Трамвайный маршрут, имеющий сегодня №2 "пл. Орджоникидзе - 2-й Акмолинский проезд" строился как линия на Крекингстрой, т.е. строительство Крекинг-завода. Давайте посмотрим на то, как это хронологически происходило.
1 ноября 1933 года (номер газеты от 4 ноября)
14 октября 1932 года в газете было по сути объявлено о старте строительства линии.
Из номера от 24 октября 1932 года мы узнаём, что строительство началось 18 октября. Проходят субботники, отдельные товарищи не выделяют людей и материалов для строительства.
![](https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/481066/481066_900.jpg)
30 октября 1932 года говорится о том, что общественность недостаточно мобилизована для строительства линии.
Через год 21 октября 1933 года объявляется об открытии линии с 1 ноября.
![](https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/475907/475907_600.jpg)
29 октября сообщается о готовности линии к пуску. Остались лишь мелкие детали: 3 стрелки, и насыпь с контр-рельсами через Токмаковский овраг.
![](https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/475687/475687_600.jpg)
И вот линия пущена. Изначально на ней были деревянный мост через Залетаев овраг напротив деревни Есиповки. Сегодня там железобетонный путепровод по проспекту Энтузиастов, а по оврагу была проложена железнодорожная ветка (где расположен в частности о.п.Радужный). А вот труба для Токмаковского оврага наверняка до сих пор существует. Это район поворота у заправки ТНК.
![](https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/475421/475421_900.jpg)
И вот такой официальный рапорт о пуске линии. И как мы видим, ранее существовали планы о продлении линии до главной конторы завода. Однако этого сделано не было. Позже туда стал ходить автобус.
![](https://ic.pics.livejournal.com/djhooligantk/33967152/475226/475226_600.jpg)
Спасибо за материалы Марии Салий