Империя мукомолов Борелей

Oct 14, 2020 17:00

Одними из видных саратовских предпринимателей начала ХХ века были мукомолы Борели.

В Российской империи их предки оказались благодаря Манифесту императрицы Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».

Братья Георг и Якоб Борели - выходцы из графства Баден-Турлах (Германия) прибыли в Россию в 1766 году и поселились в колонии Бальцер (ныне - город Красноармейск Саратовской области).

Сначала Борели занимались хлебопашеством, а затем стали скупать в селах и продавать сарпинковые ткани, для чего создали собственную фирму.



Мельницы и торговый дом

В конце 1860-х Борели занялись перепродажей хлеба, а затем и мукомольным бизнесом. В 1874 году Эммануил Иванович Борель приобрел водяную мельницу при селе Александровка Саратовского уезда. Через два года он покупает мельницу в селе Нижняя Добринка. Затем ещё одну мельницу в Александровке, расширяет и модернизирует их, что позволяет получать неплохую прибыль.




Эммануил Иванович Борель

Благодаря этому в 1886 году он приобретает у Уварова свою первую паровую мельницу в Саратове. Правда через два года на ней случается пожар. Однако Борель строит новую, более производительную мельницу. В 1901 году сгорает и она. Но модернизированные им мельницы Саратовского уезда позволяют снова выстроить мельницу в Саратове, более чем в два раза производительнее предыдущей.

После смерти Эммануила Ивановича в 1905 году во главе торгового дома «Эмануилъ Иванович Борель» становится его сын Эммануил Эммануилович Борель, который успешно продолжает дело отца.



Эммануил Эммануилович Борель

К 1909 году дом имеет отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Рыбинске, Камышине, Покровской слободе и других городах. На благо торгового дома трудятся несколько сотен рабочих, имеется собственное пароходство из 2 пароходов-буксировщиков и 18 барж. Первый буксирный пароход носил имя хозяина - «Эммануил» и плавал на участке от Рыбинска до Астрахани. Второй звался «Ваня» и ходил от Рыбинска до Сарепты.

Основные производственные мощности - три крупные шестиэтажные паровые мельницы. В Саратове, Нижней Добринке и на станции Бурасы (все сохранились).



Мельница близ Нижней Добринки, фото Сергей Степанян



Мельница на станции Бурасы



Мельница на станции Бурасы, фото Сергей Степанян

Шестиэтажная саратовская паровая мельница была выстроена в 1903 году на месте сгоревшей. Именно эту мельницу на берегу Волги по линии улицы Чернышевского мы до сих пор можем видеть (см. Мельницы Саратова: мельница Борелей).



Мельница имела собственную электростанцию, котельную. Сердцем её была паровая машина швейцарского завода братьев Зульцер. В качестве защиты от пожара мельницу оборудовали современной системой «Гринель» с баком на 3000 ведер, водпороводными трубами, спринклерами и брандспойтами на каждом этаже. Кроме того, со всех сторон мельницу окружали гидранты.



После реконструкции мельница вырабатывала 11 тысяч пудов муки в сутки. При ней был выстроен элеватор на 1,5 миллиона пудов зерна, открылся медицинский приёмный покой, действовала школа.

Мука борелевских мельниц удостоена наград на международных, всероссийских и губернских выставках.

Кроме этого торговый дом имел в Саратовской губернии 27.000 десятин земли и имение Преображенское, в Уральской губернии - Петровскую экономию, в Уфимской губернии - экономию и 2 портланд-цементных завода.

Контора Борелей

Здание главной конторы торгового дома «Э.И. Борель» - это сначала небольшой двухэтажный дом, построенный в 1874 году на дворовом месте К.К. Рейнеке, на углу Александровской и Царицынской улиц (ныне Горького и Киселёва).

Купив дворовое место и дом, Борель реконструировал здание, надстроив третий этаж и существенно облагородив его фасад глазированной плиткой и балконом.



Здесь же в течение 20 лет арендовало помещение саратовское отделение «Товарищества Антон Эрлангер и Ко». Товарищество поставляло в Россию новейшее мельничное оборудование из Швейцарии и Франции. С помощью этого «Товарищества» были выстроены почти все паровые мельницы в Саратовской губернии.

Также в здании размещалось отделение Санкт-Петербургского «Северного банка» (с 1910 года «Русско-Азиатского банка»), в течение ряда лет выполнявшее вместе с торговым домом «Э.И. Борель» поставку в столицу крупных партий овса, ячменя и отрубей для 8.000 лошадей конской гвардии.

В советское время здание у Борелей отобрали и разместили горсовет. Позже сюда переехал юридический институт им. Курского, ныне - Саратовская государственная юридическая академия.



