А далее противоречивые новости конца прошлой недели.
В депо Саратова поступили новые троллейбусы Два из семи заказанных до конца года в Саратов троллейбусов поставлены.
На саратовских дорогах появятся электробусы. "Экологическую историю в виде не-автобусов мы хотим оставить", - заявил Михаил Исаев на встрече с предпринимателями.
Речь, собственно, касалась электротранспорта города. Сегодня долг "Саратовгорэлектротранс" - порядка 500 млн рублей, но лишить город трамваев и троллейбусов невозможно.
По словам Исаева, предстоит найти более разумные подходы. В планах- оптимизация нескольких трамвайных маршрутов, а так же замена троллейбусов на экобусы или электробусы:
"Троллейбусы пока - да, но потом все равно планируем уйти от воздушных коммуникаций, уходить на другие, современные виды транспорта. Но в любом случае всю эту экологическую историю в виде не-автобусов мы хотим оставить", - сказал градоначальник.
На что был сразу дан развёрнутый комментарий паблика Urban patrul, который я приведу полностью:
Максимум троллейбусы с автономным ходом! Коммуникации убирать не надо с улиц, потом город еще больше в долги вгоним!
1. Троллейбус гораздо дешевле электробуса (20 млн. за штуку против 33). Последней модели с динамической подзарядкой.
2. Эксплуатация троллейбуса дешевле электробуса (18 руб./км против 22 руб./км).
3. Стоимость эксплуатации контактной сети троллейбуса дешевле стоимости эксплуатации зарядных станций электробуса (1,44 млн. руб. в год против 18,2 млн. руб. в год).
4. Электробус использует дизельное топливо для отопления и сам является эквивалентом малолитражного автомобиля по выбросам в атмосферу.
Именно поэтому не стоит брать пример с Москвы, заменяющей троллейбусы на электробусы. Правильно поступили в Санкт-Петербурге, где купили троллейбусы с автономным ходом. Кстати, их производят у нас в Энгельсе на заводе "Тролза"!
Затем официальный аккаунт Михаила Исаева в Instagram опроверг отказ от троллейбусов, заявив, что опубликованное журналистами изречение было вырвано из контекста. Но по поводу "двух-трех" пассажиров всем наверняка понятно о чём идёт речь. Поэтому с анализом проблемы выступил паблик "Трамваи и троллейбусы Саратова". Привожу их текст полностью.
Оптимизировать - не строить… В минувшую пятницу мэр Саратова Михаил Исаев рассказал бизнесменам о городских проблемах, в числе которых обозначил ситуацию с предприятием «Саратовгорэлектротранс».
Рассмотрев работу планово-убыточного предприятия, не получающего справедливой компенсации за перевозку льготников, чью выручку к тому же увозят бизнесмены-автобусники, мэр заключил, что основной сложностью предприятия, как ни странно, является общая задолженность около 500 миллионов рублей.
Решать эту проблему мэр собирается за счет пассажиров, пользующихся трамваями № 2, 5 и 7. Эти маршруты могут быть оптимизированы. Граждане не понаслышке знают, какой смысл несет в себе это зловещее слово.
На этих маршрутах действительно работает по одному вагону с интервалом 48, 38 и 72 минуты соответственно. Они ходят предсказуемо, по расписанию, но вследствие неадекватных интервалов пассажиропоток там действительно мал. Тем не менее, следует четко разделять причины и следствия: пассажиропоток мал из-за неадекватного интервала, но никак не наоборот. Маршрут № 5 ещё недавно, полгода назад, пришлось экстренно запускать из-за того, что частный перевозчик по причине проблем с законом прекратил работу автобуса № 38 (полного дублера трамвая), а маршруты № 2 и 7 проходят вдоль жилых массивов и вполне могли бы возить людей в центр города быстрее автобусов, объезжая пробки по выделенной линии.
Для того, чтобы трамваи вновь повезли пассажиров и убытки предприятия снизились, необходимо увеличить выпуск вагонов до адекватных значений, обеспечив приемлемый интервал минимум в 24 минуты (на общем участке - 12 минут), а также незначительно изменить трассу маршрутов - пустить не на пл. Орджоникидзе, а до 1-го Просяного проезда, чтобы обеспечить пересадку на трамвая № 9, который также без пробок едет в центр города. Это потребует некоторых капитальных вложений (прокладка нескольких метров путей и установка 4-х стрелок), однако затраты на эти работы ничтожны в масштабах городского бюджета и проекта Скоростного трамвая.
Впрочем, даже без капитальных затрат пассажиропоток увеличится и после возобновления адекватного движения маршрутов - люди и сейчас имеют возможность пересесть на троллейбус. Пусть такой путь позволяет объехать только часть пробок по сравнению с автобусом, но он дает возможность экономить деньги путем покупки безлимитного гражданского проездного.
Очевидно, что улучшение работы трамваев № 2, 5 и 7 хоть и соответствует потребностям трудящихся, но напрямую противоречит интересам бизнесменов - хозяев автобусов № 2д, 38 и 90. Зато интересам коммерсантов вполне соответствует отмена льгот, которая с подачи администрации произошла в микрорайоне «Техстекло» на время ремонта Трофимовского путепровода. Студенты и пенсионеры, прежде покупавшие безлимитные льготные проездные на троллейбус, теперь вынуждены оставлять в частных автобусах по 23 рубля за каждую поездку. Самый быстрый способ добраться до центра города (с пересадкой на трамвай, минуя пробки) подорожал для студента более чем в два раза с 630 до 1491 рубля в месяц, причем бОльшая половина этих денег уходит в частный карман. Мы
предупреждали об этом в своих материалах.
Ранее Михаил Исаев, пообщавшись не с бизнесменами, а с трудящимися в трамвае № 11, сказал о
необходимости создания выделенных полос для электротранспорта. До дела, впрочем, не дошло, ни одной новой выделенной полосы в городе после этих слов не появилось. Наоборот, теперь звучат слова о ликвидации трамваев № 2, 5 и 7, которые даже в сегодняшнем удручающем состоянии, с огромными неадекватными интервалами объезжают пробки на проспекте Энтузиастов, ул. Тульской по выделенной линии и дают, пусть пока призрачную, возможность жителям Заводского района не терять время в заторах.
Озвученные мэром долгосрочные планы по замене троллейбуса электробусом - спорное с экономической точки зрения мероприятие. Пока самым оптимальным путем в этом направлении следует Санкт-Петербург, массово внедряя троллейбусы с увеличенным автономным ходом - по сути, это и есть электробусы, но с зарядкой в движении от контактной сети. Москва же с целью отказа от контактной сети сделала ставку на электробусы, которые заряжаются на конечных станциях - это приводит к простоям на конечных остановках и как следствие к дополнительным экономическим убыткам, которые бюджет Москвы оплатить в состоянии, а саратовский - нет.