой их на троллейбусную линию. С этой даты на замену трамваю были пущены компенсирующие автобусы, которые курсировали с 6:30 утра до 2 часов ночи и грузовые такси. В рамках подготовки маршрута трамвайный путь, располагавшийся на улице Михайловской (ныне - Вавилова), переносили на центр для возможности проезда троллейбусов по обе стороны от рельсов.

1 мая 1954 года троллейбусный маршрут №2 был открыт. От железнодорожного вокзала он пролегал по улицам Большая Казачья - Университетская - Михайловская, далее через площадь Кирова выходил на проспект Кирова и Волжскую. Первое кольцо располагалось вокруг Комсомольской - Революционной (ныне - Григорьева) и Некрасова.

18 апреля 1955 года - началось движение троллейбусов к Волге - через Октябрьскую до Покровской улицы (ныне - Лермонтова). Кольцо располагалось вокруг зданий, где сегодня расположены музей Федина и ресторан «Soho». Отсюда троллейбус снова поднимался по Октябрьской.



Первое время для обслуживания троллейбусов использовался автогараж на территории вагоноремонтных мастерских (историческое депо между Московской и Большой Казачьей).



Проспект Ленина. Один из троллейбусов не поместился в депо и стоит на тротуаре (справа).

А в 1955 году было введено в строй троллейбусное депо №1 на Аткарской на 25 машин. К 1960 году возвели дополнительный корпус на 20 машин, увеличив вместимость до 45 единиц подвижного состава.



Троллейбусное депо

Новые маршруты

5 ноября 1955 года открывается третий троллейбусный маршрут «кинотеатр «Ударник» - 1-я совбольница» на замену снятому трамваю. Сначала конечное кольцо троллейбуса располагается вокруг забор первой городской больницы, а в 1960-м году его продлевают до стадиона «Спартак» (тогда «Труд»).



1 мая 1958 года принята в эксплуатацию линия 4-го троллейбусного маршрута «Управление ПривЖД - строительство спорткомбината». Разворачивался троллейбус в районе Дегтярной улицы. В июле того же года было принято решение о продлении «четвёрки» до площади Орджоникидзе.



«На будущей трассе предстоит установить около 500 металлических опор, покрыть асфальтобетоном 28 тыс кв.м. дорог. Большая часть работ будет выполнена методом народной стройки. Новая линия будет двусторонней, что создаст нормальные условия для безопасного движения автотранспорта» - сообщала газета.

В 1960 году маршрут №4 был продлён до площади Орджоникидзе, кольцо было построено вокруг памятника Ленину (на месте бывшего трамвайного кольца).



Разворот троллейбуса за памятником Ленину

30 апреля 1960 года троллейбус пошёл в Ленинский район. Маршрут №5 курсировал от Музейной площади до Трофимовского моста. В 1962 году его продлили до посёлка завода Технического стекла, и он стал самым длинным в городе.



В том же году открывают маршрут №6 от кинотеатра «Ударник» до площади Орджоникидзе - симбиоз 3-го и 4-го маршрутов.

В 1962 году открылся сокращённый вариант пятого маршрута - №7 «ЦКР-Техстекло» (наряду с ним продолжал курсировать сокращённый вариант 5а «Музейная площадь - Трофимовский мост»). Просуществовали они недолго.

Интервал движения троллейбусов в первые годы движения составлял от 2 минут. За январь-июль 1958 года троллейбусами было перевезено более 34 млн.пассажиров.

Временные проблемы

К 1962 году дела трамвайно-троллейбусного управления находились в плачевном состоянии. Троллейбусов в парке в то время насчитывалось 126, но 50 из них стояли «мертвым кольцом» на Привокзальной площади, на их ремонт не было средств. То же самое было из трамваями, стоявшими вдоль забора трамвайного депо. Каждый день в течение рабочего времени большая часть троллейбусов выходила из строя. Если с утра на линию выходило от 30 до 55 машин, то к концу дня работающих оставалось около 10. В результате скопившихся проблем зимой 1962-63 года электротранспорт в городе встал совсем.

Тогда секретарь обкома партии А. И. Шибаев поддержал руководство управления, были составлены планы восстановления трамвайно-троллейбусного движения. Административными мерами местные заводы были обязаны помочь с запчастями и ремонтом подвижного состава, а с помощью всего города началось строительство троллейбусного депо на 8-й Дачной и трамвайного депо в Заводском районе.

В 1963 году газеты сообщали, что на линию ежедневно выходят 160-165 трамвайных вагонов (из необходимых 175-180) и 75-78 троллейбусов (из 75-80), достраивается Ленинское троллейбусное депо, Саратов получил 10 новых троллейбусов, и получит 10 трамваев. Транспорт стал работать без кондукторов, пассажиры теперь честно должны компостировать талончики, но делают это не все. В этом же году с улицы Астраханской были сняты рельсы 11-го трамвайного маршрута - по этой улице собирались пустить троллейбус от ж/д вокзала к стадиону «Труд», но так и не осуществили задуманное.



Кировское троллейбусное депо.

Ещё одно интересное сообщение имеется в газете «Коммунист», опубликованное в начале 1963/64 учебного года: «Управление трамвая и троллейбуса выделило один утренний вагон троллейбуса для доставки детей в школы. Троллейбус возит учащихся школ, расположенных по пути второго маршрута. Часто водителю приходится делать вынужденные остановки - «подбирать» опоздавших пассажиров и высаживать их у школ. На стеклах крупными буквами написано: «Только для школьников». Ребята уже привыкли к троллейбусу с синенькими шторками и давно называют его своим. Родители очень довольны таким новшеством».

В середине 1964 года на Буровой улице было достроено троллейбусное депо №2 (Ленинское) на 100 машин.



Первые 4 месяца из-за недостатка мощностей троллейбусы в депо буксировали грузовиками. Но 27 ноября была введена подстанция на 7-й Дачной, что позволило открыть в этот район маршрут №7 «ул. Буровая (8-я Дачная) - Трофимовский мост (5-я Дачная)» по улице Панфилова. Через 6 лет его продлят до площади Ленина.

В самом конце 1965 года появляется первый междугородний маршрут №9 «Саратов-Энгельс». Первоначально маршрут ходил в Саратове лишь до Предмостовой площади, после строительства моста через Глебучев овраг 31 декабря 1972 года его продлили до железнодорожного вокзала.



Пропуск номера (8) произошёл потому что раньше троллейбусная система Саратова и Энгельса была единой. Поэтому маршруты №8, №12 и №14 появились и работали внутри города, где троллейбусы производились.

Окончание следует...

#Саратов, транспорт, троллейбус, Энгельс, ЗиУ-9, СГЭТ, ЗиУ-5, краеведение

Previous post Next post
Up