Славяне в Хаитабу и Бирке.

Sep 22, 2014 17:01

Оригинал взят у nap1000 в Славяне в Хаитабу и Бирке.
Любопытно, что пока российские норманисты, переманив на своё сторону большинство археологов (или воспитав в соответствующей традиции их современное поколение - "школа Носова" и пр.) и немало гордясь такому "непобедимом тандему", очень любят называть северо-русские находки "скандинавскими", а факт местного изготовления "скандинавских вещей" на Руси объяснять культурным влиянием декларируемых ими скандинавских колонизаторов, в качестве доказательства нередко используются сравнения с Биркой или Хаитабу. Когда же дело доходит до того, что выясняется, что точно такие же вещи и культурные явления были не меньше распространены и у славян на юге Балтики, начинается: и Рюген у них был "колонизирован скандинавами" и Воллин с Поморьем представляли "зону скандинавской экспансии". Что это - невежество хозяев кандидатских и докторских степеней, или же попросту вполне осознанная ложь? Интересуясь историей балтийских славян сравнительно не долго, не могу похвастаться особенно хорошим знакомством с археологией северо-германских областей. Сколько бы не были интересны эти регионы, времени на всё не хватает, но то, что попадается по этому вопросу, как-то уж очень сильно отличается от того, что рассказывают вышеназванные персонажи. Понятно, что скандинавы должны были быть в славянских торговых городах - есть и прямые сообщения о их там присутствии и их товарах, потому отрицать это бессмысленно. В первую очередь - уже из логических соображений: что это был бы за "торговый город" без следов разных культур, проникновения иностранных традиций, вещей и купцов? Положение вещей, казалось бы, совершенно естественное и никоим образом не указывающее на "колонизацию" или что-то подобное. Утверждать обратное можно только из каких-то мало связанных с историей целей, а впечатление всё это может произвести если только уж на совсем не подкованного и не знакомого в вопросом человека. Попытки выставить скандинавов "движущей силой" всей Балтийской торогвли со ссылкой на археологию обречены на полный провал. Славянских следов в Скандинавии на сегодняшний день наберётся намного больше "скандинавских" у славян. Признаюсь, что сама по себе "норманская теория" кажется мне вполне имеющей право на существование и имеющей свои аргументы, которые интересно было бы рассматривать и сравнивать с другими, если бы их авторы не прибегали в не очень честным методом "игры". Именно это не придерживание методологии и двойные стандарты на самом деле и вызывают наибольшее возмущение "антинорманистов", а далеко не сами по себе скандинавы. В итоге "антинорманизма" как единой концепции не существует. Он представлен разными мнениями и гипотезами разных авторов, зачастую взаимноисключающих. Общим для всех них явлется неприятие двойных стандартов норманизма и необоснованность выдавание "норманской теории" за единственно возможную и верную. Мне лично критика чего бы то ни было кажется мало интересной - куда интереснее более положительные наработки в каком-нибудь направлении. Однако, почитав что-нибудь вроде "доктора ист. наук" Войтовича, от критики действительно сложно удержаться.

Ниже предлагаю вниманию свой перевод двух касающихся славянского присутствия в Хаитабу фрагментов из статьи немецкого археолога Хайко Штруве - просто для сравнения, насколько отличается то что пишут немецкие археологи от "интерпретации" и "скандинавской колонизации южной Балтики" ультра-норманистов.


...
Кроме саксов и данов, имеет основания и поиск третьей группы населения - славян. Славянская керамика в районе поселения и типично славянские срубные дома подтверждают, что славяне жили в Хаитабу. Переселил ли Гёттрик в 808 году из Рерика в Хаитабу купцов славянского или другого происхождения - не сообщается. Но, это могли быть и славяне. Формы славянского погребального обряда крайне мало выделяются; лишь в результате широкомасштабных раскопок в несомненно одной из центров славянского расселения на юге Балтики, где и находится Ральсвик, теперь удалось доказать славянские захоронения. Небольшого рассмотрения могильники в Ральсвике - я указываю на могильные группы - (илл.7), детальной карты раскопок в Гаро в округе Финстервальде и системацизации славянских погребальных обрядов южнее Балтийского моря Х. Цолль-Адамиковой должно быть достаточно.



