Недавно позвонила журналистка Мария Пантелеева из журнала
Boys and Girls и попросила дать интервью, напомнив мне тем самым о диджеинге))) Я сначала хотела отказаться, показалось, что это как-то нескромно и неуместно, когда у нас в городе хватает, кроме меня, интересных личностей, тем более я же не Оливер Хантеманн. Ну а потом меня Графит уговорил, его интервью тоже в этом же номере, поэтому они хотели сделать такой этот... кросс-интервью двух разнополых диджеев.
Читать можно здесь, сокращённый вариант. Фотки там дурацкие какие-то выбрали, старые-престарые, я попросила их убрать. Где только их откопали, где-то в моем старом давно забытом закрытом профайле, который потому и закрыт, чтобы оттуда никто ниче не брал. Надеюсь, сегодня в течение дня заменят.
Цитирую интервью здесь:
- Изольда - это твоё настоящее имя?
- Изольда - это диджейский псевдоним, который появился не случайно: оно отражает моё северное происхождение: изо льда, кроме того, оно созвучно с моим настоящим именем: Лиза, так как там те же буквы.
Почему ты стала заниматься музыкой? Кто и что повлияло?
Многие люди в нашей жизни так или иначе влияют на нас, но окончательный выбор мы делаем сами. В жизни также много дорог, на которые мы ступаем, и которые рано или поздно приводят нас в то или иное место. В диджеинг меня привела любовь. Любовь к техно. А любовь к техно мне привил Графит ( dj Винилов). До знакомства с электронной музыкой я слушала рок, драматичный и порой агрессивный, как у MUSE, мелодичный и искренний, как у Coldplay, электронный и депрессивный, как у Radiohead. От рока я получала то же, что и позже от техно: взрыв, эйфорию, разбег души. Но когда я открыла для себя техно, это стало для меня откровением: эта музыка настолько поразила меня своей сексуальной энергетикой, что я начала с жадностью глотать её, начав с классического рейвового техно девяностых, порциями которого меня ежедневно кормил Графит. Погружение было столь быстрым и глубоким, что мне вскоре стало не хватать его пластинок (которых у него сотни), и я стала искать эту музыку сама. Техно не являлось тогда (как и сейчас) тем стилем музыки, который крутили по радио или MTV, поэтому поиски привели меня на сайты виниловых пластинок, а когда я стала более-менее ориентироваться в именах и лейблах, на сайты с миксами различных диск-жокеев и музыкантов. В тот же период Виталик ( Графит) уговорил меня поехать с ним на Казантип, где я окунулась в атмосферу этой музыки уже на танцполе, смогла прочувствовать её лучше, чем из домашних колонок, так как в мурманских клубах техно не было популярным стилем. После Казантипа процесс познания техно ускорился и происходил уже независимо от влияний Виталика, который уже сам признавался, что узнает много нового от меня. Я обязана ему тем, что он открыл мне дверь в мир электронной музыки, но прошла её лабиринты я сама, найдя своё собственное звучание.
А что помогло найти своё собственное звучание?
Повлияло множество факторов: я родилась в семье музыкантов, получила классическое музыкальное образование по классу фортепьяно и вокала, вместо просмотра телевизора меня родители держали за кулисами сцены филармонии, а оперы я слушала на ночь, как сказки. Это повлияло на мой музыкальный вкус, который был весьма требовательным и отгораживал меня от множества проходной музыки, которая тогда, в эпоху появления кассет, плееров и компакт-дисков, доносилась из каждого ларька. Воспитанная на живом звуке, я ходила на рок - концерты, в студии друзей-музыкантов и сама занималась в музыкальное училище, пела в хоровой капелле им. Никитина в совместных постановках с норвежской оперой. Выступления на сцене с оркестром перед полным залом, взрывающимся в овациях, - это несравнимое ни с чем эмоциональное переживание, которое невозможно получить иным способом, поэтому, когда Никитин умер и хор распался, в моем музыкальном мире образовалась пустота, которую я очень тяжело переживала. Диджеинг оказался достойной заменой: он объединял и мою страсть к музыке, и возможность выступлений, в которых присутствовал этот энергетический обмен с публикой.
- А как ты стала ди-джеем? Кто тебя научил?
