Прогуливаясь по улице Сакко и Ванцетти, сложно не заметить старый кирпичный дом с восточными орнаментами на фасаде. Дом этот известен, как дом Тилло, но кто этот самый Тилло и для чего был построен такой дом?
Адольф-Вильгельм-Пауль Андреевич Тилло - представитель французского дворянского рода, переселившегося в Россию. Он родился в 1846 году.
Интерес к истории, археологии и краеведению возник у него с детских лет. Уже в 23-летнем возрасте он был избран членом-сотрудником Императорского Русского географического общества. В обществе он занимался научными исследованиями, изучением народных промыслов, писал о пустынях Азии.
В 1885 году его назначили эстляндским вице-губернатором, но спустя несколько месяцев перевели вице-губернатором в Саратов. В Саратове он обзавелся семьёй, женившись Аглаиде Петровне Тюльпиной, внучке известного саратовского мецената купца 1-й гильдии, городского головы в 1844-45 гг Петра Федоровича Тюльпина, владельца большой усадьбы (см.
Усадьба Тюльпина).
12 декабря 1886 году была учреждена Саратовская ученая архивная комиссия (СУАК). Она была шестой по счету в России. Главными задачами комиссии ставилось создание губернского исторического архива, «собирание разных древностей края» и организация музея, публикация трудов.
На учредительном собрании СУАК Адольф Тилло большинством голосов был избран первым ее председателем. Члены комиссии потом отмечали, что Тилло, не смотря на свою занятость, «давал общее направление деятельности комиссии, сам любил эту деятельность и других привлекал к тому же», «был тактичным, прекрасным руководителем общих собраний и вдохновителем работников комиссии».
Комиссия не имела собственного помещения и неоднократно меняла свое местонахождение в пределах Саратова (кабинет в здании Присутственных мест, частные дома, дворянское собрание, народная аудитория).
В начале 1889 г. Тилло переводят на службу в Ставрополь, складывая полномочия председателя САУК. В 1893 году он увольняется и в чине действительного статского советника он возвращается в Саратов, где сначала с семьёй проживал в доме жены на углу нынешней улицы Горького и Театральной площади.
В 1901 году по проекту городского архитектора Салько он строит для своей семьи тот самый дом, имеющий сегодня номер 40 по улице Сакко и Ванцетти (тогда Большой Кострижной), в так называемом «мавританском стиле». Над крышей в средней части возвышался купол за небольшим парапетом (к настоящему времени утрачен). Стены дома украсил орнамент в виде медальонов, крестов и различных геометрических фигур. Боковые крылья здания, украшенные колоннами и изящными главками, доходили до тротуара, средняя часть ажурной работы с углублениями и выступами в виде медальонов, крестов и т.п. Вход-фонарь, выступающий на 2 аршина вперёд, был сделан из дерева, окрашен снаружи и внутри белой краской, а восточная и южная сторона из разноцветного стекла: малинового, жёлтого, зелёного. В западной стороне входа была устроена дверь, также с цветными стёклами. В солнечный день стекла переливались.
Мавританский стиль - ретроспективное направление в архитектуре, широко распространённое на рубеже XIX-XX веков, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Отличительные черты - настенная резьба в виде восточных узоров по фасадам, наличие цветных витражей и куполов.
В 1907 году жена Тилло в возрасте 49 лет скончалась. В 1910 году Адольф Тилло начал стоить второй дом на Большой Кострижной улице, а этот 18-комнатный особняк вместе с флигелем, службами и всей обстановкой решил передать в дар Саратовской ученой архивной комиссии - с условием организации в нем мемориальной комнаты недавно убитого российского премьера П.А. Столыпина (саратовского губернатора в 1903-1906 гг). На содержание дома он обязался ежегодно давать комиссии по 800 рублей.
Всю свою жизнь Тилло собирал собственную коллекцию различных древностей и произведений искусства, которую также передал комиссии, а также Радищевскому музею.
В 1911 году СУАК переместилась в пожертвованный особняк, разместив внутри библиотеку, фонды и экспозиции. Благодаря Вячеславу Ивановичу Давыдову стало известно описание интерьеров дома Тилло, описанное членами САУК:
Из фонаря, пройдя по лестнице в 4 ступени из искусственного мрамора, попадаем в вестибюль, где напротив входа висела белая с серыми прожилками мраморная доска с надписью золотыми буквами: «Дом этот пожертвован Саратовской Учёной Архивной Комиссии Почетным членом и первым председателем А.А.Тилло. Поставлена в знак признательности иждивением Почетного члена А.Н.Минха».
Здесь же в вестибюле, направо от входа, у восточной стены на деревянной, столярной работы, горке помещены предметы палеонтологии, древнее оружие, памятники старины: каменные ступы, жернова и др.
В вестибюль выходили две двери. Одна, налево, в зал (72 кв. аршина). На стенах зала висели портреты Екатерины II-й, Петра I-го, Александра III-го и Николая II-го, картины на исторические сюжеты, фотографии, гравюры. Вдоль стен стояли два мягких дивана со спинками и ручками из карельской берёзы, два таких же кресла, большой круглый стол, вокруг которого стояли 11 венских кресел и несколько таких же стульев.
Два больших изящных со стёклами шкафа из красного дерева, большой закрывающийся стол (бюро), небольшие разборные шкафчики, 2 китайские вазы, они же электрические лампы, 2 больших канделябра (бронза с золотом).
