Три особняка поволжских немцев

Aug 23, 2017 14:07

Новый отрезок пешеходной зоны по улице Волжской подарил возможность неторопливо рассмотреть во всех деталях красивые дома купеческого Саратова. Многие здания XIX-XX вв. привели в порядок - освежили фасады, убрали рекламные вывески, срезали рекламные конструкции, закрывающие обзор на объекты культурного наследия. Прогуливаясь по пешеходной зоне, связавшей проспект Кирова со спуском по Октябрьской улице, мы можем увидеть три красивейших особняка, связанные с семьями поволжских немцев-мукомолов.

Особняк Шмидта



Иван Петрович Шмидт, представитель известного рода богатейших купцов города, выкупил место на углу Соборной и Армянской (дореволюционное название Волжской) для строительства собственного особняка.

Для проектирования дома он пригласил столичного архитектора Капитолия Авраамовича Дулина, который построил в Москве хлебную биржу и ряд доходных домов. С мукомолами Шмидтами он работал и в последующем. В 1915 году он спроектировал дом для семейства Шмидт в мавританском стиле на улице Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти). Ещё один проект Дулина не был реализован - это торговый дом товарищества братьев Шмидт на Театральной площади, возведение которого было отложено по причине сооружения в городе Крытого рынка.



Строительство дома Ивана Шмидта было завершено в 1912 году. Здание построено в стиле модерн с элементами ретроспективизма. Оно увенчано куполом, украшено растительными орнаментами, сценами на античные темы и фигурами грифонов. Парадная выходит во двор, где находится грот с чудовищем. При парадной лестнице установлены скульптуры двух львов.



После революции дом Шмидта был национализирован. Хозяин дома был лишен всех прав и собственности и окончил жизнь, работая могильщиком на Немецком кладбище.

В доме разместили залы трех музеев: этнографического, Музей Голода и Музей Волгаря. Потом в доме Шмидта располагался обком ВЛКСМ.

В годы Великой Отечественной войны здесь находился один из 10 пунктов СССР набора юнг для учебного отряда Северного флота с дислокацией на Соловецких островах. Первый набор 1942 года собрал 1382 человека, в т.ч. 67 саратовских мальчишек. Многим из них суждено было погибнуть в сражениях. В память об этом на здании висит мемориальная доска, а в Ликах установлен памятник юнгам.
В 1950-е годы особняк стал обкомовской гостиницей, и в ней останавливались многие вип-персоны - Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Ю.А. Гагарин и другие.



С 1990 по 1997 годы здесь находился детский сад, но потом здание обнесли забором и открыли в нём Дома приёма официальных делегаций. Здесь за забором снова стали встречать чиновников высшего ранга. В конце 2000-х годов ограду демонтировали, а в здании разместился Региональный центр поддержки одарённых детей.

Подробный пост о нём.

Особняк Рейнеке

Если мы свернем с Волжской на Соборную за трамвай «Семён», то нашему взору откроется великолепное здание. Его считают лучшим творением в стиле модерн на территории города.



Саратовский архитектор Сергей Терехин в книге "Века и камни" пишет, что у этого дома нет одного главного фасада. "Можно долго ходить вокруг него, открывая все новые повороты, углы зрения, эффектные сочетания объемов. Лицевой кирпич, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица - из всего этого мастер вылепил вдохновенный, свежий образ".

А в конце XIX - начале XX века здесь находилось домовладение почтового чиновника А.М. Никольского с двухэтажным домом и небольшим садом. Связан он с именем нашего известного земляка - Николая Гавриловича Чернышевского, где тот провёл последние месяцы своей жизни, вернувшись из ссылки. К его возвращению дом сняла жена Ольга Сократовна в июне 1889 года. А 17 октября 1889 года Чернышевский скончался.

В начале ХХ века это дворовое место приобрел Константин Кондратьевич Рейнеке - представитель торгового дома миллионеров-мукомолов Рейнеке. В 1906 году он стал членом Биржевого общества, а в 1907 году был избран старшиной Биржевого комитета и гласным Городской думы.

Долгое время проживал он вместе с женой и тремя детьми в старом отцовском доме при мельнице (ныне Чернышевского,116). В 1902 году он начинает строить собственный дом на углу Вольской и М. Сергиевской (ныне- Мичурина). Но в 1903 году недостроенный дом продают под новую резиденцию саратовских губернаторов (потом в нём жил Столыпин со своей семьёй, ныне - Областной клинический противотуберкулезный диспансер).

