Итак, я
рассказал про Поповку. Но сейчас ещё раз о центральной точке притяжения этого места - знаменитом "Доме со львом", который получил награду AD Design Award 2020 в номинации «Сохранение наследия».
В 2009 году студенческая экспедиция Саратовского государственного университета обнаружила на окраине села деревянный дом с сохранившимися уникальными старообрядческими росписями стен и потолка начала XX века. Местным жителям он был известен, как «дом Тараса Лазаревича Сорокина», и какой-то уникальности в его внутреннем наполнении они не видели. Ну какие-то рисунки, ну кто-то из бывших неизвестных хозяев дома художник-самоучка расписал его изнутри. Ценность этих росписей увидели профессионалы: здание заинтересовало искусствоведа из Санкт-Петербурга Юлию Терехову.
Когда над ним нависла угроза уничтожения (хозяева решили разобрать дом под новую баню), она его выкупила и приступила к самому сложному - процессу реставрации. Было проведено 15 волонтёрских лагерей. Активную помощь оказывали местные жители. С помощью гранта в 2013 году Юлия открыла на базе дома музей монументальной народной живописи «Дом со львом». Через год рядом было выстроено здание культурного центра.
Надолго оно стало сердцем села. Сюда съезжались волонтёры, здесь проводились различные культурные мероприятия, мастер-классы. Проводятся они и сейчас.
Культурный центр используется как гостевой дом, лекторий, библиотека.
На втором ярусе даже установлен телескоп для наблюдения за звездным небом.
В 2018-19 гг на средства, полученные через краудфандинг и различные фонды, дом был профессионально отреставрирован мастерами из Вологды. Для укрепления фундамента дом буквально «поднимали» над землёй. Были использованы аутентичные материалы и современные технологии научной реставрации. Были заменены износившиеся бревна, восстановлена резьба.
Исследование слоёв краски помогли восстановить историческое пёстрое наружное окрашивание дома. Реставрационные работы были удостоены награды AD Design Award 2020 в номинации «Сохранение наследия».
Внутри дома со львом вы найдёте традиционную обстановку русской избы - печь, предметы быта.
И, конечно разукрашенные «голубую гостиную» и «розовую спальню».
Из описания дома, который сделала заведующая картинной галереей Петрова-Водкина в Хвалынске Валентина Бородина:
На стене, отделяющей эту комнату от смежной горницей, слева от дверного проёма на фоне деревьев с сидящими на них фантастическими птицами, изображён добродушный лев - страж - покровитель людей, проживавших в доме. Он возлежит на берегу ручья. Народный художник наделил льва осмысленным и выразительным «лицом», похожим на человеческое.
Справа от дверного проёма, рядом с печью и входом в горницу из сеней, была когда-то изображена корова, к сожалению, её изображение сейчас закрашено белилами, но оно слегка просматривается сквозь краску.
В соседней «розовой» горнице, служившей хозяевам вероятно спальней, выполнены композиции с крупными мотивами и сюжетными изображениями: на розовом фоне цельной, без окон стены, противоположной входу выделяется стадо белых гусей с пастухом-подростком на фоне стройных деревьев с зелёными пушистыми кронами. Композиция строится на свободном ритмическом равновесии и поражает тонким декоративным чутьём: пользуясь ограниченным числом красок, порой - тремя-четырьмя, мастер умел достигать звучности цвета и даже своеобразной изысканности цветовых сочетаний.
«Красный» угол - место приёма гостей, был обозначен монументальным, с треугольным фронтоном, украшенным растительным орнаментом из стилизованных цветов и листьев, киотом. Именно над окнами рядом с красным углом изображены Херувим и Георгий Победоносец, охраняющие место встречи внешнего пространства за окнами и внутреннего.
Здесь же над киотом на потолке изображение в круге летящего орла, символизировавшего власть, силу, мужество, долголетие и мудрость.
Место зыбки для ребёнка, прикрепляемой к кольцу на потолке, где в круге-венке изображение женщины в красном платье с цветущими ветками в руке, осеняющей его сверху. Она всегда была перед глазами и в какой-то степени замещала лежащему в зыбке ребёнку мать, которая «вечно в колесе труда». Когда-то круги и розетки символизировали солнечное или огненное начало и служили защитой от всякой скверны.
В простенках между окон - традиционная композиция - причудливые вазоны с удивительными растениями, которые тянутся из них по стенам, придавая этой части интерьера праздничность, напоминая о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. На простенке изображение так называемого «сада в банках» - комнатного растения, которое поливает женщина, с цветами, напоминающими тюльпаны.
Если присмотримся, то кадки не простые - это крепостные башни.
Весь проект некоммерческий - посещение дома-музея и культурного центра - бесплатны. Здесь до сих пор регулярно собираются летние культурные лагеря с различными мастер-классами. Вот, например, создание фигур из сена.
Ну и просто здесь хорошо!