Илл. 7

Основным погребальным обрядом было сожжение покойников в пока неизвестном месте или прямо на месте будующего кургана. После ритуального разбрасывания остатков погребального костра - ранее чего [в основании кургана] был снесён старый гумусный слой - над ними сооружался холм высотой около 1 метра и более. Произвольные собрания камней, но также и каменные кладки, остатки древесного угля и костей, а иногда и фрагменты инвентаря, глиняной посуды или железных предметов со следами коррозии, были составляющей этого слоя кургана (илл.8).



Илл. 8

Диаметр холма составлял от 2 до 10 метров, высота - около 1 метра. Примечательно, что курганы всегда представляли не большие группы до 40 штук. Кажется, этот похоронный обряд с 9 по 12 вв применялся параллельно с грунтовыми кремациями и ингумациями. В раскопанных в Гаро курганах земля для холма бралась из одной или двух ям, иногда имевших прямоугольную форму, и находившихся у края кургана (илл. 9, 10).



Илл. 9



Илл. 10

Диаметр курганов составлял 5-7 метров, высота их в наши дни - едва ещё 0,3-0,5 м. На месте сооружения кургана снимался гумусный слой и на нетронутом грунте насыпался холм. Остатки древесного угля, кремационного праха и черепки разбитых сосудов, также и камни из основания, лежали в верхних слоях курганной насыпи, из чего можно придти к выводу о нахождении сосудов с прахом на вершине холма. Некоторые курганы были окружены квадратной, трёхслойной конструкцией из балок, выполненной по технике сруба. Сопровождающие [курган] ямы доходили до этого квадрата. Черепки [керамики] типа Торнов позволяют датировку 8-11 вв. Квадратные курганы давно известны в славянских областях и найдены в основном в приморской зоне; их датируют позднеславянским периодом;  однако, находки их остатков в перепаханной местности до сих пор были затруднительны.
Таким образом были представлены следующие формы славянских захоронений:

a) Кремационные насыпи на нетронутой почве под курганным холмом, с не возвышающейся обрамляющей канавкой, какие известны из Ральсвика в 10 в.

b) Урновые захоронения на вершине холма; курганы сопровождаются ямами; полное обрамление канавками, также это обрамление могло быть исполнено и в виде квадратной рамы.

c) Ингумации под плоским холмом (редко)

Такие типичные формы славянского погребального обряда известны из Хаитабу: кремационные насыпи на не тронутой почве под плоским холмом с маленькой обрамляющей канавкой, как в Ральсвике, и урновые захоронения на холмах с обрамлением в виде прямоугольных канавок. Первый тип захоронений известен из могильника у Верхней крепости (нем. Hochburg) Хаитабу, как это известно из сообщений о раскопках прошлого века (илл. 11; 12).



Илл. 11



Илл. 12

Выдающееся расположение сравнимо с таковым в Ральсвике, как и число - около 40 курганов - соответствует приводимым параллелям. Также идентичны величина и незначительность находок: в прошлом веке было раскопано 5 из этих курганов, два из которых Х. Янкуном, один - Р. Сковмандом в 1938, а один - Х. Сальмо в 1939.

Сальмо описывает находку следующим образом: «кладка из собранных вместе маленьких камней, погорелые кости, уголь преимущественно маленькими кусками. Изначально курган имел диаметр только около 3 метров. Его основание выделялось от окружавшей его почвы в виде неглубокой ямы». Это описание перекликается с находками в Ральсвике (курган 63, 63, 86): «Вокруг места захоронения изначально была вырыта круглая плоская канавка и основание выровнено [по этой канавке] или же углублено до нижнего гумусного слоя». Также и Янкун в 1933 году нашёл в одном из курганов слой разрозненных камней. Й. Месторф ещё в прошлом веке привёл похожие наблюдения касательно 5 первых исследованных курганов.

Стоит посоветовать исследовать оставшиеся курганы в Верхней крепости с учётом известного на современном этапе исследований.
Второй тип захоронений подтверждён в южном могильнике, в группах от 3 до 10 сооружений, зачастую с квадратным обрамлением, в общей сложности - около 40 захоронений (Илл. 3-5)

Там находятся бессистемно сформированные, прилегающие друг к другу ямные комплексы, которые всё же позволяют заметить, что они служили для взятия[земли] для кургана. В западной части расположены 3 группы, насчитывающие, одна - около 10 (см. вырезку), другая - от 3 до 4 и третья также около 10 объектов, выявленных в ходе раскопок; в восточной части расположена группа, насчитывающая (см. вырезку) от 12 до 15 объектов.
Примечательно, что в восточной части южного могильника заметны многие, прямоугольно скомпонованные ямы, из которых бралась земля [для насыпки кургана], изначально определённо обрамлявшие квадратные славянские курганы (Илл.4). Эти ямы нередко содержали черепки славянских сосудов, возможно, бывших погребальными.

