Рига. Последний день лета.

Sep 03, 2013 18:22

Собираясь в Ригу, поскребыши воспоминаний о Прибалтике сбились в жидкую кучку, ибо ни в Латвии, ни тем более в её столице я ни разу не была. Вспомнился пионерский Артек, где пришлось делить одну комнату со скупыми на эмоции девочками-латышками, глиняные бутылочки рижского бальзама, которыми гордились соседи за его согревающие и лечащие чудо-свойства, и отчего-то из закоулков памяти яркими пятнами проявились фильмы рижской киностудии с рыжей бестией Мирдзой Мартинсоне и долгой путешественницей в дюнах Лилитой Озолиня. Ясно: Латвия могла преподнести страсти, скрытые за внешним спокойствием, сырые ветры Балтики и встречи с необычной «заграничной» архитектурой -спасибо фильмам рижской киностудии - и красивыми людьми -опять же, спасибо той же киностудии.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я абсолютно доверилась своей спутнице, Ленка-спасибо: твоя Рига юности всколыхнула даже то, чего я помнить априори, казалось, не могла: детскую радость от какого-то сказочного, андерсоновского, градостроения и неведомую тягу к балтийскому «ручному» песку.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Итак, быстрая ночь в поезде Москва-Рига, и вот субботним утром мы в Риге. Последний день лета. Тридцать первое августа.
Небо хмурится.
- Тут всегда так,- говорит Ленка,- Лишь бы дождя не было.
Злые языки говорят жестче: «Прибалтика-сопли Европы». Значительная доля правды в этих словах определенно есть: «количество солнечных дней в году не превышает сорока. Самый дождливый месяц -сентябрь», утверждают справочники и не думаю, что они врут. Однако ж молимся, который раз уже, и, о-чудо, через час-другой выглядывает солнце. Сначала робко, потом всё настойчивее разгоняя теплом тучки и, финально, уверенно единолично закрепляясь на небосклоне. Быстро заселяемся в отельчик («Хостел Плюшевого Мишки» в центре Риги, экономим ага, но люксовый двух-местный номер за смешные деньги и даже завтраком и Wi-Fi, вполне тянет на обычный, который был бы явно дороже: http://www.teddyhostelriga.com/ru ) и едем на электричке в Юрмалу. По дороге вытягиваю из Ленки всё, что она знает о местах, где когда-то у её родителей была дача.
- Курортный город начинается в сосновом лесу у места впадения реки Лиелупе в Рижский залив и тянется километров тридцать вдоль побережья. Река течет параллельно побережью. Между рекой и побережьем - это и есть Юрмала, в основном дачи.
- И ваша? Сейчас бы на ту дачку, да? -вопрос, скорее, провокационный. Где та Юрмала? Где та дача? Прошло больше двадцати лет.
Выходим на станции Лиелупе. Она в начале юрмальской череды Приедайне - Лиелупе - Булдури-Дзинтари-Майори (эти три станции - центр города) - Дубулти-Яундубулти- и далее ещё несколько станций-районов.
Идем минут десять, проходим юрмальское кладбище.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Немножко бродим между католическими скромными надгробиями и вот они-дюны: мелкий-мелкий песок делит море и прибрежную зелень небольшой, метров двести, полосой. Море мелкое, потому и дюны. Идти по воде можно метров пятьсот, пока ноги потеряют твердь, и получится поплыть. Дурачимся, фотографируемся в прыжках кто выше и затейливее и очередной раз убеждаемся в своей неотразимости.


