С действием данного закона мы уже встречались, когда в одноименной главе рассказывали о том, как создается общественное мнение, речь там шла о восьмом уровне иерархической лестницы управления. Но закон потому и закон, что действует на всех без исключения уровнях управления везде, проявляя себя как неизбежная необходимость.
Закон авторитета руководителя гласит, что руководитель обязан иметь авторитет в глазах управляемого коллектива и других руководителей, он должен создавать его всеми своими делами и поступками. Создание своего авторитета, а затем его дальнейшее поддержание, это главная обязанность руководителя по созданию и функционированию объекта управления
Создание и поддержание высокого авторитета руководителя являются основным условием корректного выполнения им своих обязанностей.
Если нет авторитета, руководитель долго не продержится на этой должности а если, останется не авторитетный руководитель, то разрушится как объект управления возглавляемая им организация.
Закон авторитета руководителя поддерживают несколько, приведенных ниже принципов.
Вот как эти принципы описаны у Макиавелли:
- «Ставить большие задачи и побеждать, судьба благоприятствует деятельным»
(стр.116);
- «Внушай к себе почтение, военными победами и необычными поступками»
(стр.107);
- «Государь подобен лисе и льву (стр. 94). Нужно уметь обвести вокруг пальца.
Решения должны быть бесповоротными, никому и в голову не должно прийти, что можно перехитрить или обмануть государя. Не в каких ситуациях не должен терять присутствия духа» (стр. 96);
- «Являть суровость и милость, великодушие и щедрость» (стр. 68);
- «Когда вера иссякнет заставить силой» (стр. 67).
В нашей интерпретации, принципы поддержания авторитета выглядят следующим образом:
Главное для руководителя в его деятельности это соблюдение принципа беспокойства, этот принцип формулируется так: «Руководитель обязан постоянно анализировать ход своей деятельности, и после обнаружения отстающих участков работы, разрабатывать план устранения недостатков. Планы работы должны быть благоразумно большими, чем это требует просто их необходимость и безусловно выполняться».
Это очень важный для руководителя принцип. руководитель каких бы значительных на его взгляд, успехов он не добился, не должен «почивать на лаврах», всегда есть «узкие участки» деятельности. Их нужно умело находить и решать так, что бы это ни было тактическим «латанием дыр» а приносило успехи и в стратегическом плане.
В искусстве руководителя важно иметь два плана деятельности, это так называемый стратегический план деятельности - план работы на оправданно отдаленный период работы, и тактический план - график работы на «сегодняшний день». При этом тактические планы должны решаться с учетом стратегических задач.
Руководитель не только обязан добиться правильной постановки тактической задачи, но и умело решить эту задачу. Мелких поражений и побед не бывает. Любое «мелкое» поражение ведет к крупным неудачам и напротив, любая «мелкая» победа, это камень в здании стратегической победы. Учитывая сказанное надо так планировать тактические задачи, чтобы они безусловно были выполнены, в этом залог успеха плана стратегического. Неизбежные при этом «мелкие промахи» должны быть предметом серьезного внимания. Так как, правильно сделанные из них выводы - дорога к успеху решения всей задачи. Любое «поражение» должно не просто казаться а быть победой.
Важно не только, поставить большую стратегическую задачу, но правильно рассчитать ее выполнение и тем обеспечить успех дела. В этом залог умения руководителя и в этом же основание его авторитета. Руководитель, грамотно решающий поставленные задачи, приобретает авторитет и использует этот авторитет для решения еще более грандиозных вопросов.
Следующий принцип, работающий на закон авторитета руководителя, звучит так: «внешность руководителя, его манера речи и поведение должны соответствовать представлению подчиненных о руководителе. Он должен внушать к себе почтение всеми доступными мерами и не только своими успехами в управлении, но в том числе и своим поведением. При этом некоторая экстравагантность его поступков только послужит на благо делу».
Данный принцип мы назвали принципом экстравагантности.
Принцип экстравагантности очень важный принцип не смотря на то, что его суть довольно непонятна для многих и служит предметом насмешек со стороны юмористов, он один из залогов успеха управления.
В наше время принцип не чуть не устарел и так же необходим, для укрепления авторитета руководителя, как и во времена Макиавелли. Другое дело, что сейчас нужно быть очень грамотным психологом и очень искусным актером для того, чтобы найти средства для выполнения рассматриваемого принципа.
