Оригинал взят у
photohelp_ru в
Несколько слов о творчестве и коммерции. И все еще не готов отчет по 7-ке, уж простите. Очень мне хочется ее рядом с пятеркой поставить, но пока не могу. Семерка у меня, а пятерка - на работе. А до работы я пока никак не доеду. А без этого сравнения никакого смысла что-то писать нет, поскольку (и об этом мы говорили на последних двух лекциях по композиции, все познается в сравнении :) ). В общем, еще пару дней ждем, а потом будет техновсплеск. Ну а пока, чтобы не скучать, небольшое представление в лицах на тему творчество и коммерция.
Была у меня когда-то ученица по имени Юля (не Сметанина, не Зацепина, не Маковейчук, в общем - вы не знаете, скорее всего :) ), давно так уж, еще в академии она у меня училась. А потом уехала в Йель учиться (ну, я подробно тут писал об этом:
http://photohelp-ru.livejournal.com/196828.html), и благополучно его закончила. Потом заезжала в Москву и мы, усевшись в кофеине на Новослободской протрепались часа два или три. Я тогда сразу все, казавшиеся мне главными в тот момент факты в посте отметил и успокоился. Но была еще пара моментов, казавшихся мне в тот момент весьма отвлеченными, но с одним из них мне сейчас все чаще и чаще приходится встречаться. Это вопрос - банальный, надоевший, скучный, но от этого не менее острый вопрос "кошелек или жизнь?!", и ответ "ммм... даже не знаю... а давайте-ка, батенька, и то и другое!", увы, выглядит сегодня совсем, совсем нереально.
Однако, прежде чем я пущусь в отвлеченные рассуждения, вернемся на минутку в то чайно-кофейное 29 июня, когда мы с Юлей говорили об обучении фотографии. Одна из тем разговора, которой я не уделил в тогдашнем посте особого внимания, была вот какая: а на что жить и как раскручиваться - вам рассказывали? В смысле, основы бизнеса, селф-промоушн и так далее. Ответ звучал примерно так: никаких коммерческих съемок! (напомню, Юля училась арт-фотографии) Ни в коем случае. То есть вот все знают, что нормальный срок вхождения на арт-рынок - это 10 лет занятий фотографией, участия в выставках, конкурсах, биенале, работа над видением, создание арт-портфолио и арт-проектами, и только после этого есть шанс (чтобы не сказать ускользающий лучик надежды), что на тебя обратит внимание какой-нибудь куратор и предложит тебе сотрудничество в плане продажи картинок. Конечно, есть исключения, есть авторы, которые прямо из аудитории - на стену, но таких - единицы, буквально единицы, не каждый год и есть, а те, что есть - зачастую через год-два перегорают и пропадают. И никаких - ни-ка-ких! - коммерческих съемок, ни свадебку, ни баночку - ни-че-го. Потому как коммерческая съемка (с точки зрения Йельских педагогов) - это как цианид. Много и не надо - раз-два снял, и привет, от авторства и не остается ничего. А на что жить? - поинтересовался я. А на что хочешь - хоть официантом работай, хоть клерком мелким, хоть с кастетом гуляй, а снимать за деньги - даже не думай, потому как... в общем, не надо оно, за деньги-то. (тут у меня, за последнее время огрубевшего и обрусевшего в плане родной речи, сразу всплывает модная нонче в анекдотах фраза "один раз - не пидорас", а так же мысль о том, что ежели за деньги - то это как бы проституция, под каким соусом ни подавай). Мда. В тот момент тема эта меня не сильно интересовала, и особого внимания я ей не уделил, так, скользнул мельком - и все. Но теперь - теперь другое дело.
Давайте для начала, как и положено по законам риторики, во второй части нашего поста - доказательстве - начнем с системы терминов и аксиом. Определим следующие понятия (пусть они будут приемлемы только в рамках нашей статьи, ничего, я не претендую ни на что большее):
- ремесленный навык - это набор прикладных умений, практически нетрансформируемый, довольно-таки негибкий, не имеет никакого отношения к поиску и созданию нового, само по себе не приводит к катарсису.
