Из "Теремка" не сделают посмешище

Jun 04, 2020 17:00

Наверняка вы уже наслышаны о том, во что пытались превратить во время реконструкции образец саратовской школы советского модернизма - театр кукол "Теремок".




Об этом написал даже фонд "Внимание" Ильи Варламова (Испоганить нельзя восстановить).

Очень часто под видом «реконструкции» зданий полностью меняется их облик. Вписанные в среду города здания начинают выбиваться - а замысел архитектора теряется.
В Саратове сейчас именно это происходит со зданием кукольного театра. Архитектор Дегтярёв, 1967 год постройки, прекрасный пример советского модернизма. Какое-то время назад здание уже начали портить, заменив родное остекление новым, которое полностью преобразило (в плохом смысле) изначальный замысел - такое происходит, когда заменяешь тёмные стеклопакеты светлыми, да ещё и с другой расстекловкой. Теперь собираются и эти испорченные стёкла заменить такими же не соответствующими оригиналу, и фасад покрасить в случайный набор ярких цветов.
Казалось бы, реконструкция - отличная возможность придать зданию изначальный вид, каким его задумал архитектор, но нет. Его продолжают уродовать. Модернистское наследие пока ещё массово не вошло в сознание (а зачастую - и в охранные реестры) как настоящий памятник своей эпохи, тоже заслуживающий сохранения. Но, тем не менее, оно ценно, и вот такими цветовыми решениями фасада портить его никак нельзя.



Теремок во времена СССР

Ещё недавно он выглядел так. Совершенно инородное остекление с ужасными белыми пластиковыми рамами.



Для реконструкции институт "Саратовгражданпроект" подготовил вот такое решение. В качестве остекления - возвращение исторической расстекловки и аллюминиевый профиль вместо пластика. Именно по этому проекту и начались работы - он даже выложен на сайте театра.



Однако оказалось, что хотят сделать его вот каким!



Да что там хотят, уже начали! О каком соблюдении проекта может идти речь? Кто ведёт авторский наздор?



Это породило волну возмущений архитекторов, некоторых журналистов, и просто неравнодушных людей. Моё мнение было таким:

Здание теремка, не смотря на его простой первоначальный вид (только на первый взгляд) - это часть той эпохи, когда он создавался. Театр драмы, речной вокзал, железнодорожный вокзал. Это эпоха стекла и бетона в архитектуре, огромного по площади остекления.
В последнее время здание было обезображено белыми пластиковыми рамами и сменой расстекловки на ровную "решетку" прямоугольников, что лишило здание главной изюминки. А превращение здания в пёстрый цветной "ковёр" недопустимо даже с эстетической точки зрения. Оно становится похожим на торговый центр, сделанный из заводского здания, обклеенного объявлениями и вывесками. Самым приемлемым вариантом является разработанный "Саратовгражданпроектом" с заменой рам на тёмные и сменой ресстекловки.

Министерство культуры Саратовской области очень оперативно отреагировало на реакцию и 2 июня состоялась рабочая встреча по вопросу этого объекта. Были приглашены многочисленные эксперты - все даже не поместились за столом. Среди приглашённых были бывший главный архитектор города Владимир Вирич, бывший директор "Саратовгражданпроекта" Сергей Лазарев, члены Саратовского отделения союза архитекторов России Евгений Спирин, Виктория Васильева, почётный архитектор России Наталья Рапопорт, зав.кафедрой дизайна архитектурной среды института урбанистики, архитектуры и строительства СГТУ Виталий Кудрявцев и другие.



Более чем час продолжалась дискуссия. Ни один архитектор не поддержал "пёструю раскраску" фасада. Ну а доводы директора театра, что такая похожесть его на торговый центр - это хорошо, потому что торговые центры зарабатывают больше театров (что???). Да, я не ослышался, он потом ещё раз пытался сказать об этом!

