Старообрядческие богадельни Завокзалья

Mar 26, 2021 14:00

В Завокзалье располагается сразу несколько объектов, связанных со старообрядцами. Это кладбище, здание часовни и богаделен.




Саратовские земли с давних времён были крупным центром старообрядчества. После Раскола церкви, который произошёл в 1650-60 гг, когда патриарх Никон провел реформу богослужебных обрядов и изменил многие каноны для унификации с греческими, часть священнослужителей и верующих отказались принимать новые пастулаты. Их называли «старообрядцами» (приверженцы старых обрядов) и предали анафеме.

Гонения на старообрядцев вынуждали их селиться в необжитые места. Так, например, заполнились старообрядцами нынешние территории Хвалынского, Вольского районов. Здесь были знаменитые Иргизские монастыри, в советское время переделанные в санатории.
В последующие годы наступали периоды послабления и усиления гонений на раскольников.

Многие богатые и авторитетные купцы Саратовской губернии, именитые и почётные жители Саратова, Вольска и Балаково были старобрядцами. Иван Волков-Песковский, Тарас Горин, Паисий и Анисим Мальцевы, Иван Ефимов, Степан Никитин-Кабанов.

В начале XIX века в Саратове размещалось 4 старообрядческие молельни, а в начале ХХ века уже несколько храмов разных согласий (направлений старообрядчества), молельных домов и богаделен.

В.Ф. Духовников писал в 1893 году: «В ущельях гор, окружающих город с западной стороны, находится много садов. В прежнее время в Мячевом и Баранниковых буераках, находящихся в этих ущельях, были даже раскольничьи скиты, начало которых Н.С. Соколов, автор книги: «Раскол в Саратовском крае» относит к 1678-1688 гг.

В каждом буераке было до ста келий, в которых жили старики и старухи, придерживающиеся безпоповщины. Там были даже часовни. До сих пор указывают в этих садах на могилы, в которых похоронены раскольники. Деревянные кресты и камни, бывшие на могилах, только недавно уничтожены, а земля на могилах сравнена».

Одно из крупных ущелий Саратова - Завокзальное, с тех самых времён занято старообрядцами. На рубеже 19-20 веков на окраине города в этом месте располагались три кладбища: два старообрядческих и еврейское. Одно из старообрядческих (скорее всего с середины XIX века имело статус единоверческого) было в довоенное время было застроено заводом романцемента, затем кроватной фабрикой. Оставшиеся же два существуют до сих пор.



В 1841 году на единоверческом кладбище на средства почетного гражданина города Саратов Никанора Горбунова была построена церковь Агриппины мученицы с каменной колокольней. С 1853 года - единоверческая церковь (единоверие - направление в старообрядчестве признававшее Московский Патриархат).



Поморская часовня на старообрядческом кладбище была построена примерно в то же время. В советское время храм был снесён. Но не смотря на гонения на церковь в советское время, поморская часовня продолжала действовать. В ней проходили богослужения. Так же и старообрядцев продолжали хоронить на этом кладбище.



После распада СССР в здании был проведен ремонт, был установлен новый золотой купол. Сегодня это старообрядческий поморский храм Успения Пресвятой Богородицы.



Но вернёмся в 19-й век. Тогда при храме Агриппины Мученицы были построены три богадельни.

Богадельня (от слов Бога дела, т. е. для Бога) - богоугодное заведение для призрения лиц, почему бы то ни было неспособных к труду, как то: престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Первой стало одноэтажное здание, выстроенное на средства Городского Головы Л.С. Масленникова в 1857 году «Масленниково - Горбуновская»). Восемь жилых и четыре нежилые комнаты были рассчитаны на 48 человек. Вскоре эта богадельня перешла в ведение города и содержалась городским обществом. Здание, вероятно, не сохранилось.

Второй стала «Лобановская» богадельня. В 1869 году она была основана саратовским купцом второй гильдии, Андреем Максимовичем Лобановым, бессменным ктитором (церковной старостой), с января 1884 года, Покровской Единоверческой церкви. Она представляла собой двухэтажное деревянное здание, обложенное кирпичом.