Комната была предназначена для общих собраний СУАК, освещалась она тремя окнами размером 6,5 х 14 четвертей, а в ночное время упомянутыми лампами и свечами в бронзовой люстре с 24-мя подсвечниками. Изящная печь из рельефных изразцов с цветами и позолотой с красным «пояском» - фигурным карнизом.
В трёх следующих комнатах вдоль стен стояли витрины, в которых размещались экспонаты музея СУАК. Здесь были археологические находки, добытые при раскопках на месте золотоордынского города Увек и в других местах Саратовской губернии. Здесь же были медали, различные жетоны, монеты, а также вещи, составлявшие церковный раздел музея: иконы, металлические образки, кресты, складни, портреты епископов, среди которых выделялся портрет епископа Мефодия, изображённого в натуральную величину в полном архиерейском облачении. В углу комнаты стояла скульптура Спасителя. На стенах были развешены принадлежности мордовских женских костюмов, приобретённых в селах Петровского и Кузнецкого уездов. Три комнаты были отведены под библиотеку СУАК. Со двора дом имел пристройку в виде буквы «Г», и здесь находились ещё шесть комнат, где располагались кабинеты правителя дел комиссии, хранилище для архива с полками в несколько ярусов. Под этими комнатами подвал с пятью комнатами под архивные дела.
22 сентября 1913 года в этом доме начал функционировать музей П.А. Столыпина, где были размещены редкие реликвии и документы, связанные с именем легендарного российского премьер-министра.
Из описания экспонатов на момент открытия музея: «В нем имеются 72 серебряных венка, возложенные на гроб покойного, бронзовый бюст работы итальянского скульптора Каменеса, кресло из киевского театра, со следами крови, шинель, которой был прикрыт раненый Столыпин, письменный стол, кресло, мундир и др. вещи Столыпина».
Кресло из киевского театра и портрет Столыпина
Сам же Адольф Тилло переехал в построенный дом, расположившийся недалеко от первого - сегодня он имеет номер 36 по улице Сакко и Ванцетти.
Предполагаемый архитектор этого дома с элементами модерна - Юрий Терликов. Согласно документам, второе домовладение действительного статского советника состояло из двухэтажного жилого дома смешанной постройки и жилого деревянного флигеля со службами.
К этому времени супруга Тилло скончалась, сам он болел, поэтому в завещании от 1913 года он велит передать и новое дворовое место со всеми находящимися на ней жилыми и нежилыми постройками в собственность Саратовской Ученой архивной комиссии. По 75 тысяч рублей он завещал САУК и Радищевскому музею.
После Октябрьской революции он дополнил своё завещание, беспокоясь о судьбе ценностей и вещей, хранившихся в доме. В Саратовском областном музее краеведения хранится последняя воля Адольфа Тилло. В этом документе написано: «…в дополнение к моему последнему нотариальному духовному завещанию прошу моих душеприказчиков и членов Саратовской ученой архивной комиссии исполнить мое последнее предсмертное распоряжение - передать народу, т. е. Саратовской ученой архивной комиссии … всю домовую и квартирную обстановку, как то: зеркала, картины, все предметы искусства, исторические вещи, документы, гобелены, драгоценные ковры, часы… Пишущую машинку и все письменные принадлежности отдать библиотекарю Саратовской ученой комиссии. Хоронить меня как простого, бедного рабочего рядом с могилой жены моей. Анатолий (Адольф) Андреевич Тилло. 16-29 июля 1918 г.»
В ноябре 1918 года он скончался и в его втором доме расположились вновь созданное «Нижне-Волжское Областное общество краеведения» и квартиры для учителей города.
В 1934 году «для организации и упорядочивания внеурочного времяпровождения школьников Саратова и развития творческих способностей детей», в нём был открыт городской Дом пионеров. Первыми кружками стали: авиамодельный, рукоделия, хоровой, танцевальный, собаководства и верховой езды. В 1936 году открылся театральный кружок, в работе которого принимал участие драматический актер И.А. Слонов.
В 1937 году под городской Дом пионеров отдают здание на Театральной площади, изначально построенное для Городского общественного банка. Это повышает статус заведения, которое меняет наименование на городской Дворец пионеров. Три года, пока идёт реконструкция здания на Театральной площади, дворец пионеров находится в доме Тилло, а в сентябре 1940 года его передают под жилой фонд.
Что касается первого дома Тилло, то музей Столыпина функционировал до 1917 года, а далее в нём размещались исторические ценности. В 1920 году на базе СУАК было организовано общество истории, археологии и этнографии, ставшее в 1923 году Саратовским научным обществом краеведения. В 1930 году его упразднили, присоединив к Нижне-Волжскому институту краеведения имени Горького при СГУ, и выселили из здания, передав все документы и коллекции в фонд Областного краеведческого музея, а в самом доме разместили жилые квартиры для профессоров СГУ.
1965 год, фото Германа Рассветова
К сожалению, многие его элементы к настоящему времени утрачены: купол, башенки, входной фонарь перед парадной дверью, парапет на крыше, витражные окна, барельефы и лепнина во внутренних помещениях.
Саратовская архивная ученая комиссия, которую возглавлял Адольф Тилло, положила начало двум главным учреждениям, хранящим историю Саратовского края: Государственному архиву Саратовской области и Саратовскому областному музею краеведения.
Дворовая часть:
Источники:
1. В.И. Давыдов. Историческая справка по зданию на Сакко и Ванцетти, 40
2. Сайт Саратовского областного краеведческого музея (comk.ru)
3. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
4. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)
5. В.И. Давыдов, В.Н. Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008
Старый текст в "Саратовской областной газете".