Подготовлено и опубликовано пабликом "
Трамваи и троллейбусы Саратова"
Нельзя упустить второй шанс!
Фундаментальное отличие скоростного трамвая от обычного - средняя скорость на протяжении всего маршрута. По советским стандартам она должна составлять более 24 км/ч. Ухудшение общего экономического положения как по всей стране, так и в большинстве систем ГЭТ по сравнению с концом 80-х годов привело к
понижению стандартов (п. 3.36): теперь достаточно средней скорости 21 км/ч. Благо, в техническом задании прописан именно
советский стандарт. Все планируемые мероприятия - полная замена рельсов и вагонов, сооружение остановочных платформ, полный приоритет трамваю на светофорах, закрытие для автомобилей некоторых переездов и сокращение числа остановок - имеют своей целью именно достижение необходимой средней скорости.
30 августа администрация Саратова
опубликовала предварительную схему линии скоростного трамвая. Исходя из неё, закроются 6 переездов и откроется один новый (для того, чтобы решить проблему проезда трамвая через Колхозную площадь). Предполагается отменить две остановки («Детский дом № 2» и «По требованию»), перенести чуть вперед остановки «пл. Ленина», «ЦКР» и «ул. Московская» в сторону 6-й Дачной и ост. «ул. Вавилова» в сторону Мирного переулка. До самого Мирного переулка скоростной трамвай не доедет, потому что градостроители не видят возможности обособить эту линию от автомобилей.
Во-первых, большой вопрос вызывает сокращение скоростной линии до Детского парка. Львиная доля пассажиропотока на 3-м маршруте формируется из людей, которым нужно доехать в центр города, потому что абсолютное большинство рабочих мест и мест культурного отдыха сконцентрировано там. При сокращении скоростной линии до Детского парка трамвай потеряет внушительную часть пассажиров, особенно в выходные дни. Грандиозные вложения в 20-километровую скоростную линию значительно обесценятся по причине относительной отдаленности конечной остановки от центра города.
Для решения этой проблемы нужно следовать европейским веяниям на снижение количества автомобилей и развитие выделенных полос для общественного транспорта. Например, так сделали в провинциальном чешском Брно: совместили трамвайную и троллейбусную линию на одной полосе и отделили её от автотранспорта. Следует отметить, что ещё недавно Чехия входила в социалистический лагерь, чехословацкие трамваи и троллейбусы успешно эксплуатировались в СССР и других странах социалистического содружества, соответственно нет никаких фундаментальных технических отличий в инфраструктуре, позволяющей чехам сделать такую полосу, а нам - нет.
Во-вторых, удручает количество остановок, предлагаемых к упразднению. Скоростной транспорт не может останавливаться слишком часто, иначе он уже не будет скоростным. Предлагаемое количество остановок и маршрут до ул. Вавилова дают среднюю скорость 21,65 км/ч, что значительно не дотягивает до советских стандартов и не отвечает потребностям большого количества пассажиров, которым необходимо доехать в центр города. Также не следует забывать, что на некоторых участках трамвайного маршрута № 3 есть ограничения скорости по правилам технической эксплуатации (ПТЭ), которые действуют и для скоростного трамвая: например, на некоторых перегонах вагон в принципе не может превысить скорость 25 км/ч по причине спуска с затяжного уклона.
Подробное описание движения вагона смотрите в
файле.
Соответственно, ускоряться нужно за счет других перегонов, на которых ограничений скорости нет. Таковыми являются прямые участки без уклонов - это часть ул. Гвардейской и почти весь проспект 50 лет Октября. Именно потенциал этих отрезков, на которых возможно разгоняться до 80 км/ч, необходимо максимально использовать.
Целесообразны следующие изменения остановок для ускорения движения скоростного трамвая:
1. Отмена ост. «5-я Дачная»,
2. Введение новой остановки на пересечении улицы Дубовикова и проспекта 50 лет Октября с отменой ост. «Торговый центр» и «Жиркомбинат»,
3. Введение новой остановки на пересечении улицы Технической и проспекта 50 лет Октября с отменой ост. «ул. Вишневая» и «1-я Дачная»,
4. Незначительный перенос некоторых остановок к местам ограничений скорости (например, нужно перенести ост. «ДЦ «Навигатор» в сторону центра к аналогичной троллейбусной остановке, чтобы 100 метров ограничения скорости на крестовинах и стрелке приходилось на разгон вагона и менее влияло на среднюю скорость).