Отметили, что вариант окраски "Саратовгражданпроекта" тоже не годится, т.к. не соответствует оригиналу, и сливается с окружающими новостройками охристых тонов. Это поменять можно, а вот то, что уже скорее всего нельзя - заделанную в 2010-е центральную колонну. Изначально (посмотрите наверху) входная группа была выполнена как в "доме книги". Ниша, где можно было спрятаться от дождя и зайти либо в кассу, либо в театр.



Ещё одна частная заметка участника круглого стола Евгения Спирина (отсюда) :

«Шкаф, как шкаф...»
Город - это летопись, в которой есть свои страницы, плохие они или хорошие, но они фиксируют определенный пройденный этап развития сообщества людей, горожан, населяющих этот город. Пытаться изменить в угоду частному мнению, видению, вкусу одну из страниц этой летописи - значит заниматься фальсификацией.
Речь пойдет о саратовском театре кукол «Теремок» и о компетенциях людей, принимающих решения на уровне областной власти.
Архитектура всегда отражала и отражает существующий строй и этап развития цивилизации, видимо самое наглядное и доступное для восприятия из видимых творений человечества. Советский модернизм (совмод) многие из нас застали, пожили в нем, и именно по этой причине культурной ценности для многих он не представляет. Хочется напомнить, что этот стиль отражал так называемую хрущевскую «оттепель» и бурное развитие научно-технического прогресса. Полет в космос, как пиковая фиксация, должны были найти отражение в архитектуре. И поэтому, на смену строго иерархически выстроенным зданиям с ордерными системами, пониманием массива стены и проема в ней, пришли наполненные светом, легкостью, горизонтальные по своему развитию объекты. Очень скупые и лапидарные на архитектурные жесты. Где графика витража максимально изысканна и важна, потому что теперь она несет масштабирование и декоративную роль на считывание здания. Где любая ниша, любое соотношение материалов и плоскостей, любое сопряжение четко выверены. Все это можно сравнить с лаконичностью катаны.
Вчера нас пригласили на круглый стол в Министерство культуры Саратовской области, где пытались обсудить проблему возникшую вокруг здания театра «Теремок». Были разные мнения. Я могу их опустить. Больше всего меня поразило отношение к архитектуре Саратова областного архитектора. Поразило, за достаточно короткое время, второй раз. Первый, когда областной архитектор желал снести Гарнизонный Дом Офицеров в Энгельсе, который в итоге признан памятником архитектуры федерального значения, в Саратове таким статусом обладает например здание Крытого рынка. Второй был вчера. Марина Юрьевна с явным пренебрежением выразила мысль, в том, что Саратов далеко не Санкт-Петербург, где настоящие памятники, а мы здесь за каждый дом бьемся, как будто они этого достойны. Я в этот момент понял, что человек занимающий такой пост совершенно ничего не знает о саратовской архитектуре. И не понимает ее ценности. Потом прозвучали уже знакомые по ГДО интонации относительно «Теремка» - «Шкаф, как шкаф». У меня вопрос - действительно ли этот человек компетентен в вопросах архитектуры? И слышал ли этот человек о профессиональной этике, предлагая нам взять и сделать по быстрому эскизы на работу, которую выполнял профессиональный коллектив «Саратовгражданпроекта» в течении нескольких месяцев. Предположу, что не слышал.
Мы долго можем разговаривать о самоидентификации саратовской архитектурной школы, но, уничтожая наглым образом подобные «Теремку» объекты, занимаемся фальсификацией и подлогом городской летописи.

В этот же день к вечеру Виктория Васильева подготовила несколько вариантов цветового решения и цветовых акцентов здания, из которых большинством голосов был выбран и отправлен в министерство культуры вот этот:



Ну и сегодня последовал официальный комментарий.

https://instagram.com/p/CBAMCWJoPdN

#Саратов, тогда и сейчас, строительство, СССР, советский модернизм, Бабушкин взвоз, краеведение, Мичурина, театр

Previous post Next post
Up