The Anathomy of the Crisis

Sep 18, 2008 18:49

From superinvestor

Сначала коротко напомним, о чём говорилось в предыдущей заметке. Старт кризису дало сочетание внешних и внутренних факторов: вывод средств иностранцами с российского фондового рынка в силу их личных обстоятельств; вывод средств многими участниками из-за безумного поведения властей России во внешней политике; игра спекулянтов; паника. Подробнее я говорил об этом здесь. В ходе падения цены дошли до уровней, когда банкам потребовалось много «живых» денег для выплат по кредитам и операциям РЕПО. С началом проблем с выплатами резко подорожал и «сдулся» в объёмах межбанковский кредитный рынок. Всё это привело к катастрофическому и необоснованному реальной ситуацией в экономике самоподдерживающемуся падению фондового рынка. Чем быстрее падали акции, тем активнее были вынуждены их продавать банки, тем быстрее акции падали.

Руководство страны, мало того, что стало одной из причин «чёрного сентября», ещё и проворонило начало кризиса. На рынке про проблемы с РЕПО говорили ещё на прошлой неделе, но власти начали действовать только после того, как биржи улетели к совершенно непристойным значениям индексов, а вся финансовая система страны оказалась на грани разрушения. Рулить финансовой системой - это вам не шпионов в лондонских сортирах мочить и не в войнушку играть, тут думать надо. И быстро реагировать.

К счастью, у рынка хватило ума закрыться за несколько часов до полного краха и сил достучаться до тех чиновников, что должны были не дурью маяться, а следить за ситуацией. После этого профи из ЦБ и экономического блока правительства (пока ещё не окончательно «осуверенившегося», т.е. не отупевшего) начали действовать.

Что сделано?

Остановлены на неопределённый срок торги на биржах. Пауза нужна для проведения антикризисных мер.

В банковскую систему закачаны огромные деньги государства. Через три «главных» банка - Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк - в систему отправлено более 1,5 трлн рублей бюджетных денег. Эти банки должны распределить госденьги по «нуждающимся» через систему кредитования и РЕПО. Они этим занимаются прямо сейчас.

ЦБ резко понизил норматив резервирования. На этом остановлюсь немного подробнее. По закону, каждый банк, получая на короткий срок (до трёх лет) деньги от физических или юридических лиц, вносит на депозит в ЦБ платёж, равный небольшой доле от этой суммы (позже он возвращается). Это делается для ограничения цепочки кредитования: банк получил 100 рублей на депозит от Васи Пупкина и должен тут же положить 5,5 рублей из них на счёт в ЦБ. Если он использует оставшиеся деньги для кредита другому банку, то тот тоже должен будет положить в ЦБ ещё 6% (цифры - до 18 сентября).

Чем выше норматив резервирования, тем меньше денег остаётся в банковской системе и тем менее активно развивается кредитование. Российский ЦБ использует этот инструмент в том числе для борьбы с инфляцией, «связывая» часть денег в экономике. Но с 18 сентября нормативы снижены с 5,5-6-8,5% по разным видам полученных денег до 1,5-2-4,5% соответственно. Это означает, что банки теперь смогут получить (и, полагаю, уже получили) возврат со счетов в ЦБ и станут намного меньше платить от привлечённых средств. По оценкам, это даст системе ещё порядка 300 млрд рублей.

Сегодня (в четверг) нанопрезидент сообщил о направлении ещё 500 млрд рублей на поддержку фондового рынка. Правда, пока непонятно, как именно эта поддержка будет осуществляться.

Главное: в то время, пока рынки не работают, банки проводят сверку взаимных кредитов и занимаются «расшивкой» тех самых цепочек кредитования, о которых я писал в предыдущей заметке. Это значит, что ситуация станет намного проще: понятно, кого надо спасать, а сумма, необходимая для спасения, окажется намного меньше.

С точки зрения финансовой системы и фондового рынка, на мой взгляд, предпринимаемые действия разумны и адекватны. Руководство страны всерьёз испугалось мощного финансового кризиса с закрытием банков и толпами вкладчиков. Этим придуркам пришлось воспользоваться помощью профессионалов, но, к сожалению, сделано это было немного поздно. Думаю, что ситуация скоро нормализуется.

Другое дело, чем весь этот бардак аукнется для «простых граждан». Тут всё просто:

Учительница спрашивает:

- Что произойдет, если всеразрушающее ядро врежется в неразрушаемую стенку?
Вовочка:
- Водка подорожает, Марь Ивановна!
- Это почему?
- А у меня отец говорит: «У нас в России всегда так, сначала какая-нибудь непонятная хрень произойдет, а потом водка дорожает».

К сожалению, народ, как всегда прав. Накачка экономики деньгами однозначно приводит к росту цен. Почувствуется это примерно к концу года, к новогодним праздникам. А если учесть, что в январе традиционно цены растут ещё сильнее, то декабрь-январь могут стать рекордными в этом плане за много лет. Вполне возможно, что в результате опять же по русской традиции произойдёт награждение непричастных и наказание невиновных. Те, кто сегодня спасает банковскую систему, окажутся виновными в росте цен. А те, кто начал «маленькую победоносную войну» и крыл матом НАТО и весь остальной Запад, из-за чего во многом и рухнули рынки, будут рассказывать по телевизору о кучке вредителей-экономистов, окопавшихся в правительстве. В общем, всё как обычно.

economy, russia

Previous post Next post
Up