1929. Трамвай-библиотека

Apr 04, 2018 19:04

Каких только трамваев в Саратове не было. Экскурсионные, грузовые, трамвай-кафе, агитационные трамваи. И вот ещё один вариант. Трамвай-библиотека. Первый в СССР!



Годом позже (1930):




Спасибо Марии Салий, которая подсказала ещё и ссылку на статью Журналы «Красный библиотекарь», где есть интересная информация про трамваи-библиотеки за те же годы.

Во втором номере журнала «Красный библиотекарь» за 1929 г. в рубрике «Библиотечное дело за рубежом» помещена статья Л. Хавкиной «Трамвай-библиотека». В ней описана передвижная библиотека в Мюнхене (Германия), представляющая собой специально оборудованный вагон трамвая, который ведет библиотечную работу на остановках. Вагон был изготовлен по специальным чертежам в муниципальных вагонных мастерских города.



Трамвай-библиотека. Мюнхен

Длина вагона составляла 10 метров, вдоль стен были установлены книжные полки, на которых размещалось 2500 томов. Каждый стеллаж имел выдвижную полку, служившую выдвижным столиком для выдачи книг. Выдача и прием книг осуществлялся через окно в конце вагона. Там же располагалось маленькое купе для библиотекаря.



Трамвай-библиотека. Мюнхен

Такой мюнхенский трамвай-библиотека предназначался для обслуживания читателей на окраинах. На его остановках располагались вывески с надписью «Городская передвижная библиотека» с указанием дней и часов выдачи и обмена книг. Трамвай-библиотека курсировал по расписанию, производя ежедневную выдачу в двух различных кварталах, поэтому в течение недели он обслуживал двенадцать отдаленных кварталов.

Длительность остановок для обмена книг была предусмотрена расписанием и определялась с учетом потребности данного района.

За пользованием книг устанавливалась небольшая плата. От платы освобождались безработные и граждане, состоящие на социальном обеспечении. Единовременно одному читателю выдавались не более трех книг на две недели. Без возвращения ранее взятых книг, новые книги читатель получить не мог.

Обслуживание читателей вел один библиотекарь. Расстановку книг помогал выполнить вагоновожатый, обученный работе технического библиотечного сотрудника.

Автор статьи отмечает, что передвижная библиотека сразу стала популярна среди населения отдаленных районов. За один раз выдача составляла от 300 до 500 книг. Пользователями библиотеки, преимущественно, были рабочие, служащие на малых окладах, живущие далеко от центра, где квартиры дешевле, и домашние хозяйки. Книги читатель выбирал сам по каталогу или по рекомендации библиотекаря.

Сложно сказать стала ли эта статья примером для библиотекарей Саратова, но в февральском номере «Красного библиотекаря» за 1930 г. напечатан материал П. Ульянова «Саратовский трамвай-библиотека». Как пишет автор, цель создания трамвайного вагона-библиотеки - обслуживание книгой в первую очередь рабочих окраин, имеющих очень слабую библиотечную сеть. Вагон был выделен горсоветом, отремонтирован и переоборудован. В штате было три постоянных работника: заведующий библиотекой, библиотекарь и сторож.



Саратовский трамвай-библиотека

Фонд передвижной библиотеки насчитывал 2000 книг, которые постепенно обновлялись за счет библиотек города.

Вагон имел специальное расписание маршрутов и стоянок. Моторный вагон забирал прицепку-библиотеку и отвозил в определенный расписанием пункт, где она работала обычно 6 часов - выдала и меняла книги, рассылала по кварталам книгонош (5-6 человек на каждый пункт), вела справочную работу.

Вагон работал в каждом пункте с таким расчетом, чтобы обслужить две смены рабочих - с 12 до 18 часов и с 11 до 17 часов. Через каждые четыре дня вагон возвращался в те же пункты, которые он объехал раньше и производил обмен книг.



Саратовский трамвай-библиотека

Отмечается, что за месяц работы вагон обслужил 500 подписчиков, что оправдало его жизненность и необходимость. В связи с этим организаторами передвижной библиотеки ставился вопрос о расширении работы. Предлагалось оборудовать вагон громкоговорящей радиоустановкой, снабдить его киноустановкой для демонстрации научно-популярных фильмов, проводить лекции на злободневные темы и др.

В заключение статьи делается вывод о том, что поскольку опыт оправдал себя, саратовцы выдвинули задачу перед городами, имеющими трамвайные линии организовать вагоны-библиотеки. Такое предложение было высказано и «бибштабам» Москвы, Ленинграда, Харькова и Ростова.

Вот такие два примера новых, для того времени, опыта по расширению библиотечной сети, образца борьбы за читателя и развивающее его личность чтение.

#Саратов, трамвай, краеведение

Previous post Next post
Up