Вопрос, скрываются ли славянские захоронения и среди бесчисленных ингумаций, при отсутствии инвентаря не может быть решён.
Таким образом, стоит принять подтверждённость славянских захоронений в разных могильниках (Верхняя крепость, западная часть южного могильника, восточная часть южного могильника) начиная с 9 и по 10 вв.

Путём экстраполяции можно выявить несколько сотен славянских захоронений на всём ареале кладбища. В виду того, что на востоке захоронения и следы поселения накладываются друг на друга, появляется прекрасная возможность датировать их 10 веком, в то время, как на западе, как это показывает пересечение их со следами поселения, их [захоронения] стоит отнести к 9 веку.

( Steuer, H. Zur ethnischen Gliederung der Bevölkerung von Haithabu anhand der Gräberfelder, Offa , Bd. 41 (1984), S. 196-202)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

После того как мною были представлены, датированы и выведены различные виды погребальных обрядов могильников торгового центра эпохи викингов Хаитабу, в заключении стоит провести исторические параллели этим данным и интерпретировать потоки и смены населения.
1.До 800 года, даты, принимаемой за становление Хаитабу торговым центром, подтверждены  рассредоточенные захоронения жившего здесь уже длительное время населения: ориентированная по сторонам запад-восток ингумация с вложением сакса; курганы с урновыми захоронениями в Ягеле, Ведельшпанге, а также в южном районе Хаитабу. Захоронения принадлежат местным саксам. Одновременно с ними здесь уже жили группы датского населения, представленные захоронениями в заполненных кремационным прахом ямах с типично ютландской керамикой. Из 600 захоронений около 500 принадлежат саксам, а 100 данам

2.В 800 и во времена датского короля Гёттрика группы саксонского населения хоронили по обряду ориентированных по сторонам север-юг ингумаций (илл.1 F запад), датские группы хоронили в центральном могильнике (Илл.1, С), а славянские группы - в могильнике так называемой Верхней крепости, к северу от Хаитабу. Собственно датский период торгового центр продемонстрирован в большом центральном могильнике, а также и на южном кладбище и подтверждается в первую очередь инвентарём из западно-скандинавских украшений в ориентированным по сторонам запад-восток захоронениях.

В это время, в 9 веке, появляются и другие славянские курганные  могильники, отделённые от саксонских и датских частей кладбища на самом юго-западе, выделяющиеся обрамляющими канавками, частично прямоугольной формы. Из 2500 захоронений около 1000 принадлежит саксам, 1000 - данам и 500 - славянам.

3. Время шведского владычества в Хаитабу и его окрестностях  в первой половине 10 века отчётливо выделено могильниками камерных захоронений в городе и соседних землях. Эти богатые захоронения отражают статус купеческой верхушки, в то время, как другие ингумации со скандинавским инвентарём (Илл.1, F восток) и безинвентарные захоронения стоит причислить широким слоям населения.

Из 3000 захоронений около 1000 принадлежит саксам, 1000 - данам, 500 - славянам и 500 - шведам. Одновременно около 950 г. в Хаитабу проживало около 350 саксов, 350 данов, 150 славян и 150 шведов.

4. Резко прекращается этот выделяющийся погребальный обряд. Немецкое господство, начиная с Генриха I. (после 934), с заселением новых групп саксонского населения подтверждают курганы с обрамлением круглой канавкой или палисадом.

В это время, по крайней мере до середины 10 века, также подтверждаются славянские курганы с кольцевым обрамлением в виде канавки, частично прямоугольной формы. Из 6000 захоронений около 500 принадлежат саксам, около 500 славянам и около 5000 - жителям Хаитабу [нем. Xaithabu-Leute, очевидно имеется ввиду всё смешанное население, известное в более ранние периоды].