Для того, чтобы пройти спокойным шагом со скоростью 5 км/ч расстояние между необходимыми к отмене остановками и ближайшими действующими, понадобится не более четырех минут, а на троллейбусе возможно оставить и старые, привычные, и новые остановки рядом со станциями СТ - таким образом к станции можно будет подъехать на троллейбусе. К слову, билеты, дающие на электротранспорте возможность пересадки по сниженной цене, активно внедряются и саратовцы распробуют их гораздо раньше, чем окончится строительство скоростного трамвая.
Отмена вышеуказанных остановок позволит при сохранении маршрута до ул. Вавилова повысить скорость до 22,95 км/ч, а при продлении до Мирного переулка по выделенной линии на ул. Вавилова - достичь средней скорости 23,69 км/ч.
«Компромиссом» между этими двумя вариантами может быть прокладка СТ по существующей линии на ул. Советской и в Мирном переулке. В таком случае на этом перегоне будут ограничения скорости из-за стрелок и кривых в четырех местах (средняя скорость чуть снизится), тогда как на прямой линии по ул. Вавилова никаких ограничений не будет (средняя скорость возрастет). Кроме того, прокладка выделенной линии на Вавилова позволит отдать автомобилистам Мирный переулок - самое узкое место города, где сейчас ходит трамвай.
Если на исходном предложенном комитетом проекте размещения остановок убрать часть остановок, то трамвай будет ехать до Детского парка со средней скоростью 22,95 км/ч. Подробное описание движения вагона смотрите в
файле.
Если на исходном предложенном комитетом проекте размещения остановок убрать часть остановок и продлить до Мирного переулка, то трамвай будет ехать со средней скоростью 22,88 км/ч. Подробное описание движения вагона смотрите в
файле.
Если на исходном предложенном комитетом проекте размещения остановок убрать часть остановок и пустить до Мирного переулка в обе стороны по Вавилова, то трамвай будет ехать со средней скоростью 23,69 км/ч. Оставшиеся 0,71 км/ч можно «добить» незначительным переносом некоторых остановок к местам ограничения скорости и другими незначительными мерами. Подробное описание движения вагона смотрите в
файле.
В 70-х годах уже предпринимались попытки создать скоростной трамвай: убрали часть остановок и переездов, обновили пути и подвижной состав. Трамваи поехали быстрее, но недовольство пассажиров и автомобилистов взяло верх: остановки и переезды вернули. Это произошло потому, что была совсем не очевидна потребность в строительстве скоростного трамвая на фоне отсутствия пробок и нормально работающего обычного электротранспорта (регулярно обновляющиеся вагоны и пути, отсутствие большого количества простоев, приемлемые интервалы движения). В наше же время эта потребность очевидна как никогда. Скоростной транспорт должен быть на деле скоростным, иначе Саратову никогда не стать мегаполисом на уровне развитых городов страны. Третьего шанса не будет.
После освещения основных, фундаментальных аспектов, можно вспомнить и о культурной стороне проекта СТ. Поскольку скоростной трамвай - практически «метрополитен для маленького города», этот проект воспринимается многими людьми как упрощенное подобие системы метро. И это восприятие довольно недалеко от истины, ведь главное достоинство подземки - изолированность от помех в движении - присуще и скоростному трамваю. Вследствие этого логичным выглядит и присвоение названий станциям скоростного трамвая на манер названий станций метро.
Конечно, последнее слово будет именно за пассажирами, которые могут до 26 сентября отправить свои замечания и предложения в Комитет по градостроительству и архитектуре на проспект Кирова, 29, а также ознакомиться с проектом и задать свои вопросы лично по этому адресу.
Предложения и замечания по
проекту скоростного трамвая можно направлять на электронную почту obsuzhdenia.mogorodsaratov@yandex.ru