Когда-то давно, еще в мою бытность школьницей, мне на глаза попалась публикация в одном известном глянцевом журнале. Корреспондентка рассказывала о своем опыте работы моделью для массажа, боди-арт моделью и натурщицей. Спустя много лет подобная возможность выпала и мне : студенты Института архитектуры и дизайна искали натуру на акварельный портрет. Я согласилась. Всего занятий было четыре, в каждое из них я сидела на не слишком удобном стуле под ярким жарким софитом, повернув голову влево. Меня попросили принести головной убор - чтобы композиция была не слишком простой.
Накануне первого дня новой работы я ужасно волновалась, выбирала вещи, решала, какой макияж будет уместнее. Задумалась о том, что мне должно быть комфортно и придется выглядеть одинаково 4 раза: мой выбор пал на серо-бежевый свитер с v-образным вырезом, джинсы, светло-бежевый же берет (ребята сказали, что я похожа на француженку). Макияж тоже был спокойным в бежевых тонах со светло-коралловыми румянами.
Придя в аудиторию, я была сильно удивлена: в одной комнате стояли две постановки натюрморта, гипсовые головы, стул для натуры на помосте, полки с пустыми и заполненными иллюстрациями планшетами, софиты, проросшие луковицы (!). Куда же поместятся все студенты? Восемь человек в подгруппе, которая будет писать мой портрет, как выяснится позже, встанут плечом к плечу, чтобы провести так четыре занятия по три часа.
Первый час первого занятия пролетел незаметно: я искренне думала, что прошло от силы минут 15. Я хотела во время позирования слушать аудиокнигу, но шуршание карандашей по бумаге, стук кисточек в стаканах, тихие разговоры студентов между собой и комментарии Натальи Викторовна Красиковой (старшего преподавателя кафедры изобразительных искусств) оказались гораздо интереснее - я внимала этому шуму мира искусства и наслаждалась! Иногда Наталья Викторовна подходила, чтобы показать тень, оттенок цвета, место, на которое стоит обратить особое внимание при написании портрета. Ее руки пахли мандаринами, а мягкий голос расслаблял - мне уже не было страшно позировать восьми малознакомым людям.
В течение первого занятия ребята делали набросок в карандаше, и только одна девушка успела начать акварелью. На втором кое-кто увидел меня уже другой - пришлось переделывать карандашные рисунки. Некоторые начали работать акварелью. К третьей паре часть подругппы уже заканчивала, ребята маялись бездельем и старались отойти от планшета, дабы не пририсовать лишнего и не испортить работу.
Между третьим и четвертым занятиями прошло две недели: я болела и не могла работать лицом - позировать. Сейчас, пересматривая фото с первых трех занятий, я сильно удивляюсь: разве эта девочка, смешно скривившая рот - я? А эта, примостившаяся на неудобном стуле и повернувшись полубоком? А вот та, с криво надетым беретом?..
На четвертом занятии почти все молчали - дорабатывали портреты акварельными карандашами; эта кропотливая работа требует тишины и сосредоточенности. Я размышляла: «Удивительно, как люди воспринимают цвета. Я, далекая от искусства, вижу все просто, односложно, четко. Студенты же знают страшное слово «рефлексы» и видят на моем лице зеленую тень, на шее - розовое пятно, а возле носа - синюю игривую точку. Хотя с утра я сделала идеальный тон лица» - ну да не будем сейчас вдаваться в особенности моего ежедневного макияжа.
Итак, пара окончена, портреты написаны, Наталья Викторовна предлагает ребятам выставить свои работы в ряд: она выставит оценки и расскажет о недочетах и удачных сторонах рисунков. Я вместе со всеми затаиваю дыхание: мне интересно, какие баллы получат те портреты, что нравятся мне сильнее остальных.
Трое в группе - признанные портретисты: вот чьи работы импонируют мне больше всего. У Кати я получилась земляного цвета, оттенков прелой осенней листвы. Даниил писал меня медленно и аккуратно, боясь ошибиться и испортить работу - из под его кисти вышла нежная, пастельных оттенков, если можно так сказать об акварели, весенняя девушка. Аня увидела тень так, что у меня появился второй подбородок; жаль, что у нее был не самый удачный ракурс. Рита, худая скромная неразговорчивая девочка, и меня написала угловатой, резкой, закрытой - да, черты характера создателя всегда отражаются на его творении. Даша, одна из тех портретистов, которых я уже упоминала, пропустила одно занятие, однако, это не помешало ей выполнить работу в полном объеме.
Честно сказать, я ожидала худшего. До этого мой портрет рисовали два раза, однажды даже известный барнаульский художник - ни разу эти творения не были даже капельку похожи на меня настоящую того времени. Восемь планшетов с акварельной мной: специально сравниваю с фото того дня - и правда есть сходство. У всех разная, но похожая. Естественно, ведь все эти 8 человек стояли вокруг помоста со стулом, на котором сидела я - каждый видел меня с определенного ракурса. Мне приятно, что меня запечатлели, согласитесь, не каждый день тебя рисуют, пусть и только начинающие художники…
Вот какой меня увидели студенты Института Архитектуры и Дизайна: