Update: 26.11.2023
В моменты бурного роста и планирования городов СССР никто не думал, что автомобиль, как на Западе, станет не только роскошью, но и средством передвижения. Цифра в 401 автомобиль на 1000 человек (официальная статистика для Саратова, озвученная на заседании Областного градостроительного совета) могла присниться советскому проектировщику разве что в страшном сне. Улицы советских городов планировались исходя из перспективного (после построения коммунизма) уровня автомобилизации в 180 автомобилей на 1000 жителей.
Основную роль в перемещении населения должен был выполнять общественный транспорт. А передвижение по городу минимизировалось благодаря тому, что рядом с каждым крупным заводом строился жилой микрорайон для сотрудников, оснащенный всей необходимой социальной инфраструктурой: детсадами, школами, спортивными и досуговыми учреждениями (дом культуры, кинотеатр и т.п). Так что автомобили и транспорт нужны были минимальному количеству населения.
На момент распада СССР в 1991 году уровень автомобилизации составлял всего 60 автомобилей на 1000 жителей. В городе активно работали 13 трамвайных, 14 троллейбусных и около 50 автобусных маршрутов. Большую долю пассажиропотока брал на себя электротранспорт. В планах было расширение сети общественного транспорта. С тех пор в городе сохранились места, заложенные под развитие транспортной инфраструктуры.
Но настали тяжелые экономические времена. Акционирование транспортных предприятий, приватизация и другие сопутствующие новому времени события привели к тому, что маршруты электротранспорта сокращались, парк перестал регулярно обновляться. В городе не осталось ни одного муниципального автобуса. Городские маршруты разыгрываются между частными перевозчиками через конкурсы и обслуживаются многочисленными ИП, ООО, ОАО.
При правильно организованной транспортной системе 80% жителей современного города, подобного Саратову, должны пользоваться общественным транспортом. Но наш транспорт настолько далек от идеала, что им пользуются всего лишь 35%. Отсюда пробки, проблемы с парковкой и вред экологии.
А места, определенные под расширение мощностей системы общественного транспорта, так и остались в черте города, напоминая нам о времени тех планов.
Троллейбусное депо
Когда вы проезжаете по путепроводу через железную дорогу от 1-го жилучастка в сторону фабрики «Мария», то обратите внимание на забор, расположенный сразу за съездом с путепровода. Это недостроенное троллейбусное депо.
О его строительстве
заговорили ещё в 1977 году. В
статье о транспортном обслуживании 1988 года в газете «Коммунист» писали: «В Саратове затягивается строительство троллейбусного депо на 150 мест в посёлке Юриш».
В 1997 году в книге, посвящённой 110-летию общественного транспорта в Саратове была помещена целая
статья заместителя гендиректора СГЭТ по капстроительству В.В. Нестеренко «Строится депо», в которой сообщалось, что строительство нового троллейбусного депо началось три года назад.
«Необходимость в нем назрела давно. Во-первых, в существующих троллейбусных парках не хватает стояночных мест. И это при том, что маршруте еще недоукомплектованы сотней машин. С открытием депо будет решаться и общегородская проблема развития маршрутно-троллейбусной сети. Не случайно для строительства выбран Заводской район, на территории которого проложен всего один троллейбусный маршрут - четвертый».
Сообщалось о строительстве трехагрегатной тяговой подстанции, которая должны быть введена в эксплуатацию, но мешает недостаток финансирования. Автор статьи любыми средствами обещал сдать подстанцию в том же году и сделать задел под строительство самого депо.
То есть строительство депо затянулось на 30 лет. Сегодня на территории, куда ведут эти ворота, находится вышеупомянутая тяговая подстанция.
В 2010 году пустырь использовался СГЭТ для хранения списанных троллейбусов. С тех пор участок неоднократно
выставлялся на торги.
После завершения строительства депо должно было выглядеть так (публикуется впервые).
Спасибо архитектору проекта Наталье Рапопорт за предоставленный эскиз
Но выглядит так (существует лишь тяговая подстанция, что в левом верхнем углу - скрыта за деревьями):
Как только в Саратове начали обновлять троллейбусы, участок снова решили оставить под троллейбусное депо. Были планы чуть ли не в 2021 году перевести в него троллейбусы из Кировского депо, чтобы реконструировать Кировское депо под скоростной трамвай. Но в итоге и проект скоростного трамвая сместился по времени, и получив новые троллейбусы, старые списали и порезали на металлолом. Так что участок сейчас используется службами благоустройства для хранения спецтехники и складирования снега зимой.
Автобусный парк
О несостоявшемся автобусном парке рассказывает начальник управления по развитию транспортного комплекса областного минтранса Борис Абрамович Кайданов:
В конце 70-х годов в г. Саратове обозначилась, значительна нехватка автотранспорта для пассажирских перевозок. В это же время активно строились новые микрорайоны: 6 квартал, 3-й жил.участок, Комсомольский поселок. Приволжским территориальным транспортным управлением было принято решение на базе головного предприятия «Саратовского производственного объединения грузового автотранспорта № 4» организовать пассажирское автопредприятие для городских и пригородных перевозок. Согласно приказа Министра автомобильного транспорта РСФСР № 136ц от 12.04.1977 года было создано Саратовское пассажирское автопредприятие №2. В течение 3-х лет автопредприятие было укомплектовано почти 160-ю новыми автобусами большой вместимости в том числе 100-ми автобусами «Икарус 260». Согласно генплана города Саратова 6 квартал пос. Солнечный должен был развиваться в сторону строящейся ТЭЦ-5, по Усть-Курдюмскому направлению строился пос. Юбилейный. В связи с этим необходимо было предусмотреть строительство нового автобусного парка расположенного максимально приближено к этим поселкам чтобы устранить «холостые» пробеги автобусов.
По просьбе руководства города Приволжский военный округ выделил 4,2 га земли за Ракетным училищем в Мирном поселке (район «Молочка»). Было принято решение о строительстве автобусного парка на 300 ед. больших автобусов, для обслуживания вновь строящихся микрорайонов Солнечный и Юбилейный. Парк должен был быть связан автодорогами с пос.Солнечным - дорога была сделана и существует, и через «Саксагай» с пос. Новосоколовогорский - не сделана.
В это время после завершения строительства и пуска в эксплуатацию Саратовского пассажирского автотранспортного предприятия № 7 (таксопарк), на базе таксопарка №6 организовано автобусное предприятие СПАТП № 6, которое было укомплектовано автобусами марки ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695 для обслуживания новых микрорайонов.
В течение одного года был спроектирован и начал строиться полнокомплексный автобусный парк на 300 ед. автобусов с крытыми стоянками, производственным корпусом, административно-бытовым корпусом, мойкой КПП. Чуть ранее были установлены два модуля «Кисловодск» 30х60 м оборудованные подъемниками и одновременно со строительством предприятие начало свою деятельность по перевозке пассажиров.
Строительство шло хорошими темпами, были построены производственный и административно-бытовой корпуса, мойка, подведены коммуникации, монтировалась крытая стоянка и уже функционировало КПП.
Настало тяжелое экономическое время для пассажирского автотранспорта, городские маршруты обслуживались частными перевозчиками в основном на низкопроизводительном подвижном составе.
Предприятие СПАТП-6 было обречено тогдашним руководством города. В перспективе работы не было, и как результат, нужное сейчас предприятие, прекратило существование - было обанкрочено и продано.
Арочные перекрытия начали разрушатся, их демонтировали, крышу сделали обычную. Сегодня в корпусах несостоявшегося муниципального автопарка находятся фирмы по производству мебели, дверей, систем безопасности и др.
Трамвайный парк
Следует пару слов сказать ещё об одном несостоявшемся депо - трамвайном. От вышеуказанных проектов его отличает то, что история его началась полвека тому назад.
В 1971 году в Саратове стартовало строительство скоростных трамвайных линий. Техническое задание на проект скоростного трамвая в Саратове было утверждено тремя годами ранее. Ещё раньше, в 1964 году, между 8 и 9 Дачной на остановке «Разъезд» было начато строительство Ленинского трамвайного парка, в котором предполагалось размещать трамваи скоростных маршрутов. Но проект скоростного трамвая в Саратове был реализован лишь частично и депо так и не было достроено.
Рельсы, которые вели в него, можно увидеть на дороге, связывающей Гвардейскую и 1-ю Елшанскую.
До 1990-х годов на этой территории стояли списанные и служебные трамваи - территория выполняла роль «служебного депо», склады ТТУ.
Кроме двух стояночных путей, там успели соорудить несколько кирпичных ангаров для ремонтных мастерских.
Но потом случился пожар - вагоны сгорели. В 1998 году депо было закрыто и эта территория была продана под склады и производственную базу.
Остатки рельсов, ведущих от линии трамвая 4-го маршрута на территорию бывшего депо можно до сих пор можно обнаружить в районе остановки "Разъезд".
Ещё более ранняя фотография с сайта transphoto.ru - линия к бывшим воротам.
И если вы заметили, на территории до сих пор стоит столб с подвесом для контактного провода.
Если для Саратова всё сложится удачно, и у нас появится долгожданный скоростной трамвай, новые маршруты электротранспорта, современные комфортные автобусы, на которые пересядут те самые 45% населения, то нужно будет задуматься о создании инфраструктуры для хранения и обслуживания нового подвижного состава. Тогда появятся новые ультрасовременные депо. Жаль только - жить в эту пору прекрасную...