С подачи мощно стартовавшего «тандемчика» наших уважаемых Миражей - пройдусь и я по кладовой своих воспоминаний о медногорских памятных знаках, монументах и мемориалах. Нам простительно - приехали как туристы и видели самое выставленное напоказ, не вныривая в глубины настоящей жизни города и горожан.
Начнём для разгона с памятника вождю. Он угловат и традиционен, но свою функцию выполняет. До сих пор.
За внимание к деталям извинения не прошу - в нём и состоит мой метод освоения действительности. Одно скажу: это не от недоброжелательности, - город оставил тёплые и сочувственные воспоминания, - а от стремления уловить реальность точнее и вернее. В деталях.
Глаза разные (один - по системе "туда", другой - "оттуда"), и это след, скорее, не от авторов памятника, а от ремонтников.
При следующем акте ухода за памятником надо бы глаза и нос как-то того... подрихтовать.
Самое привлекательное для историка-туриста-блоггера-зуммера - скульптурная группа на фронтоне ДК "Металлург".
Чтобы показать непростоту и оригинальность Дома Культуры "Металлург", я воспользуюсь отличным снимком omirage, процитировавшим облик другого уникального произведения мировой архитектуры.
По-моему, похоже...
Я такого снимка не сделал, не увидел ракурса, но сделал другой снимок: как omirage делает этот свой снимок!
Колоннада красива и внушительна.
Казалось бы, традиционный советский Дом культуры - ну, красивый в понятиях шестидесятых годов...
[Триумф Бледных!]...но в этот вечер там давали "Туманность Андромеды"! Помните сцену битвы со страшными животными-обитателями планеты?
"Из трех оконечностей креста вылетели какие-то змеящиеся светлые струи или молнии. Девушка упала на Эрга Ноора, широко раскинув руки. На счастье, излучатель, выроненный Низой, повернул свой раструб со скрытым внутри острием к центру черного креста. Тот конвульсивно изогнулся, как бы падая навзничь, и скрылся в непроглядной темени у скал. Эрг Ноор и его оба товарища сразу пришли в себя, подняли девушку и отступили за край спиралодиска. Опомнившиеся спутники уже катили импровизированную пушку из планетарного двигателя. С неиспытанным ранее чувством жестокой ярости Эрг Ноор направил сокрушительную струю излучения к скалам - воротам мрака, с особой тщательностью подметая равнину и стараясь не пропустить ни одного квадратного метра почвы".
Вот кадр из советского фильма:
Но по-новаторски подошли к решению сцены медногорцы! Вместо скафандра - бейсболка! В роли Эрга Ноора - сам художественный руководитель ДК “Металлург” Николай Бледных!
И куда же это он яростно шмаляет своею сокрушительною струёю излучения?! Ааа!!! Засада!! Па-алучай, мол, за слёзы наших матерей!! Так надо понимать?
[Четыре ровесника] Дом культуры живёт и работает, верный признак того - обновления в ленте новостей на его сайте (ссылка встроена выше). На логотипе ДК указана дата "1961", я ей доверяю и в дальнейшие изыскания не пускаюсь. Хотя варианты вроде остаются:
- а может, здание построено раньше, - Медногорск ведь застраивался и "сталинками", архитектура тут типичная, - а может, ДК построен в сталинские годы, а скульптурная группа водружена попозже?
Во внутреннем дворике ещё стоят строительные леса, скульптурная группа на месте, подпись - тот же год. Но лучи косвенного подтверждения протягивает нам сама скульптурная группа!
Вот она, мадам ">Кукуцаполь!
Так что четыре красавчика на фронтоне - ровесники мои и полёта Гагарина.
Как ни парадоксально, но рассмотреть их лица удалось лучше в пасмурный день, а не в солнечное утро. Это - утро, солнце светит им в лица.
А вот их лица при рассеянном свете серого, первого нашего дня. Лица красивые, и одновременно как-то индивидуализированные, с характерами, - скульптор подошёл к работе творчески.
Да и на солнце хороши две эти пары представителей двух человеческих полов.
Одного:
Второго.
[Четыре симпатишных, но израненных ровесника] Они мужественно сражались со временем. Похоже на то, что в лучшем случае их иногда красили. Хотя слоёв краски более одного я не вижу... Сильнее всего пострадали выпуклые части скульптур - конечно, это руки. Трудно догадываться, какими те были, что держали.
Такая вот получилась Венера Медногорская...
Предположу, что пальцы её левой руки отпали, и в процессе осмотра кто-то положил их неподалёку тут же:
Больше всех пострадал молодой человек справа - по-видимому, инженер-народный-интеллигент:
Правая его рука лишь локтем осталась лежать на стопке книг, остальное отпало и читать он их больше не может. Чья-то добрая душа в утешение сунула ему в карман какой-то фанфурик...
Лучше всех сохранилась фигура колхозницы. Чудесница-кукуруза притянула её пальцы к своему початку и сберегла их. Жестокое время нанесло удар в другое место девушки - в ключицу, и рана обнажила, кажется, врождённое заболевание - грудной керамический кирпич.
Обаятельная и радушная Светлана, сотрудница администрации, опекавшая нас неустанно два дня (спасибо!!), рассказала, что городское начальство тоже болеет душой за эту группу и ищет мастеров-реставраторов, но пока доверить дело никому из претендентов не решилось. Буду следить с надеждой!
Вот так я пробежал по наглядным символам города, попытавшись немного углубиться сквозь форму в содержание, либо же сделать форму содержательной... А иначе можно вскользь порадоваться - какой, мол, красивый узорчик тут из тени получается!
Изображение Ленина - и более интересное, и более искусное - встретилось нам в музее ММСК.
Там же, на Медносерном комбинате, мемориализовали первую заводскую проходную.
Надо только увидеть надпись.
А вообще-то надо всем Примедногорьем доминирует надпись...
со странноватым переводом, звучит как советская казённая пошлость: "да здравствует!" - государственный лозунг, "родина" - означает изначально личное чувство... Это как "приказано быть самостоятельным". Надеюсь, здесь неточности перевода - я попытался на сайтах перевести туда и обратно эти слова, ничего не получилось.