Хочу поделиться текстом своего друга. Про страх.
В одной группе мы обсуждали книгу "Vita nostra" писателей Дяченко. Главную героиню вовлекают в обучение через страх. Если она откажется выполнять задание, что-то случится с ее близкими. И почти всё свое обучение очень необычным не мирским вещам, она находится под гнетом страха за близких (если она не
(
Read more... )
У меня тоже был диалог с моим другом на тему этой книги. Он спросил, нравится ли она мне, а я ответила, что да, и потом он заговорил про то же самое, про принуждение и шантаж, и про то, что так истинное обучение не работает. А я тогда была в сильнейшем токсикозе и не могла внятно мыслить, но понимала, что он прав. И развить тему толком не могла. Но потом часто возвращалась к ней мысленно, потому что не могла понять, что же это за баг такой у Дьяченок, как же это так, ведь местами книжка шедевральна (очень люблю крутые сказки про обучение), а тут - вот.
В общем, спасибо за возможность снова подумать, может, перечитаю.
Reply
Спасибо! Мне очень ценна возможность говорить о книгах.
А друг, случаем, не Стрейнджер? Мне кажется, что я то ли ваш разговор у кого-то из вас в жж читала или Стр об этом писал, и я читала его текст.
Почти случайно я наткнулась на мнение о "Vita Nostra" в жж у Молнии, что это лучшая из виденных автором поста книга о том, что такое тоталитарная секта.
Если интересно, то ссылка вот:
https://molnija.livejournal.com/693516.html
В секте не бывает обретения свободы (становления тем, кто ты есть, обретение себя Большего), думаю я.
Но у меня мало данных, недостаточно для анализа. Вполне вероятно, начни я сейчас читать про древние системы обучения в монастырях, и выяснится, что как раз методы обучения могли обладать всеми признаками того, что сейчас называется тоталитарной сектой. И если в секте (на мой взгляд) задача вырастить ученика не стоит, то с древними временами всё не так просто.
Reply
Где эта Сашина школа, и где секта. Понимаю, что у всех свои фломастеры, но чтобы до такой степени...
Reply
Я на это отдельным постом отвечу, ибо огромный текст получается.
Reply
Reply
почитаю, спасибо!
Reply
Reply
А дальше мои раскопки принесли упоминание о докладе писателей-соавторов Олди и Андрея Валентинова о том, как устроен финал литературного произведения. Называется "Конец - делу венец".
В статье они показывают свои тезисы на примере Виты Ностры.
"Итак, берем для анализа романы «Vita Nostra» за авторством дуэта Дяченко - и наш совместный роман «Тирмен». «Vita Nostra» - мнения читателей:
- Концовка якобы открыта. Для меня же она закрыта - наглухо, бетонной стеной. Я настолько удивился этому что перечитал последние две страницы три раза, безжалостно лупя по клавише next. Я впечатался в стену. На последних двух страницах оказался только скомканный финал:
1) я люблю маму.
2) мне не страшно (умирать, перевоплощаться, действовать).
- Финал не понравился. Это гуманитариям, думаю, будет в самый раз такая развязка. Но если бы финал поменять на нормальный, была бы Вещь.
- В финале нас ожидает на редкость скомканная и бессмысленная концовка. После прочтения возникают вопросы, о чем вообще была книга и что все-таки произошло с героиней.
- В конце нас ждет ( ... )
Reply
Понадобилось несколько перечитываний с паузами, чтобы дошло, и знаешь, почему (как мне сейчас кажется)?
Именно потому, что выбор героини был только продекларирован, и ничем не подтверждается. Т.е. всё, что после этого выбора - за границами текста. Понятно, что всего и на восемь, и на десять томов (блин, и что же там такое - безумно интересно)).
т.е. мне было бы более понятно и убедительно, если бы после этого был хоть какой-то поступок или событие. Я могу понять, почему они на этом закончили. Но лично мне маловато будет, ага.
Reply
мне не хватило явного подтверждения того, что же всё-таки с ней произошло, кроме её собственных слов/мыслей
Reply
Reply
Leave a comment