В моих папках набралось некоторое количество панорамных видов Оренбурга. Это фотографии и «перефотографии» - репродукции снимков из оренбургских газет разных десятилетий. Я решил публиковать их с целью укрепления ноосферы вообще и концентрации возможных умных реплик читателей. То есть «умных, которые, возможно, появятся», а не «возможно, умных». Читателя надо уважать заведомо. Как и человека вообще. Поэтому, в частности, я буду выкладывать - пока хватит - не общеизвестные в нашем блог-сайт-интернет-сообществе снимки, а те, что добыл своими руками. Тоже, конечно, в основном нажимая кнопки, только другие - фотоаппарата или сканера. [Эта фотография известная, неизвестные ниже]"О его неслыханной дерзости рассказывали с ужасом и восхищением. Простейший способ добычи денег у него был такой. Говорят, он входил в магазин со своим знаменитым саквояжем, вызывал заведующего и, показывая на саквояж, тихо говорил: -- Дефицит... Закрой двери... Заведующий выпускал покупателей, приказывал продавцу закрыть дверь и подходил к прилавку, куда Мотя ставил свой саквояж. Мотя осторожно открывал саквояж, заведующий заглядывал в него и немел от страха -- на дне саквояжа лежало два пистолета. Заведующий подымал глаза на Мотю, и тот, успокаивая его, окончательно добивал: -- Эти незаряженные, -- кивал он на пистолеты, лежавшие в саквояже, -- заряженный в кармане" (Фазиль Искандер. "Возмездие"). Это фотография известная, я лишь слегка подшаманил "провёл предпродажную подготовку". Неизвестные ниже. Образцовая панорама.
Образы XIX века найдёт любой, открывший, например, альбом «Старый Оренбург» (Оренбург: Печатный дом "ДиМур", 2008) или "Оренбург" И.Храмова (Оренбургское книжное издательство им. Г.П.Донковцева, 2013).
А я вот душой прикипел к советской эпохе, в неё и приглашаю.
Но прежде надо всё же определить - что же такое панорама, что с нею делать и какой с неё может получиться толк? Между прочим, это не так-то просто. Панорама - вид части города, дающий представление о её структуре и о ней как об элементе структуры города в целом. Панорама содержит в себе смысловые пласты, для различных целей анализа представляющих большую ценность, нежели её зримость, «фотографическая составляющая». Даже в зеркало люди глядятся не только глазами, воспринимают не только оптически, особенно те, что попрекраснее: «в каком состоянии моё оружие для битвы с миром?», «у меня сегодня больше шансов, чем вчера», либо «надо прибавить себе шансов». Что же говорить об образе города? Глядеть на него как на сложенные тем или иным образом кирпичи и на уцелевшие растенья - восприятие инопланетянское. Но мы-то, пардон, местные…
«Что такое человеческая цивилизация? Это не что иное как огромное производство денег. Человеческие города - просто денежные фабрики, и только по этой причине в них живет такая уйма людей» (В.Пелевин. «Empire V»). Взгляд фоточёта иной: города суть смысловые фабрики. Смыслы впрессованы в надпись на столбе, в моннолизм улыбки прохожей девушки, в пульсацию недоскрёба посреди города (строят - разрушают - строят - разрушается), в сетку троллейбусных маршрутов, в фурункулёз пригородных коттеджных поселений, в метаморфозы объектов во времени (степь - крепость - церковь - пустырь - фонтан - памятник, либо степь - крепость - пустырь - храм - пустырь - площадь - фонтан - сквер)… Глаза фоточёта - шершавый лоток. Панорамы города - золотой песок. Смыслы - самородки. Это покрепче водки. Мыть вам не перемыть...