Дом Ивана Эммануиловича Бореля

Сыновья основателя торгового дома «Эмануилъ Иванович Борель» - Иван, Александр и Эммануил оставались представителями рода Борелей в Саратове, а их состояние позволило им закрепиться в истории города в качестве владельцев красивых особняков.

Наиболее спорен «Особняк И.Э. Бореля». По рассказам старожилов Иван Эммануилович жил на углу Ильинской и Белоглинской улиц. Даже в списке памятников кирпичный дом с куполами фигурирует как "Особняк И.Э.Бореля, 1890-е гг".



Однако в результате исследований В.И. Давыдову удалось установить, что дом с куполом - особняк Болотниковых. Где же тогда дом Бореля? А он напротив! Купол у него появился раньше с такой вот "шахматной" раскраской.



И как вы поняли по верхней фотографии он до сих пор на своём месте, только сильно изуродован. Ольга Матвеева (Куцан) выяснила, что он принадлежал Эммануилу Ивановичу Борелю, кроме того, здесь располагалась администрация по делам "Торгового Дома Э.И. Борель".



После смерти Э.И. Бореля в 1905 году дом перешёл сыну Эммануилу Эммануиловичу Борелю.



Особняк Александра Эммануиловича Бореля

Изначально двухэтажный особняк на пересечении Волжской и Некрасова принадлежал купеческой чете Аносовых. Семён Исаевич и его жена Елена Александровна заказали себе этот дом в стиле модерн у архитектора П. М. Зыбина.



Построен он был в 1901 году и сразу же был электрифицирован - в здании разместили двигатель для электрического освещения. Благодаря красоте своей хозяйки дом был известен как "замок Елены Прекрасной".



После развода Аносовых в 1909 году особняк был продан П. И. Карепанову, который через год перепродал его представителю рода крупных саратовских мукомолов Александру Эммануиловичу Борелю.



После революции в особняке разместили коммунальные квартиры. Но здравый смысл возобладал, и в 1961 году сюда въехал городской ЗАГС.



Сегодня здание называется «Дворец бракосочетания». И для этого есть все основания. Последний ремонт сделал внутренние залы светлыми, богато украшенными. Так что красивое здание теперь не только радует своим видом, но и дарит самые приятные эмоции, тем кто заходит внутрь.



Дом Эммануила Эмануиловича Бореля

Менее известен дом Эммануила Эммануиловича Бореля.

В 1900-е он приобрёл дворовое место Дарьи Готовицкой на Константиновской (Советской) улице вместе со всеми строениями. Главный деревянный дом с мезонином был снесён в советское время (на его месте сейчас здание лицея №3).



А вот каменный дом, который Эммануил Эммануилович построил в глубине сада сохранился. (см. Замок, спрятанный на Советской)



Словно замок - двухэтажный дом с кирпичным декором, минибашенками и элементами готики в виде стрельчатых окон завораживает внимание попавших в этот двор случайных прохожих.



В настоящее время это жилой многоквартирный дом.



После 1917 года

В марте 1917 года газета «Саратовский листок» сообщала, что в Саратов доставлен крупный землевладелец Саратовского уезда В.Е. Борель (возможно сын Э.Э.Бореля - прим.авт.), арестованный крестьянами в селе Михайловка за призывы не доверять новому правительству, так как, по его мнению, деятельность Временного правительства в конце концов «зальется кровью».

После Октябрьской революции на Борелей была наложена огромная контрибуция, и почти все представители семьи покинули Саратов, скрылись по различным селам, а некоторые оказались даже в киргизских степях. Многие оказались за границей - в Германии, Аргентине, США.

Однако часть потомков проживали в Саратове в советское и постсоветское время. Сыну Ивана Эммануиловича Ивану Ивановичу удалось остаться в стране, но в 1937 году его репрессировали.

Людмила Борель была балериной, солисткой Саратовского театра оперы и балета. Во времена перестройки она эмигрировала в США, руководила в Нью-Йорке балетной школой.

Что касается мельницы, то в 1925 году в ней значилась 4-я страховая амбулатория. Позже мельница была перепрофилирована - в ней разместилась трикотажная фабрика.


Сегодня помимо фабрики в мельнице располагаются различные офисы.



Помимо главного здания, представляют интерес все постройки мельничного комплекса.





А если спуститься к Волге, то можно обнаружить жилой дом, который, как говорят местные жители, использовался для проживания администрации торгового дома.



Источники:
1. История развития мукомольной промышленности в Саратове и его окрестностях, 1909
2. В.И. Давыдов. Историческая справка на дом по адресу Советская, 46
3. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008
4. В.Н. Семенов, Н.Н. Семенов. Саратов купеческий, 2006
5. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
6. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)

промышленность, мельница, #Саратов, модерн, Волжская, Киселева, Белоглинская, объект культурного наследия, архитектура, Чернышевского, Чапаева, краеведение

Previous post Next post
Up