Двуглавая конституция - зачем она нужна?

Jan 21, 2020 21:58

А также о внутреннем и внешнем

Аркадий Любарев* интерпретировал слова В. Путина «прозвучавшие сегодня предложения, конечно, не ограничивают круг дискуссий вокруг возможных поправок в Конституции» как призыв высказывать собственные предложения. Через два дня партия «Яблоко» заявила о создании совета по разработке альтернативных поправок в конституцию.

Что ж, последуем за Аркадием Ефимовичем и мы. Наши предложения сейчас носят фантастический характер, но раз уж пошла такая пьянка, то почему бы не начать этот разговор в надежде на то, что через много лет он принесёт свои плоды.

Наши предложения по конституции призваны решить две очень важные проблемы политики нашей страны (они есть и в других странах):

  1. Народ гораздо лучше понимает во внутренней политике, чем во внешней. Потому что внутренняя политика прямо влияет на нашу жизнь, а внешняя - косвенно. Люди готовы понимать и обсуждать фальсификации выборов, коррупцию, демократию, местное самоуправление, ЖКХ и т. д., но большинство «массовых» суждений о внешней политике основывается на мифологических конструкциях «про амеров и жидобандеров».
  2. Власти, используя п. 1, стремятся «перевести стрелки» на внешнюю политику, прикрывая этим свои неудачи во внутренней политике. Это приводит не только к отказу от решения реальных экономических, политических и гражданских проблем, но и к развязыванию «политтехнологических» войн ради удержания власти и повышения её престижа у своего населения.

    Вот и получается такой диалог общества и власти:
    - Вы проворовались, фальсифицировали выборы, захватили власть, погрязли в коррупции, обобрали нас до нитки, не оставили нам возможность развиваться (внутренняя политика);
    - Просто вы враги России или вы не понимаете: у нас трудности из-за врагов, чтобы их победить, вы должны сплотиться вокруг власти (внешняя политика).

Добавим, что внутренняя политика в определённом смысле важнее внешней, так как главная цель любой (и внутренней, и внешней) политики - чтобы граждане хорошо жили - лежит в области внутренней политики.

Внутренняя политика - это «политика людей», в то время, как внешняя - «политика государств».

То есть, внешнеполитический дискурс всегда более этатистский, а внутриполитический дискурс - более гуманистический. Это ещё одна причина, почему государству гораздо уютнее говорить о врагах, чем о свободе и ЖКХ. Если режим начнёт всерьёз (а не декоративно) решать экономические, социальные и внутриполитические проблемы, рано или поздно ему придётся отказаться от части своих властных притязаний. Разумеется, «наверху» это понимают и поэтому вместо реальных действий «там» будут придерживаться п. 2.



Сельджукские изразцы с изображением двуглавого орла

Выводы:

1) Гражданам следует дать больше возможностей принимать решения в области внутренней политики, а экспертам - больше в области внешней политики.
Это должно отразиться на способах выбора должностных лиц, ответственных за эти области.

2) Полномочия в области внутренней и в области внешней политики должны быть максимально возможно разделены между разными органами, чтобы не было возможности подменять одно другим.

В действующей конституции лицо, ответственное за внешнюю политику (президент) - всенародно избираемо, а лицо, отвечающее за внутреннюю политику (премьер) - назначаемо с согласия парламента. При этом, второй подчиняется первому. Однако, согласно нашим выводам всё должно быть ровно наоборот!

Наши предложения

  • Главой исполнительной власти должны быть два разных человека с примерно равным статусом. 
  • Один из них - назовём его условно «президент» - ответствен за внешнюю политику, другой - условно «премьер» - за внутреннюю. 
  • Именно «премьер» должен избираться всенародным голосованием, а «президент» - выбираться Советом Федерации (как советом экспертов) из своего состава.

    Уже в действующей конституции Совфед - орган, принимающий ключевые внешнеполитические вопросы: например, он утверждает военное и чрезвычайное положение (ст. 102, ч. 1, пп. б, в), решает использовать вооружённые силы за пределами страны (п. г), ведает ратификацией и денонсацией международных договоров, статусом и защитой границы, войной и миром (ст. 106, пп. г, д, е), а также объявляет выборы президента и отрешает его от должности (ст. 102, ч. 1, пп. д, е). Значит, стоит отнести «президентские» вопросы к его ведению.
  • Сам Совфед необходимо выбирать на прямых выборах: в каждом регионе избираются два сенатора, желательно по преференциальной системе, сроком на 6 лет. Выборы проходят каждые 2 года в трети регионов; каждый раз переизбирается треть депутатов: так сохраняется преемственность.
  • К выборам в Совфед допускаются кандидаты, предварительно сдавшие экзамен по одному из 4-х предметов (по собственному выбору): право, экономика, политология или военное дело. Экзаменационная комиссия должна включать учёных разных ВУЗов, представителей разных партий. Состав комиссии, условия и результаты экзаменов должны быть максимально гласны и доступны для проверке сторонними комиссиями. Кандидаты и доктора наук по этим предметам могут быть освобождены от экзамена, но комиссия имеет право проверить обоснованность получения их учёной степени, запросить для изучения диссертацию, материалы из ВАК и т. д. Так Совфед должен стать настоящим советом экспертов, реальной политической элитой, а не сборищем преступников, как сейчас[1][2].
  • «Президент» ведает министерством обороны и всеми вооружёнными силами, министерством иностранных дел, разведкой, собственной охраной.
  • «Премьер» ведает всеми остальными министерствами, полицией, ФСБ, национальной гвардией (войсками преимущественно полицейского типа для защиты конституционного строя).
  • Министерство финансов находится в совместном ведении «премьера» и «президента»: «премьер» принимает ключевые решения, однако требуется контрассигнация (утверждение) «президента».
  • Подобно парламентским республикам «президент» представляет страну за рубежом и именуется «главой государства», «премьер» - «главой правительства».
  • «Премьер» и «Президент» изредка могут издавать совместные указы в области их совместных полномочий - например, указ о вступлении в экономическую международную организацию.

Разумеется, это не единственная проблема в нашем конституционном строе: стоит ввести более прогрессивные избирательные системы, уточнить многие формулировки, изменить некоторые правовые положения существующей конституции - например, об изъятии земель для государственных нужд («благодаря» этому положенпию у нас проводят принудительную «реновацию»), позволить быть судьями только бывшим адвокатам, отменить любое утверждение судей другими ветвями власти, отменить, наконец, пресловутое «подряд», уточнить какие законы не могут приниматься, увеличить число депутатов Госдумы и одновременно ограничить срок их пребывания на своём посту (например четырьмя сроками подряд), определить порядок созыва конституционного собрания и т. д. Но об этом стоит написать в других статьях.



Хеттский двуглавый орёл

* Аркадий Ефимович Любарев - российский правовед и политолог, общественный деятель, к. ю. н., к. б. н., эксперт Движения «Голос», Комитета гражданских инициатив, председатель Межрегиональной общественной организации «Экспертный форум „Законы о выборах - для избирателя“», член Научно-экспертного совета при ЦИК России.

Конституция, Любарев, Яблоко, Общество, Проблемная_статья, *, Демократия

Previous post Next post
Up