Вместе с любовью к техно, я унаследовала у Графита любовь к винилу. Мне нравилось ставить иглу на пластинку и наблюдать за тем, как она ползёт по дорожке, извлекая из пластмассы звуки. Видя мой восторг, Виталик каждый раз пытался уговорить меня научится играть, но мне эта идея казалось абсурдной и даже смешной, поэтому я отмахивалась обеими руками около полугода.
- Почему было такое ярое сопротивление?
- Я казалась себе слишком серьезной для такого занятия. И еще оно казалось мне мальчишеским, даже подростковым. Очень часто люди начинают заниматься диджеингом, только чтобы обратить на себя внимание, и уж потом, если повезёт, они начинают думать о музыке. Поэтому так много безвкусицы. Единственная причина, которая заставляла меня думать о том, чтобы стать ди-джеем, это желание делиться с людьми той музыкой, которую мне удавалось найти, чтобы радовать их, а не только себя. Но мне казалось нескромным навязывать свой вкус другим. Кроме того, я хотела избежать ситуации, когда бы меня воспринимали несерьезно, тем более что я девушка, а в диджеинге насчет этого существует немало стереотипов. У меня было опасение, что если я встану за пульт, то все решат, что мне нужно лишнее внимание или популярность.
- Что же заставило тебя передумать?
- Оксана Перепёлкина (одна из самых востребованных девушек-диджеев в стиле техно в России - прим. ред.) Я помню момент, когда произошёл перелом. Я познакомилась с ней, чтобы купить пластинки для Виталика, когда она приезжала выступать в Мурманск. Она привезла целую сумку, у меня разбежались глаза... Я купила пластинки на все деньги, что у меня были с собой, пришлось даже занять. С 20тью пластинками под мышкой я стояла на танцполе и смотрела, как она играет и поняла: только от меня зависит то, как воспримут люди то, чем я хочу с ними поделится. И к тому моменту я уже накопила достаточно интересных находок, которые было бы грех не сыграть настоящим ценителям техно. В итоге, пластинки, купленные у Оксаны для Виталика, остались у меня: я уже не могла от них отказаться.
- Ты быстро научилась играть?
Будет корректней сказать: научилась сводить первые треки. Потому что учиться играть можно всю жизнь, это бесконечный процесс совершенствования, как изучение иностранного языка, например. Мне хватило всего лишь нескольких часов в течение нескольких дней под чутким, но порой диктаторским руководством Виталика, чтобы сводить бит в бит. Ну а дальше - дело практики. У меня не было особо времени растягивать это, поскольку очень скоро я стала получать приглашения поиграть, и чтобы не ударить лицом в грязь, пришлось очень интенсивно заниматься, и кое-что я добирала уже в процессе: все так стремительно произошло, что оттачивать навык приходилось уже в реальном времени на реальных вечеринках.
- Тяжело быть девушкой ди-джеем в современном (мужском) мире?
Ну, с точки зрения моих взаимоотношений с пультом, нет, не тяжело: вертушкам и микшеру всё равно, какого ты пола. А с точки зрения взаимоотношений с окружающими, это похоже на борьбу феминисток. Ты постоянно сталкиваешься со стереотипами и предубеждениями, коих масса. Отношение к девушке - ди-джею ещё хуже, чем отношение к девушкам за рулём, Последних обвиняют лишь в том, что они не умеют водить. В то время как девушка за пультом, по мнению многих, не только не умеет сводить, но ещё и использует свои внешние данные для того, чтобы снискать популярность, заработать денег и еще много чего другого. К счастью, та публика, для которой мне приходилось играть, никогда не проявляла ко мне подобного неуважения или недоверия. Но я знаю наверняка, что многие, когда я только появилась, заочно сделали обо мне выводы, основанные на некоторых из этих стереотипов. При этом не побывав ни на одном моём выступлении. Большинство из них позже изменили своё мнение, но такие вещи все время заставляют тебя быть в тонусе: всякий раз, готовясь к выступлению, ты относишься к нему более ответственно, потому что с тебя спрос больше. Стоит тебе сделать ошибку, как найдется кто-нибудь, кто скажет: "А, баба за пультом!", в то время как парням - ди-джеям ту же ошибку простили бы. Поэтому я замечаю, что девушки (и здесь я говорю действительно о девушках-ди-джеях, а не о всяких стрип -дивах с коммерческим или порнографическим подходом к пульту) играют аккуратнее и точнее, потому что понимают, что они не имеют права на ошибку. В то время как мужчины, подгоняемые своим тестостероном или алкоголем, могут рубить грубо и резко, впадая в эйфорию от игры, так как они не рискуют попасть под шаблоны типа: "сиськами выруливает" или "косячит, потому что бабы не умеют играть". Но опять же, не стоит здесь соблазнять себя новыми стереотипами в отношении мужчин, поэтому я просто скажу так: всё зависит от человека, а не от половых признаков.