Христианское влияние становится более интенсивным, наряду с этим примечательный прирост населения повлияли на возникновение большого числа ориентированных по сторонам юго-запад/северо-восток захоронений в центре и, в особенности, на юге [могильника]. Захоронения без инвентаря, находящиеся поверх всех старых захоронений, с этого времени не выявляют каких-либо особенностей в погребальном обряде. Единый тип похоронного обряда указывает на значительное равенство населения торгово-ремесленного центра Хаитабу в середине 10 века. К концу 10 века в Хаитабу образовалось население, различие в происхождении которого выявить невозможно.

О первых подтверждениях славянских погребальных обрядов, также как и о подтверждении второй волны саксонских колонистов в 10 веке, можно судить по статистическим вычислениям численных составляющих различных народностей. Однако для большего, кроме уже указанного выше, результатов раскопок пока не достаточно.

( Steuer, H. Zur ethnischen Gliederung der Bevölkerung von Haithabu anhand der Gräberfelder, Offa , Bd. 41 (1984), S. 209)

Со всей статьёй на немецком можно ознакомиться здесь

Таким образом, доля славянского населения в Хаитабу, по представлениям археологов, в том самом всех так интересующем 9 веке составляла не менее 20%. При том, теоретически остаётся вероятность и большей цифры, учитывая что славянам могли принадлежать и ингумации. Если верить археолоам, данов в городе в 9 веке было меньшинство. К этому есть что добавить. Кроме уже упоминавшихся Х. Штоером срубных домов в Хаитабу, связываемых со славянами, привлекает внимание и составленная археологом А. Туммушайт таблица с процентным соотношением расположения очагов - связываемое со славянами северо-западное расположение здесь имело около 18% домов. К слову, в другом южноютландском "поселении викингов" в Козеле - около 30%



Археолог М. Мюллер-Вилле приходит не менее показательную карту распространения славянской керамики, куда входил весь регион залива Шлей, включая и Хаитабу.



Из франкских анналов вместе с тем выходит, что купцы из ободритского города могли в это время быть переселены в датский, из чего следует вывод о схожести продаваемых и пользующихся спросом в обоих регионах товаров. Речь может идти как о собственно ремесле, исскустве орнаментики и технологиях, так и необходимом знании торговых путей и наличии контактов - проще говоря, способности привезти востребованный и выгодный товар ( к примеру - восточный, арабский, византийский). И вот когда в этом замечательном датском городе с меньшинством данов что-то находят, не долго думая это предтавляют как образец местной датской культуры. Когда находят что-то схожее на Руси или юге Балтики - тоже связывают это с данами, а то и вовсе со "скандинавской экспансией" и "колонизацией". Обратное - возможность объяснения схожих находок в славянских землях и Хаитабу при этом никому из археологов не кажется возможной. В самом деле - разве можно говорить о подобном всерьёз? Это не этично, неуместно и является так любимым подобными исследователями термином "ложно понимаемого патриотизма". Особенно смешно последнее звучит от Носова, для которого "верно понимаемым патриотизмом", в таком случае, должно являться как раз замалчивание фактов и фальсификации его учеников. Может быть эти люди настолько верят в скандинавство варягов, а себя считают их прямыми потомками, что "верный патриотизм" для них действительно может быть только шведским и славянофобским? Да и причём вообще патриотизм в археологии - будь он "верным" или "неверным"?

В качестве наиболее яркого примера можно привести всё те же многострадальные камерные захоронения. По всей Балтике такой обряд считают "пришлым" и заимствованным на основании того, что ему не находится прямых аналогий в непосредственно предшествующие эпохи - так дело обстоит и в Дании, и в Швеции и на Руси и на юге Балтики. При этом, объяснить, откуда и при каких исторических предпосылках могло произожти заимствование никто убедительно не может. Немецкие археологи связывают датские камерные захоронения со шведской правящей верхушкой начала 10 века. Предоставим слово снова Х. Штоеру:

"Связь с группой шведских завоевателей, принесших этот обряд камерных захоронений - перенятый ими в далёкой Руси -  из средней Швеции, выглядит таким образом вероятной, хотя в более широком смысле лучше говорить о интернациональном скандинавском жизненном стиле высших обществ" (стр. 203, выделено nap1000).

