В процессе чтения

Apr 10, 2012 00:42

Знающие товарищи утверждают, что для того, чтобы чтение книг приносило настоящую пользу, просто читать - недостаточно, с книгой надо работать - выделять ключевые/заинтересовавшие моменты, записывать возникшие в процессе чтения мысли/вопросы и тому подобное. С такой точкой зрения сложно не согласиться, но такой подход чреват определенными сложностями - и если к карандашным/маркерным пометкам/выделениям и куче закладок, которые делают книгу похожей на ежа, я отношусь достаточно спокойно, то вот с записью чего бы то ни было в процессе чтения бывают проблемы - поля в нынешних изданиях обычно такие, что не только доказательство теоремы Ферма не влезет, но и формулировку не всегда уместить получится. Бывают, конечно книги со специально отведенными под заметки чистыми листами в конце - но это тоже не очень удобно - обычно, когда хочется что-то записать, хотелось бы в процессе видеть текст, по которому ты что-то комментируешь. Ещё есть вариант завести спецблокнот для подобных целей - в свое время такой спецблокнот даже был по случаю закуплен, но вот с практикой его использования у меня пока что-то не задалось - в тот момент, когда хочется в процессе чтения что-то почиркать, блокнота никогда не оказывается под рукой. Тешу себя надеждой, что с приобретением ебука этот вопрос будет решен кардинально, а пока, для комментариев, возникающих по ходу чтения бумажных книг, попробую использовать ЖЖ. (да, согласен, звучит странно - но компьютер с интернетом мне в процессе чтения зачастую найти гораздо проще, чем этот чертов блокнот :) )


Как я уже писал - "сейчас начал читать Пиаже - "Речь и мышление ребенка" - там, наверное, тоже будет про что написать" - Пиаже не разочаровал, желание что-то отметить возникло на первых же 15-ти страницах - причем не один раз. По порядку:

1. "Например, к самым примитивным словам ... относятся любовные крики, служащие предисловием к половому акту: как следствие, такие слова, а так же все слова, намекающие на этот акт, наделены непосредственной возбуждающей силой" - не, слов, намекающих на этот акт, я знаю в количестве - но вот "крики, служащие предисловием" меня заинтриговали - может, мы с женой себя чего-то важного лишаем? Так ведь и брак может под угрозой оказаться... Если среди читателей поста найдутся знатоки вопроса - просветите, что кричать-то надо?

2. Вторая заметка не такая хохмаческая. В процессе чтения споткнулся о фразу "Он просто громко думает перед своим собственным рисунком, как простолюдины бормочут, работая". Не сразу сообразил, что меня тут смутило, но потом догадался - не могу представить в современной научной работе (посвященной именно современному обществу, а не исторической, к примеру) использования определения "простолюдины" или какого-нибудь ещё сословного определения (ещё раз подчеркну - речь именно про научные публикации. определения, которые разнообразные представители либеральной общественности в публицистике используют, я в курсе, "простолюдины" по сравнению с этим - так, детская шалость - но в науке этот тренд, слава богу, пока что не прижился)... Работа, к слову сказать, написана примерно в 1922 году - сразу вспомнилось, когда в штатах начали сегрегацию ликвидировать. Автор - профессор крупнейших университетов европы, директор института Ж. Ж. Руссо - однако вот такое вот в работе встречается - заставило задуматься. (я конечно понимаю, что есть ещё вариант неточного перевода - но книга переведена в СССР в 1930 году - а тогда, я думаю, употребление подобных терминов у нас должны были контролировать серьезно - вряд ли бы переводчик мог использовать его просто по своему желанию, без доказательства того, что автор тут хотел сказать написал именно так, как перевели)

книги

Previous post Next post
Up