Советы в этом вопросе давать не возможно, выполнение данного принципа связанно со столь деликатным материалом, что любая передержка здесь не уместна. То, что в одном случае служит для укрепления авторитета, в другом кроме смеха ни чего вызвать не может. Руководитель, применяющий этот принцип, может незначительным поступком значительно поднять свой авторитет, другой, попытавшись повторить действия первого, может свой авторитет только уронить.
Для того чтобы применять этот принцип на практике, учиться делу руководства необходимо но бесполезно в случае если, человек не родился руководителем, то ничего у него в данном вопросе не выгорит.
Только прирожденные кшатрии могут после определенного обучения применять на практике указанный принцип. Поэтому так мало руководителей с успехом его применяющих. Использование рассматриваемого принципа идет на уровне подсознания, он выполняется, когда в дело вступает малая личность Руководитель. Воспитать эту личность в себе могут только люди двух варн, это кшатрии и вайшьи, другим такое не дано и не о чем здесь больше говорить. Люди названных варн и без слов понимают в чем здесь дело, остальным же этого ни когда не понять.
Ни чего не поделаешь, ни всему в науке управления можно научить. Если бы, всех можно было бы научить науке управления, то это был бы совсем иной мир, а не тот который мы имеем и в котором живем.
Следующий принцип, описанный Макиавелли, не утратил своего значения и не изменился с шестнадцатого века, когда был сформулирован. Поэтому мы его так и назвали принципом льва и лисы.
Характеры этих двух животных, как их описывают в баснях и сказках, соответствуют сути анализируемого принципа. Руководитель должен быть силен, как лев и умен, как лиса. Речь идет не о физической силе хотя, она иногда тоже важна, разговор идет о так называемой «силе духа» или по-другому, воле человека.
Вообще человек безвольный или слабовольный хорошим руководителем стать не может. Поэтому любой, стремящийся стать руководителем, человек должен эту силу воли в себе воспитывать, постоянно культивируя в себе соответствующие свойства. Для воспитания силы воли очень важно использование какой либо из религий группы А. Религиозная вера обязательна так - как, только Вера по настоящему очищает душу человека и дает ему возможность накапливать волю. Это знают многие да и мы уже писали о силе религиозной воли, описывая кшатриев, являющихся прирожденными руководителями.
С меньшим успехом воспитывают волю религии типа шаманизма. Они дают меньшую силу конкретному руководителю и предпочтительны тогда, когда ослабляется управление как всемирная система. Не зря теперь, когда идет разрушение цивилизации, приемы и методы указанных реликтовых религий стали модны на Западе, да и в России многие тоже отдают дань вредоносной моде.
Использование шаманизма в целях воспитания воли, это то же самое, что езда на велосипеде, когда есть возможность ехать на БМВ. Двигаться можно, но с меньшим успехом и комфортом чем на автомобиле. Да и успеешь ли добраться до цели, ведь земная жизнь человека так коротка?
Для воспитания воли важно и уже упомянутое физическое состояние человека поэтому, успешные руководители люди не чуждые занятием спортом, общению с природой, что не меньше спорта дает человеку физические и духовные силы. Занятие спортом нужны не для спортивных успехов, ни в коем случае не поймите меня так, задача в другом. Цель - укрепить тело, а в здоровом теле - здоровый дух, что понимали даже коммунисты.
Вообще даже и без занятия спортом люди, руководящие людьми, это личности, имеющие очень сильную волю, ведь давно замечено, что в процессе руководства эта воля накапливается. Дух и плоть составляют диалектическую пару строящую Личность.
(Чем являются дух и материя рассмотрим в других томах).
Вторая часть этого принципа - лисица, как его описывают сказки, умное и хитрое животное. Воспитание ума и хитрости для руководителя так же необходимо, как и воспитание воли. Воспитанию рассматриваемых качеств при обучении в молодости, очень помогают различные карточные игры, шахматы, шашки, нарды. При этом игра должна быть по возможности лишена азарта. Победить в себе Игрока, это тоже помогает воспитанию воли. Умный волевой руководитель невольно вызывает у людей уважение, чем укрепляет свой авторитет. Поэтому необходимо воспитание в руководителе этих качеств, причем смолоду.