[Занудство (продолжение)]Панорама темпорально динамична, то есть помимо и вне зависимости от воли и сознания наблюдателя имеет и полихроническую природу. Панорама части города - объект многоаспектный, способный свидетельствовать - Об истории политического развития страны (демонстрации, парады, торжественные встречи высоких гостей), - О духовной истории общества (храмы, памятники, кладбища), - Об истории развития города как архитектурного единства (стили архитектуры, здания, парки, площади, городские районы), - О динамике развития городской инфраструктуры (улицы, трассы, транспортные средства и потоки), - Об истории людей и их сообществ (семей, жителей домов, трудовых коллективов, воинских частей, учебных заведений, учреждений искусства, органов власти), - Об изменениях климатических и природных условий (растенья, животные, реки, растительность).
Панорама - колтун смыслов. На панорамах могут найтись немые ответы на не представимое заранее количество вопросов. Панорама гносеологически зеркальна: ответ проявится лишь после рождения вопроса. Смыслосодержательными факторами могут оказаться: число, материал, цвет, форма, направление, дата, последовательность, сочетание, стиль, присутствие, состояние, назначение, явность, вербальность, возможность... Пример: количество окон по фасаду здания. «…И потом, меня смущает этот странный генеалогический шифр… Ну что за чушь с «оконницы в числе дщерей у предка нашего Гуго Сильного»? Бред! Сколько бы дочерей ни было у вашего чертова Гуго, вряд ли это может быть отличительной особенностью дома. - Еще как может, - возразил Фандорин. - У Гуго фон Дорна было тринадцать дочерей. Болотников так и осел в кресло. - Тринадцать? - внезапно охрипшим голосом повторил он. - Но… но это очень важно! - Вскочил, подбежал к окну, вернулся обратно. - Это неслыханно! Никогда не встречал ничего подобного! Чертова дюжина - это попахивает ересью. Очень возможно, что мы найдем прямое упоминание о таком диковинном доме!» (Б.Акунин. Алтын-толобас»). В газетах двадцатых-тридцатых годов панорамных снимков помещалось мало. Зачем? Всё изменяется не просто к лучшему - к Прекрасному! Так зачем и увековечивать пережитки и недобитки? Гораздо чаще, чем Оренбург, вы увидите на полосах "Оренбургской коммуны" улицы Лейпцига, Мадрида или Шанхая, там идут классовые бои и приближается Прекрасное Будущее. Но иногда всё же помещали - с целью показать движение вперёд и нашего города. Например, вот так, пошагово (на странице эти три неконгруэнтных вида расположены в одну горизонтальную ленту, мне же для читаемости пришлось её дважды разрезать, поместив вертикально. Но просторнее) :
Но это, строго говоря, не совсем панорама. Хотя и появление парапета из белого камня в 1935-36 годах можно прочитать однозначно: камни ограды разрушенного Казанского кафедрального собора поставили на службу пролетарскому делу... От себя добавлю дореволюционную ленточную панораму:
А панорама-королева этого поста - вот:
Кто что опознает, предположит, умозаключит - милости прошу писать комментарии. "Победителю приз - бензохлеборезка!" (А.Кнышев). Шутка, если что. У меня нет бензохлеборезки. Хотя можно и вправду посоревноваться - кто больше узнает на этой панораме и назовёт объектов, сохранившихся и не-? И цитату я лучше подберу на прощание из тридцатых: в следующих постах продолжу выкладывать панорамы - покаместь довоенные. "Ну-с, после короткого пятиминутного политперерыва устраивается веселая массовая игра под названием "Утиль-Уленшпигель". Всем единице-гуляющим выдаются художественно выполненные мусорные ящички и портативные крючья. Под гармошку затейники все ходят по парку, смотрят себе под ноги, и чуть кто заметит на земле тряпочку, старую калошу или бутылку из-под водки, то сейчас же хватает этот полезный предмет крючком и кладет в художественно выполненный мусорный ящичек. При этом он выкрикивает начало злободневного лозунга, а остальные хором подхватывают окончание. Кроме того, счастливчик получает право участия в танцевальной игре "Узники капитала" (И.Ильф, Е.Петров. "Веселящаяся единица"). Потанцуем?