Время возведения дома на Соборной - 1909-1911 годы. Автором проекта особняка саратовские архитекторы и краеведы (А.М. Старкмет и другие) считали выдающегося русского архитектора Ф.О. Шехтеля, имевшего знакомство с братом Константина Кондратьевича Арнольдом, создателем Русского драматического театра в Петербурге.



Авторство Шехтеля не подтверждено документами. Однако вид здания так сильно перекликаются со знаменитым особняком банкира Рябушинского в Москве (авторства Шехтеля), что даже табличка на доме сообщает нам о том, что архитектор - Шехтель Ф.О.



Но исследователь творчества Шехтеля архитектор Андрей Мушта однозначно утверждает, что это не Шехтель:

«Шехтель лично непричастен к проектированию и строительству особняка Рейнеке в Саратове. В этом определенно участвовал кто-то из его бывших помощников. Я хотел сделать серию статей про особняк Рейнеке, чтобы в доступной для непрофессионалов форме "разобрать его по косточкам", и в финале предложить новую гипотезу (со всеми "за и против") по авторству саратовского особняка. Вышло только 2 статьи из этой серии (про майолики и ограду) и в обеих отмечены приемы и детали недопустимые для Шехтеля. Всего планировалось 5 статей (должны были добавиться входной портал, фасады, интерьеры)».



В статье о майоликах этого особняка Андрей Мушта отмечает "высочайшее качество изразцов" на фасаде и приходит к выводу, что они были изготовлены в легендарной гончарной мастерской "Абрамцево" в Москве "под руководством и, судя по всему, при непосредственном участии выдающегося деятеля отечественной культуры Саввы Мамонтова".



В 1917 году особняк был национализирован. В книге «Дни великих событий» писатель Виктор Бабушкин рассказывает об этом времени (конец 1917 - начало 1918 годов):

«Анархисты под предводительством своего идейного лидера Макса Коврика… разгоняли шествие религиозно настроенной толпы, которая и загнала их в биржу. К вечеру, по договору с Антоновым, анархисты покинули здание биржи и захватили особняк мельника-миллионера Рейнеке, что называется на ходу; еще кушанье не остыло. Особняк Рейнеке обставлен был хозяином комфортабельно, роскошно. Выгнав Рейнеке из дома, анархисты в один месяц так разграбили это большое помещение, что я только диву давался: даже дверные ручки отняли от дверей и продали на базаре».

Тем не менее, особняк Рейнеке - один из немногих добротных дореволюционных строений в Саратове, дошедших до нашего времени в удовлетворительной сохранности: на месте многие зеркала, камины, деревянные детали внутреннего убранства, оконные переплеты, лестницы, оконные и дверные ручки, элементы наружного оформления.



Учитывая богатство особняка, здесь не стали устраивать коммунальные квартиры, а разместили различные учреждения. В 1943 году по инициативе обкома партии в бывшем особняке была организована специализированная больница закрытого типа для работников партийно-советского актива. В 1970-х годах она стала областной больницей №1. С 1993 года - госпиталь ветеранов войн.

Подробный пост о нём...

Особняк Бореля

Изначально двухэтажный особняк на пересечении Вольской и Некрасова принадлежал купеческой чете Аносовых. Семён Исаевич и его жена Елена Александровна заказали себе этот дом в стиле модерн у архитектора П. М. Зыбина.

Построен он был в 1901 году и сразу же был электрифицирован - в здании разместили двигатель для электрического освещения. Благодаря красоте своей хозяйки дом был известен как "замок Елены Прекрасной".

После развода Аносовых в 1909 году особняк был продан П. И. Карепанову, который через год перепродал его представителю рода крупных саратовских мукомолов Александру Эммануиловичу Борелю.



После революции в особняке разместили коммунальные квартиры. Но здравый смысл возобладал, и в 1961 году сюда въехал городской ЗАГС. Сегодня здание называется «Дворец бракосочетания». И для этого есть все основания. Последний ремонт сделал внутренние залы светлыми, богато украшенными.



В дни свадеб здесь очереди счастливых людей. Так что красивое здание теперь не только радует своим видом, но и дарит самые приятные эмоции, тем кто заходит внутрь.



Подробный пост о нём.

Источники:
1. В.И.Давыдов, В.Н.Семенов. Саратов историко-архитектурный, 2 изд., С.:2008
2. Журнал «Тектоника Плюс», разные номера
3. Блог Дениса Жабкина (жабкин.жж.рф)
4. Сайт «Фотографии старого Саратова» (oldsaratov.ru)



#Саратов, Соборная, объект культурного наследия, Волжская, архитектура, публикации со мной, краеведение

Previous post Next post
Up