- Чем ты ещё занимаешься, кроме ди-джеинга?
Музыкой. Мне повезло, но мое самое сильное увлечение является и моей профессией. Официально то, чем я занимаюсь, называется "международный культурный проектный менеджмент". Но если убрать этот пафос, то остаётся весьма занятное времяпровождение: я несу ответственность за ряд музыкальных проектов сотрудничества между Россией и Норвегией. Например, планируется проведение джазового фестиваля в каком-нибудь норвежском городе, и мне необходимо найти российских артистов и обеспечить их приезд туда, в целом это будет один проект. Проекты могут происходить на территории обеих стран, включать в себя один концерт, целый тур по городам или большой фестиваль. И проектная работа включает в себя все этапы планирования, от поиска финансирования и заканчивая сопровождением группы к месту выступления. Это интересная работа, но её минус в том, что у неё нет точки: постоянно что-то происходит, одно наслаивается на другое, поэтому ты уже не разделяешь свою жизнь и работу, всё сливается в одно целое, и понятия, как личное время, просто исчезает. Но с другой стороны такая работа позволяет мне присутствовать на совершенно разных фестивалях в разных городах России и Норвегии совершенно бесплатно, где я впитываю много новой, интересной музыки, которая формирует мой музыкальный багаж, что в свою очередь сказывается на том, какие пластинки я выберу в следующий раз в магазине. Этф работа позволяет мне постоянно находится в музыкальной среде, общаться с музыкантами разного уровня и разных стилей. Это бесценный опыт. На днях я уезжаю на фестиваль акустической и электронной музыки в Осло By:Larm, и возьму с собой несколько волонтеров из Мурманска для работы там. Летом те же ребята поедут со мной на фестиваль в Дании Roskilde, который собирает около 70 тысяч человек каждый год. А осенью мы планируем сделать фестиваль в Мурманске. Надеемся, что мы успеем его сделать в этом году, но если нет, то в следующем. Он станет первым международным фестивалем акустической и электронной музыки в нашем городе. Сделать его реальностью - для меня сейчас задача номер один. И все мои силы уходят на это: для меня он как ребёнок, потому что идею фестиваля я вынашивала очень давно, а уверенность в том, что это осуществимо, у меня появилась только летом, когда я почувствовала, что накопленного опыта будет достаточно, чтобы инициировать этот процесс.
- А ты сама пишешь музыку?
Ну, естественно, что такое постоянное купание с головой в музыке не может пройти бесследно. Первые пробы я начала делать где-то полгода назад, в кубейсе, но потом поняла, что более эффективным является наше сотрудничество со Славой Славарём, мурманским музыкантом. Я наигрываю мелодии на миди-клаве, потому что это более естественный для меня. Способ воспроизведения музыки, возникающей у меня в голове, потом Слава их обрабатывает в компьютере, компанует, сэмплирует и так далее, а я сижу рядом и поддакиваю или поднекиваю, но мы редко спорим, у нас похожий вкус и взгляд на музыку. Процесс занимает всегда очень много времени, иногда к нам присоединяется Графит. Свой первый трек Эмо-техно мы написали именно с ним. Но для того, чтобы так собираться, нужно находить время, а я большую часть времени нахожусь в Норвегии, да и Слава часто ездит то в Питер, то в родные Полярные Зори, поэтому нам бывает тяжело состыковаться. И это очень жаль, потому что часто бывает, что я засыпаю или просыпаюсь с мелодией или идеей сэмпла. Видимо, пора покупать нотные тетради и записывать музыку на бумагу, По-старинке.
- У тебя есть мечта?
Это мечта, которую я стараюсь видеть своей целью. Мне бы хотелось посвятить себя музыке настолько, чтобы только ей одной и заниматься. Я буду стремится к тому, чтобы уделять ей как можно больше времени, чтобы она потом отплатила мне тем, что заполнила бы всю мою жизнь, и вытеснила бы из неё все лишнее, чем мне приходится заниматься для того, чтобы обеспечивать себя. Но это идеальный мир, который может построить только тот, кто действительно этого захочет.
Мария Пантелеева.
Фото из архива Лизы.