- способности - потенциальная техническая возможность выполнения той или иной деятельности
- талант - мера реализации способности человека к определенному роду деятельности, выявляется в процессе этой деятельности и никак иначе. Очень часто талант не раскрывается, раскрывается не полностью или вообще пропадает, пропивается, проебывается и т.п.
- мастерство - сочетание высоких ремесленных навыков и раскрывшегося таланта.
- творчество - создание качественно нового, причем результат творчества невозможно вывести из начальных условий акта творения логически-однозначно. Процитирую википедию: Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. И, я бы еще добавил, что творчество может привести к катарсису - в отличии от ремесла/производства.
- успешность - некая смесь доходности и известности, только с плавающими весовыми коэффициентами. Иногда в нее еще включают степень личностной удовлетворенности, а иногда - не включают. В основном - не включают на сегодняшний день, особенно в западной культуре. Говорят много о том, что она - удовлетворенность - должна быть на первом месте, но... дальше слов дело не идет.
Внимание, вопрос: какого хрена валить такие фантастически разные понятия в одну кучу?! У нас ведь как обычно считают: признанный - значит талантливый, творчески одаренный, у него/нее можно учиться ремеслу и набираться опыта для раскрытия своего таланта. вдох-выдох.... вдох-выдох.... Это, смею утверждать, не совсем точное утверждение, манипулятивно-разрушительное по сути и похожее на старое гнилое решето по логичности и связности. Успешность - вообще никак не связана ни с талантом, ни с мастерством, ни с творчеством. Хотя... тут я не прав. Успешность во многом связана с талантом, только не, скажем, фотографическим или писательским, нет-нет, а с менеджерско-продавательным. Есть талант к продажам - будешь успешен практически в чем угодно, кроме спорта, наверное и оперы - там не особо забалуешь с продажами. Нет таланта к продажам... тут уже все сложнее, но в целом, если не найдешь человека с таким талантом - не будешь успешен. Ну, как минимум, при жизни. Потому как деньги - они просто так не приходят, от творчества сами-собой не заводятся, теория партеногенеза ложна и в этом случае. В общем - успешность не есть мера таланта творческого, как и не есть мера матерства и даже во многом не мера ремесленного навыка (хотя это уже надо обладать фантастическими навыками продаж, чтобы стать успешным, не будучи даже ремесленником).
Конечно, бывают случаи, когда в человеке сочетаются и талант к продажам и талант артистический, творческий, а трудолюбие позволяет эти таланты реализовать. Вот тогда мы получаем Известного Мастера, причем без натяжек и дутого авторитета. Но таких - единицы, реально - единицы, их не десятки и не сотни. Как был бы прекрасен и интересен мир, в котором многоталантливых реализовавшихся людей было бы много! Ох, боюсь даже представить, насколько это было бы здорово. Но, увы, увы, в наше время такие люди крайне редки. Поэтому чаще всего успешность коммерческая - это на автомате означает подавленность творческую. А уровень ремесла вообще никак к этой истории не привязан, т.е. человек может быть известным, раскрученным, успешным фотографом, прекрасным ремесленником - и при этом быть абсолютно несостоятелен как автор, несостоятелен в смысле фотографического творчества. Как менеджер он создал новый продукт - себя, создал для этого продукта брендинг, сумел раскрутить и продать, фактически - совершил своего рода творческий акт, да, безусловно. Но сами работы его не имеют никакого отношения к творчеству, в них он ничего нового не сказал, никакой правды-истины не увидел, лишь дополнил серию продаваемого продукта несколькими новыми экземплярами.
