Оригинал взят у
rustam_kurbatov в
Урок наоборотУчить думать! Есть ли другая задача у школы? Что добавить тут? Разве что слово «всех».
«Учить думать! Всех!» - в лицо смеются учителя. Причем, школьные учителя смеются над словом «думать»: «Куда там, нам бы хоть научить», а нешкольные ухмыляются по поводу «всех»: «Думать, - говорят они, - не каждому дано»
Мне кажется, это совсем простая штука. По части «думать» - надо лишь задавать хорошие вопросы. «Всех» - чтоб каждый мог поговорить с соседом.
- Когда? Когда думать-то?.. И где время взять?.. Просто «учить» не успеваем, а тут еще?..
Задавание хороших вопросов - дело, требующее времени. Которого не хватает, как всегда, в школе.
Выход один: «учить» надо быстрее!
«Учить» в обычном школьном смысле слова: передавать знания, повторять, пересказывать, работать с литературой, опять повторять. Без этого о чем говорить и думать?
***
Мы поставили в расписании уроки парами.
- Дети устанут!
Конечно, устанут, если это останется уроками. Они и от сорока минут устают, а тут восемьдесят! Но эти восемьдесят минут - не урок же, скорее - лаборатория, мастерская, спектакль, со своим сценарием и интригой.
Три акта этого спектакля: знакомство с новым, обычная проработка материала и - высшая точкка - высказывание своего, интеллектуальная игра!
Литература, история, биология, география, физика - неважно какой предмет; везде начинается с того, что новая информация хочет проникнуть в голову, ее надо принять. уложить, создать условия для хранения, закрепить, и проверить, как она там уложилась.
***
Проверка! Закрепление материала! Рутина. Но вся интрига как раз вокруг этой «проверки» - если не делать ее быстрее и легче, то ничего не получится с думанием и игрой.
Есть вот учебник, а в нем параграф. Пониманию возмущение, но… Но, начнем с простого: параграф надо бы прочитать… А если мы до 8 класса работаем без домашнего задания, то где его читать, как ни в классе?
Прочитали. Рассказываем в парах друг другу, десять минут. Всё! Проверка закончилась, знания уложены в голову, можно продолжать.
Тут учителя, которые ухмылялись с самого начала, просто хохочут в лицо:
- Десять минут! А о чем там они говорят? В парах тем более?..
А учитель, на то он? Пусть ходит по классу и слушает в полуха.
Теперь вариация на тему. Вместо учебника может быть что угодно: документ, литературный текст, фильм, рассказ учителя в конце концов - какая разница? Есть новая информация - текст.
Слушаем-читаем, составляем план, рассказываем друг другу в парах: укладываем - извлекаем информацию; кодируем - раскодируем, говоря языком когнитивных психологов.
То, что в школе делается долго и скучно, через пересказы у доски и письменные опросы, происходит легко и быстро: «Ты рассказываешь соседу, что прочитал».
Вторая вариация. Не один текст, а несколько: несколько параграфов, документов, разные книги из библиотеки. Каждая группа делает свое задание, читает свой текст - а потом небольшие сообщения перед классом. Мы расскажем то, что никто еще не знает!
Третья вариация. У каждого ученика в группе - своя «информация». Разделение труда происходит не между - а внутри группы.
Итого. Первый урок: маленький рассказик учителя и самостоятельная работа с текстами; второй - стремительная проверка, обсуждение, круглый стол, интеллектуальная игра.
Про игры не говорим - тут всё ясно.
Вот такой урок получился.
Если обычно все начинается с объяснения учителя - тут учитель почти молчит.
Обычно один ученик рассказывает урок у доски, остальные дремлют - тут работают все.
Нормальный урок невозможен без домашнего задания - здесь делаем все в классе.
Как правило, учитель успевает только рассказать и опросить - а тут простор для обсуждения и трудных вопросов.
Кстати, первый урок из двух в старших классах может проходить вполне без учителя. Учитель ведь нужен не для того, чтобы учить - а чтобы задавать вопросы, поддерживать удивление и сомнение, чтобы помогать ученику из-умляться - выходить из ума.