«Minolta DSC» на Яндекс.Фотках

Падаем на песоки в полном бессилии. Бутылочка пива, внезапно появившаяся из Ленкиной сумочки, бальзамом усмиряет эмоции. Хорошо-то как: тепло, тихо, благодать. Иногда поднимаем голову, чтобы посмотреть на людей. Влажный песок вдоль моря утрамбован так, что основную массу гуляющих составляют велосипедисты и молодые люди с детскими колясками. Ещё дети строят прямо у кромки готические замки с высоченными шпилями песочных нагромождений.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Есть и купающиеся, но мало. Ещё я заметила двух аквалангистов, чьи головы темными точками мелькали на поверхностью, но вот что они там искали так и осталось для меня загадкой. Неужели сказочный янтарь? Наблюдать интересно.
-Только фотографируй аккуратнее, тут много тех, кто не любит, когда за ними наблюдают.
-Накостыляют? - группки накаченных тел, азартно гоняющих по песку мячи или перекидывающих их через волейбольную сетку, легко могли подтвердить мои опасения. Тела принадлежали молодым и совсем не очень молодым мужчинам, изредка женщинам.. Проблески радости от удачно выписанного па время от время озаряли их, застегнутые на все пуговицы лица, но ненадолго.
-Просто известные люди. Отдыхают они тут. Им лишнее внимание не нужно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Так, любопытно «моционя» с небольшими привалами, глубоко впитывая морской воздух, перебирая босыми ногами теплый песок, изредка меся этими же босыми ногами морские невысокие барашки, доходим до Дзинтари. С открытой площадки концертного зала слышны молодые голоса («Новая волна», фестиваль юмора «Юрмалина», фестиваль КВН «Голосящий КиВиН» -это конечно в прошлом, сейчас к вечернему концерту разминает голос кто-то из совсем молодых и совсем неизвестных)-небольшой на самом деле зальчик, плотно окруженный соснами, и попали на улицу Jomas Street. По сути, Йомас, что в переводе с латышского языка означает «песочные волны» - это обычная пешеходная улица, по которой гуляют только отдыхающие, на которой расположены магазины только для отдыхающих и на которой эти самые отдыхающие очень внимательно рассматривают друг друга, так как больше смотреть не на что. Мы тоже отдыхающие, поэтому смотрим по сторонам и выносим на память магнитики с янтарными вкраплениями и черепашку-символ Юрмалы, все в тех же капельках янтаря. Дальше путь -на железнодорожную станцию, ибо пора возвращаться. Железнодорожная станция «Майори» («Majori») находится как раз на берегу реки Лиелупе. Но только мы присели похрустеть стаканчиками с мороженным и приготовились в ожидании созерцать затейливый изгиб реки - тут она от моря совсем близко, как заметили вдоль улицы какое-то радостное людское движение. Друг за другом ехали ретро-автомобили. Много. Казалось, поток не кончится никогда. Довоенные Кадиллаки, сорока-летние мерседесы, форды разных периодов, волги и некоторое количество мотоциклов. Из окон авто и через крыши кабриолетов, ушедшего недавно века, нам улыбались люди в костюмах того же ушедшего века и затейливо сигналили гудками и флагами. На одном из мотоциклов была замечена крупная дама в каске фашистского рейха. Она тоже радостно сигналила и улыбалась. Уже потом я прочитала, что в Юрмале есть музей ретро-автомобилей. Видимо, нам просто повезло присутствовать на их «прогулке». Потрясающее по своей необычности зрелище. Зажав салфетками капающее из хвостика трубочки мороженное, мы подошли к проезжей части как можно ближе и, не скрывая порывов, как дети, ей- Бо, начали, как и все вокруг, махать руками, подпрыгивать и улыбаться. Нам определенно нравилось не скрывать своих эмоций.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пора сказать немного о латышских деньгах. Себе, чтобы не забыть, ну и может кому интересно будет. Страна относится к евро-зоне, без шенгена не прокрадешься, но поскольку евро по стране вводится официально только с 1 января 2014, в обращении ходят в основном латы. Хотя и евро принимают к оплате охотно. На 620 кровно заработанных российский рублей дают 10 лат. Это офф.курс. Но лучше местную цену умножать на 65. Именно по такому курсу с нас сняли при пересчете с карточки, когда расплачивались в кафешке. Как живут местные? «Размер средней зарплаты после уплаты налогов во составляет 361 лат, и по размеру «на руки» пока находится на уровне Латвии 2007 года.» Н-да, на 22 т.р. в месяц вроде бы не особенно разгуляешься, да и цены в кафе со средним счетом поужинать 1 т.р. на человека как бы говорят о каких-то тайнах. Но мне кажется, тайн тут нет. Как живут коренные латыши не заметно вообще, из-за обилия праздно-шатающихся уверенных, дорого одетых и находящихся в отличной физ.форме отдыхающих.
Вечером прогулки по ночной Риге почти не случилось.


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Мы только успели съесть по кусочку прожаренного мяса и выпить за счастье находиться в этом сказочном городе, не забыли также профессиональный праздник «день работников нефтяной и газовой промышленности» («Мы-нифтяники. И у нас фсё нифтяк!»), как начал накрапывать дождик. Рига как будто спохватилась о столице «соплей Европы», и пришлось вернуться в отель уже по мокрым мостовым.
Просыпаться город начал ближе к десяти утра. Прогрохотали большие яркие мусоровозы, зашуршали столами и стульями работники бесконечных едален, потянуло первыми запахами кофе. Первые узкоглазые туристы, ведомые активными и громкими рижскими гидами, озирались в поисках прекрасного, а посмотреть в старой Риге было на что, и щелкали фотоаппаратами.

Небо всё также хмурилось, но мощеные кирпичики мостовых радовали сухостью. А уж стоило нам подняться на смотровую площадку собора святого Петра, как выглянуло солнце и показало старый город во всей немыслимой прелести. Сверкали яркие крыши -теперь я точно представляю как жилось Карлсону и на каких именно крышах он набирался «самого расцвета сил»; по Даугаве скользили парусники, заигрывали с облаками флюгеры на шпилях: золотой петушок, черные блестящие кошки и другая мистическая живность. В город невозможно было не влюбиться. А уж после прослушивания органа в одном из соборов, кусочка проповеди -падре был убедителен даже на непонятном языке; в город хотелось вернуться ещё.
Сувениры выбирали из последних сил. Многообразие радовало, но усталость брала своё, и каждый окончательный выбор давался всё медленнее. Что удивительно, в магазине керамики продавец-латышка на наши вопросы отвечала на латышском, но сказать, что мы не понимали друг друга совсем нельзя.

Кстати, «сопли Европы» всё-таки проявили себя во всей красе: поезд уходил с вокзала под плотный моросящий дождь. Но даже несмотря на это, в город хотелось вернуться. Чтобы минуя, сесть на электричку и упасть на мягкий, мелкий, чистый песок рижских дюн. Я не верю, что солнечная погода там только сорок дней в году. Договоримся с небесами, и, надеюсь, весомая крупица из этих сорока перепадет нам снова.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Previous post Next post
Up