В конце XIX века богадельня носила имя жены купца Екатерины Ивановны Лобановой, которая и обеспечивала её содержание. После смерти мужа в 1904 году вдова капитально отремонтировала и перестроила богадельню. Железный козырёк над входом украсил вензель с её инициалами «Е.Л.» (Екатерина Лобанова) и годом окончания перестройки - «1906».



Третья богадельня «Блиново - Бугровская» была основана нижегородскими купцами Николаем Александровичем Бугровым и Аристархом Андреевичем Блиновым.



Блиново-Бугровская и Лобановская богадельни

В 1878 году они подали на имя Городского Головы заявление следующего содержания:

«На существующем кладбище, взамен помещения, выстроенного купцом Бондиным и пришедшего в ветхость, они, Блинов и Бугров, желают выстроить каменный двухэтажный дом, длиной 12 и шириной 7 сажень (25,6 м х 14,9 м) для призрения престарелых и немощных из старобрядцев приемлющих священство, причем они принимают на себя обеспечить до некоторой степени содержание этого заведения, для чего и вносят капитал по 10 тыс. руб. в распоряжение городского управления под ведение и под ближайшим управлением попечителя, по выбору Городской Думы, из старобрядцев приемлющих священство».

Гласными Саратовской Городской Думы заявление было принято, а купцам была объявлена благодарность и объявление их Почетными Попечителями данной богадельни.

Здание было построено и начало функционировать в 1880 году.



Нижегородские купцы и в последующем не оставляли свою богадельню, передавая очередные пожертвования на её содержание. Так в 1898 году, во время передачи богадельни купцами в заведование Городской управы, она имела «неприкосновенный капитал в 50 тыс.рублей».

В советское время Блиново-Бугровскую богадельню передали коллективу верующих поморской общины. В ней содержались престарелые женщины на добровольные пожертвования местных поморцев. Однако община была слишком маленькой, чтобы позволить себе содержать такое капитальное двухэтажное помещение. Тем более, что вместе с часовней им была передана поморская часовня.

В итоге призреваемые из богадельни были выселены, а в помещениях расположилась школа ученичества электро-механической специальности Рязано-Уральской железной дороги. В «лобановской» богадельне была школа, а в «блиново-бугровской» - интернат для учеников.

После ряда преобразований и переименований организация получила название производственно-техническое училище железнодорожников ГПТУ № 11.

После закрытия ГПТУ в 2007-2008 гг. здесь было решено организовать бизнес-инкубатор Саратовской области. Он создавался в рамках реализации целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы.



Лобановская богадельня была снесена и воссоздана по тому же проекту.



2008 год, oldsaratov.ru

Козырёк с инициалами «Е.Л.» возвращён на место.



А вот Блиново-Бугровская сохранилась в первозданном виде. Внутри главным её украшением является литая чугунная лестница.



В 2020 году этот корпус был признан объектом культурного наследия регионального значения («Богадельня, 1880 год, улица Краевая, 85 корпус 1).







После ремонта внутри в общем-то обычные современные коридоры и двери с современной отделкой, потолками "Армстронг" и керамогранитной плиткой с линолеумом на полу.



Переговорная комната.



Поэтому ещё раз взглянем на лестницу.



Кто-нибудь расшифрует вензель на её козырьке?



Интересным зданием, прилегающим к территории бизнес-инкубатора является деревянный двухэтажный дом по адресу 1-й Ленинский проезд, 18. По легенде местных жителей, этому дому уже 200 лет, а в нём жил священник, который обслуживал немецкие кладбища.



Конечно людская память очень изменчивая штука. Ближайшее немецкое кладбище располагалось в районе Монастырской слободки. А по данным БТИ, это здание было построено в 1892 году. Но скорее всего доля истины в этой информации есть. Не исключено, что жили в нём священники, имеющие отношение к кладбищенской единоверческой церкви или поморской часовне.



Использованные источники:
1. В.И.Давыдов. Историческая справка на ОКН «Богадельня» на улице Крайней, 85. 2020
2. Н.С. Соколов. Раскол в Саратовском крае. 1888
3. С.И. Быстров. Поморское согласие в Саратовском крае. 1923
4. Блог Дениса Жабкина

Крайняя, #Саратов, лестница, Завокзальное ущелье, 1-й Ленинский проезд, архитектура, объект культурного наследия, артефакты, краеведение

Previous post Next post
Up