Здорово, не правда ли? Западноевропейские археологи связывают обычай камерных захоронений в Хаитабу со шведами 10 века, перенявшими этот обычай на Руси (у кого там интересно, если не у славян?). Какие именно археологические памятники Руси связываются с возможным заимствованием этого обычая шведами не уточняется, но можно предположить, что речь может идти о кургане Плакун - хронологически примерно соответствующем и который традиционно пытаются приписать шведам. После всего этого российский археолог преспокойно связывает камерное захоронение в Плакуне с Хаитабу, но в обратном порядке - так, будто бы на северную Русь этот обряд попал из южной Ютландии. Каким, спрашивается образом, если в самой Ютландии его связывают со шведами, в свою очередь заимствовавшими обряд на Руси? Хорошая тема для засчитанной диссертации. Где, интересно, ещё такое возможно?))

Однако, дальше - больше.

"Ни в коем случае не может быт выведен обряд камерных захоронений [в Хаитабу] из северо-немецких, саксонских регионов, как это принималось некоторое время ранее, так как, во первых детали обряда во многом различны, а во вторых - между ними хронологический разрыв в 200 лет" (стр. 203)

Судя по тому, что он датирует возникновение обряда погребальных камер в Хаитабу первой третью 10 века, то отняв 200 лет, получим первую треть 8 века, к которой должны восходит наиболее поздние из северо-немецких саксонских камерных захоронений. Примерно в это же время, в первой половине 8 века, согласно дендрохронологии (первые даты - как раз первой трети 8 в.) возникает ободритский торговый центр в Гросс Штрёмкендорфе, который связывают с Рериком. В его могильнике известно камерное захоронение (забавно, что вышеупомянутый российский археолог выведший плакунские захоронения из южной Ютландии, участвовал в раскопках), датировка которого - вторая половина 8 века. Из Рерика в Хаитабу переселяется, согласно археологам же до 20% населения Хаитабу 9 века и в могильнике Хаитабу отыскивается до 500 славянских захоронений. Однако, предположить, что обряд камерных захоронений мог попасть в Хаитабу от ободритов, до этого по общепринятому представлению как раз ассимилировавших часть местных континентально германских племён к северу от Эльбы и вскоре получивших контроль над значительной частью северной Саксонии, опять никому не представляется возможным. С точки зрения шведского патриотизма, такое предположение было бы, безусловно, "патриотизмом ложным".

Надеяться на то, что разгадка проникновения обряда камерных захоронений в Данию, Швецию и на Русь будет найдена в ближайшее время  не приходится, так как в методологии господствующей научной школы отсутствуют другие опции, кроме выведения заимствований от скандинавов к славянам, а так в этом случае явно не выходит. Тратить время на разбор всего этого тоже едва ли имеет смысл - ситуация может измениться только когда сменятся конкретные люди. Потому, самое разумное, что можно сделать - не доверять на слово и тщательно проверять ссылки. Ко всему этому можно разве что добавить карты из одной из последних статей немецкого археолога Й. Херрманна о находках славянских курганов с захоронениями на вершинах в Хаитабу и Бирке. Речь идёт о курганах типа C, представленных на нижней схеме:





Расположение славянских захоронений на вершинах в могильнике Хаитабу, по Й. Херрманну ( Herrmann J. Gräbergruppen und Siedlungsstrukturen in Ralswiek // Strukturen und Burgen im westslawischen Raum, 2009) обозначены нем. Slawische Gipfelbestattung

Любопытно, что как раз между ними в южном могильнике найдены лодочные захоронения



Расположение славянских захоронений на вершинах в могильнике Бирки, по Й. Херрманну ( Herrmann J. Gräbergruppen und Siedlungsstrukturen in Ralswiek // Strukturen und Burgen im westslawischen Raum, 2009) обозначены нем. Slaw. Gipfelbest.

Напомним, что о присутствии славян в Бирке сообщал также Адам Бременский, кроме того, что в торговом центре найдено множество славянской керамики и её имитаций, как и прочих, связываемых со славянами вещей.

Что же касается моей позиции, то я считаю точное этническое разделение по погребальному обряду и украшениям для балтийского региона раннего средневековья беаперспективным и придерживаюсь мнения о значительном смешении культурных традиций в это время и месте в общую циркумбалтийскую культуру. Наверное, было бы возможно и интересно изучать конкретные "локальные" проявления циркумбалтийской культуры у славян и скандинавов, но в силу политизированности темы в настоящий момент это не кажется возможным.

Археология, Славяне/Арии

Previous post Next post
Up