(О том, написан целый том, посвященный закону эффективности).
Уверенность в правоте своего дела, присутствие духа в самых безнадежных ситуациях - вот состояние, которое руководитель обязан в себе развивать и поддерживать. Такого требует положение руководителя. Другого не дано. Руководитель - прежде всего Личность и в этом главный залог его организационных побед.
Следующий принцип, который так же не изменился в своей форме со времен Макиавелли, раскрыт так, как описано ниже.
Руководитель сейчас как и прежде обязан быть: «суровым и милостивым, великодушным и щедрым», таковыми по должности являются его обязанность,
В древности говорили, что начальник не зря носит на своем боку меч, он обязан рубить головы подчиненным. Рассмотренные в первой главе настоящей книги «Законы Ману» предписывают начальникам безжалостно карать провинившихся подчиненных тогда, как в другом месте, они защищают жизнь любого живого существа. На руководителей правило неприкосновенности жизни другого живого не распространяется, доблесть руководителя в том, что бы он безжалостно покарал смертью преступника.
Конечно это мало стыкуется с общепринятым христианством но, и Спаситель принес меч а не мир!
Руководитель должен уметь различать проступки и преступления, должен видеть истоки этих нарушений законов. Быть жестоким, когда этого требует необходимость, и милостивым к падшим, когда этого они хотя бы немного заслуживают пощады.
Руководитель должен быть жестоким но справедливым, в этом ему судья его совесть. Совесть категория нравственная без религии ее в себе трудно сохранить а тем более приумножить. Поэтому и в этом случае не верующим руководитель быть не должен, даже если бы такое было бы возможным. Верить он должен как неоднократно отмечалось по установлениям одной из религий группы А.
Руководитель не в коем случае не должен быть злопамятным, скупым и жадным, напротив, он должен быть великодушным и щедрым. Такие чувства нельзя играть, руководитель на самом деле обязан обладать ими. А для этого с молодых лет воспитывать их в себе.
Нарушитель за совершенный им проступок должен «получить свое», но нельзя вечно его за это корить. Покарав за проступок, должно простить и забыть о нем. И не делать из провинившегося «изгоя». Если, человек совершил хороший поступок, то он должен быть щедро за это поощрен. Ни преступление, ни хорошие поступки не должны оставаться не замеченными. Следить за этим - обязанность руководителя.
Следующий принцип также не претерпел изменений с шестнадцатого века, когда был сформулирован.
Руководителя соблюдать принцип: «когда вера иссякнет, заставить силой».
Молодым руководителям в силу своей молодости, не обладающим значительным авторитетом, нужно иметь соответствующий запас воли. Этот принцип является последним из принципов, обслуживающих закон авторитета руководителя. Но он не менее важен, чем другие принципы.
Руководитель обязан иметь авторитет и действовать, его силой убеждая подчиненных в необходимости выполнять план руководителя. Но практически всегда ставят задачи, в выполнение которых не верят даже опытные специалисты из числа их подчиненных. Как правило в силу выполнения ими принципа беспокойства так поступают даже очень сильные руководители.
В том и заключается искусство руководителя, что он ставит стратегическую задачу немного с «запасом». И, именно авторитет руководителя, должен обеспечить веру подчиненных в выполнение названного «запаса». Если, авторитета руководителя для этого не хватает, то он должен дополнить нехватку авторитета своей волей.
Поэтому руководитель должен правильно оценить силу своего авторитета и силу своей воли. Сумма воли и авторитета и составляют тот «кредит доверия», который существует у руководителя перед подчиненными. Руководитель перед решением любой стратегической задачи должен правильно оценить размер этого «кредита доверия» и попытаться использовать его весь но, не в коем случае не больше. В случае исчерпания «кредита доверия» руководителя ждет крах.
Оценить свой авторитет и запас воли, а затем произвести вышеописанное «арифметическое» действие руководитель обязан перед каждым решением любой, даже тактической задачи.
Руководитель в силу этого принципа должен полностью использовать «кредит доверия» своего коллектива. В случае правильного расчета, авторитет руководителя повышается и как следствие, растет к нему «кредит доверия» коллектива. В случае неправильного расчета, руководитель терпит крах. Отсюда вытекает важность описанного принципа.
Следующий принцип относится уже к другому закону управления.