Пусть меня научат

Jul 22, 2015 17:22

Я узнаю в себе две разные мотивации к учебе - условно “я хочу научиться” и “пусть меня научат”. Слова, конечно, не передают всего, эта разница больше ощущается - я могу говорить о чем-то “я хочу научиться”, но это “хочу" будет каким-то легковесным. “Научиться” здесь будет иметь такой оттенок вещи, которую я хочу купить, хотя она мне не очень-то необходима, но симпатичная, да и деньги есть - почему бы и не порадовать себя?

Вот в обратную сторону у меня слова работают точнее: если я чему-то действительно хочу научиться, то говорить об этом “пусть меня научат” вызывает ясно ощутимый внутренний протест. Что-то внутри отвечает “нет, я не хочу, чтобы мне давали готовое - я хочу сам!”. Я не против заимствовать и перенимать чужой опыт - но я могу без этого обойтись, и мне в каких-то местах даже необходимо обойтись своими силами. Научиться - это не про поход в магазин за готовыми покупками, это про путешествие в неизведанное, про создание чего-то нового своими руками. Я создаю свой собственный навык, изобретаю собственное знание, нахожу собственный взгляд. Это одновременно очень ясно детская энергия любопытства, открывания мира - и столь же ясно взрослая ответственность за выбор того, что важно, за то, что никто не научит меня моей жизни.

Я замечаю иногда, что, парадоксальным образом, обилие предложений “научить” - подавляет мое собственное желание научиться. Когда я оглядываюсь по сторонам, и вижу как много всего люди уже напридумывали в интересующей меня области - мне кажется, я сам никогда не успею напридумывать что либо сравнимое. Мне кажется, что надо сперва все вот это изучить и переварить, а потом уж можно браться что-то свое создавать. В духе “закончи сперва институт, потом уже…” Но часто оказывается, что за время "учебы в институте" искорка желания - вот эта детская ее часть, с которой обычно у меня все и начинается - она успевает угаснуть. Чем больше я привыкаю доверять учителям и учебникам в том, как правильно, как нужно - тем меньше у меня остается доверия своей собственной интуиции. Последние пару лет я часто сознательно фильтрую даже интересные предложения “научить” ради того, чтобы дать больше времени вырасти и оформиться моему собственному интересу.

Возможность сойти с асфальтированной дороги, задержаться на понравившемся перекрестке, неделю играться с маленькой но интересной темой - все это очень сложно вписывается в эффективный учебный план, в ритм группового обучения. Нужно довольно много внутренней смелости чтобы рискнуть отстать от группы, проигнорировать то, что преподаватель уже перешел к новой теме, и задержаться с тем, что мне сейчас важно и интересно - но без этой возможности выбирать персональный маршрут новую территорию не освоить.

личное

Previous post Next post
Up