Но при чем тут арт-фотография? И как это все связано с "незаниманием" коммерческой фотографией? аа.... а что, правда не понятно? Ладно, давайте разжуем. Что такое арт-фотография, что такое искусство фотографии? Это инструмент, с помощью которого автор рассказывает нам о мире что-то новое, доносит до нас свою точку зрения - какой бы точной или глупой она ни была. Арт-фотография - это поиск-себя-в-тишине. А что такое коммерческая фотография, что такое съемка на заказ? Это поиск способа создать высказывание, которое принесет тебе деньги в рамках сложившейся развитой и жесткой индустрии. Это не поиск высказывания, это поиск (пусть даже нового) способа создать высказывание класса "покупай!", "ня!", бу!". И что же на выходе? А на выходе получается вот что - вместо того, чтобы учиться думать самостоятельно (творческая фотография), вы учитесь подавать чужие мысли в новой оболочке, даже на задумываясь об их сути (коммерческая фотогарфия). А заниматься и тем и другим, т.е. и самому думать, и чужие идеи взволнованно продавать, да еще и быть хорошим менеджером... ух... ну... нет, пяток человек за 20-й век были подобного склада, но и к ним есть несколько вопросов в целом и в частности.
И как учиться творчеству у коммерческих авторов, если они - исходно не творческие? Как пытаться перенять навык строительства задний у тех, кто их умеет только обклеивать красочными фантиками? Да никак. И можно ли вообще одновременно обклеивать фантиками "шоб красиво и продавалось" и думать "ну мать же вашу, ну почему построено-то так, а не этак? И зачем фантики? Они вообще нужны? И что это за здание?". Честно - я уверен, что нет. То есть либо ты врешь другим, когда говоришь "смотрите, фантики, клево!", либо себе, когда подменяешь свою личность заимствованием "он великий, хочу как он!". Он - великий, а тебе - хрен. Потому как он хотел передать божественную красоту, открытую его талантом, и опирался в ремесленной составляющей на опыт предшественников, а ты - хочешь заимствовать его видение, ремесло и находки. А своей-то красоты как не было, так и нет... И только если ты перестаешь "продавать", у тебя появляется шанс найти свое. Творчество надо пестовать, и тогда, если ты достигнешь мастерства, стоя на крепких ремесленных плечах великих предшественников и вскармливая свой талант неустанным наблюдением над природой во всех ее проявлениях, ты станешь серьезным автором. А набрать с бору по сосенке десяток продаваемых приемов, довести их до отметки 4-с-натяжкой и начать думать, что ты - творческий человек и даже в чем-то худоник... а-га. Еще катарсиса начни дожидаться от всего этого - вот будет весело.
При всем при том я ни в коей мере не готов сказать, что ремесленная фотография никому не нужна. Творческая фотография практически бесценна в прикладном смысле - ну, то есть, нафиг не нужна никому. Никто в здравом уме не будет ходить в офис в нарядах с концептуального показа, не то что пред-а-порте, а даже и не от кутюр. Или пытаться наесться после тяжелого трудового в шахте дня шариком прекрасного штучного мороженого с кусочком инжира и вишневым повидлом. Сдохнет наш шахтер от такой еды. Ему бы картошки с мяском, да побольше. Ремесленная фотография нужна, она - тот материал, из которого построен дом визуального искусства, на балконах которого курят авторы, разглядывая на горизонте тучи в надежде на освежающий дождь идей и творчества, никуда без ремесленной фотографии не деться.
Но как же мало тех, кто занимается ремеслом как ремеслом, кто растит в себе мастера, но не автора - особенно на просторах нашей родины. Все - авторы, все - творцы и творцыцы, и это ужасно, потому что за этой толпой, размахивающей флагом "я так вижу" и "учащейся" у раскрученных фотографов, пропадают и ремесло, и творчество, и арт и качество чисто прикладных вещей. Ребята, давайте заниматься своим делом, гордиться им, и не снимать свадебки, в спокойное время создавая нетленку - не будет ни нетленки, ни качественных свадеб. А хочется, чтобы они были качественными! Кто ж против-то, чтобы журналы можно было смотреть без содрогания, а афиши не отпугивали, а притягивали. А творческая фотография - была творческой, и на выставки хотелось бы ходить не только ради "старья" :). Мне бы лично было гораздо комфортнее, а я эгоист, тиран и деспот. Как-то так.
Чао!