Обнимитесь, миллионы!

Jan 28, 2017 13:36



Познер приводит любопытную общемировую статистику в пересчёте на 100 человек.

image Click to view



Однако, тут есть допущение, что в мире было бы всё по-прежнему, только человек меньше. Но что же случится на самом деле, если вдруг на Земле останется лишь сотня вместо семи миллиардов? Эти сто человек жили бы гораздо хуже, чем мы сейчас. Сначала они бы поселились в лучших домах и пользовались бы лучшими вещами, оставшимися от человечества. Тем не менее, их уровень жизни довольно быстро упадёт. Хорошо, если им удастся наладить работу водопровода хотя бы в одном из этих домов. Скорее всего, не удастся: вряд ли сто человек смогут содержать в исправности все насосные и очистные сооружения, сложную систему труб, электростанцию (хотя бы одну). Им будет многого не хватать. Их бывшие профессии, скорее всего, не будут востребованы. Разнообразие и качество товаров резко уменьшится. Если кто-то заболеет редкой болезнью, требующей сложного технологичного лечения, его, скорее всего, не вылечат. Просто потому, что даже если среди этих ста человек и найдётся парочка врачей, никто из них не будет специалистом (им придётся быть врачами широкого профиля). Техника будет выходить из строя, и некому будет её починить. Даже если и найдётся мастер, он не сможет обслуживать все виды техники, нужной человечеству.

Получается, что когда тебя семь миллиардов, это лучше для всех и каждого, чем когда тебя сто. Людвиг фон Мизес в своём «Либерализме» ясно показывает: чем больше рынок, тем он эффективнее и тем лучше для всех его участников. Больше конкуренции, больше мобильности, больше разнообразия, больше специализации, «ниш».



Ludwig von Mises. Austrian before it was cool.

Именно поэтому всемирная свободная торговля всегда лучше разрезания Земли границами заградительных пошлин, запретов, сложных таможенных правил. Эгоистическое стремление групп «поддержать отечественного производителя» очередной войной пошлин приводит к ухудшению условий для всех. Как в том анекдоте про ковбоев: «Джон, кажется, мы дерьма наелись, а денег у нас не прибавилось».

Постепенно человечество стало это понимать и начало создавать всемирные торговые правила, союзы, соглашения, международные арбитражи, ВТО. Однако, теперь вдруг в разных странах, накушавшись иммиграции, пытаются отгородиться от всего мира всеми мыслимыми и немыслимыми барьерами. «Новые правые» атакуют Евросоюз, заодно предлагая Путину и арабским террористам давить всех поодиночке. В Америке Трамп выходит из торговых соглашений НАФТА и Тихоокеанского партнёрства. В России бурно празднуют санкции и «импортозамещение».




Во многом всё потому, что либерализм дискредитирован леваками: они присвоили себе это понятие, а из термина «глобализация» сделали страшилку. Благодаря «новым левым» универсальные права человека постепенно замещаются «правами меньшинств», которые становятся всё более и более специфическими. Так, социальные группы опосредуют и, в результате, узурпируют права личности: принадлежность к группе служит социальным лифтом и источником специфических прав. Возможно, проблема иммиграции не была бы столь высокой, если бы не бесконечные пособия для иммигрантов. Тогда иммигрантам пришлось бы больше работать, а, значит, встраиваться в местную систему ценностей.

И вот, ровно по третьему закону Ньютона, появляется противодействие в виде «новых правых», которые не ничем не лучше левых - и новых, и старых. Вместо демагогии меньшинств начинается демагогия «Америка для американцев» («Россия для русских», ага), строительство китайских стен, санкции, пошлины, протекционизм. Хотите, как тот ковбой, почувствовать вкус коровьей лепёшки? Good luck, gentlmen!


Либертарианство, Общество, mises, фритредерство, Экономика, протекционизм, Либерализм, Познер, *, Путин, Изоляционизм, Трамп

Previous post Next post
Up