May 24, 2017 00:59
Здравствуйте мои уважаемые почитатели. В последнее время для меня стала актуальна тема любви, может праздник «День святого Валентина» ее навеял, а может мои жизненные приоритеты. Все началось с банального раздражения и как следствие осложнение взаимоотношений с дочерью. Стала анализировать и прорабатывать свой эмоциональный мир. Пришла к простому и вместе с тем такому значимому и загадочному понятию как любовь. Откуда она берется? Что является ее источником?
Думаю, каждый человек на земле, хотя бы раз в жизни задавался подобными вопросами. Я тоже в подростковом возрасте искала ответы на эти вопросы. Сейчас же возникло желание заглянуть в свои сокровищницы и написать о них. Верю в развитие по спирали и на данном витке тема любви для меня уже не как вопросы, а как истина со многими гранями. А ядро этой истины сама любовь. Там где царит любовь, там - счастье и успех!
Начало пути
В юные годы на меня произвел впечатление отрывок из книги «Консуэло» Ж.Санд. «Понимаю. Ты хочешь, чтобы я дал тебе формулу человека, подобную формуле бога. Божественное триединство должно встречаться во всех твореньях бога; каждое творение божье должно повторять божественную природу, но каждое по-своему, то есть каждое - сообразно своему виду.
Лейбниц понимал великие истины, но не разделял нелепого презрения, с каким наш невежественный век относится к древности и к христианству. Он осмелился сказать, что в навозной куче средневековья жемчужины. Да, жемчужины! Еще бы! Истина бессмертна, и все пророки познали ее. И вот я говорю тебе вместе с ним, но с еще большей уверенностью, что человек триедин, как бог. И это триединство на языке людей называется: ощущение, чувство, познание. А единство этих трех понятий образует человеческую триаду соответствующую божественной. Отсюда проистекает вся история, вся политика, и именно отсюда должен ты черпать истину, как из вечно живого источника. Да, пришло время, когда три свойства человеческой природы снова готовы разъединиться, и это разъединение подорвет основы общества, религии и политики. Что же произойдет тогда?
Ощущение породит своих лжепророков, и они будут превозносить ощущение. Чувство породит своих лжепророков, и они будут превозносить чувство. Познание породит своих лжепророков, и они будут превозносить разум. Последние станут гордецами и будут похожи на сатану. Вторые станут фанатиками и будут одинаково готовы впасть в зло и шагнуть на встречу добру, но без критерия уверенности и без правил. Остальные станут тем, чем, по словам Гомера, сделались спутники Одиссея от прикосновения волшебного жезла Цирцеи. Не идеи ни по одной из этих дорог, либо взятые по отдельности, они ведут к пропасти: первая ведет к материализму, вторая - к мистицизму, третья - к атеизму. Есть лишь одна верная дорога к истине - та, что отвечает всем сторонам человеческой природы, всей совокупности ее проявлений. Не сходи с нее.»
В то время я только начинала свой путь познания, и этот отрывок мне захотелось переписать, сохранить. Я нашла в нем много мудрости. Это был больше «жизненный маяк», нежели знания, которые изменили мою жизнь.
«Добро и зло» - диалектика максимализма
В следующий виток моего развития мною был запечатлен другой текст. «Счастливая любовь требует от человека душевные усилия и умения. Счастье любви в том, чтобы быть способным любить самому.
Любовь нельзя путать с влюбленностью, она может перерасти в любовь, а может и, нет. Обычно влюбленность возникает как следствие очень сильного чувства, связанного с возникновением душевной близости с другим человеком. Но сильное чувство интенсивной и страстной влюбленности - еще не доказательство силы любви, а нередко только показатель степени исходного одиночества этих людей.
Зрелая любовь - органический сплав чувственного влечения и психической потребности в человеческом тепле и интимной близости с другим. Влюбленный испытывает сильное и яркое чувство, но оно сконцентрировано главным образом на себе и своих переживаниях, поэтому он требователен, бескомпромиссен и часто эгоистичен. В зрелой любви центр тяжести отношений и чувств, сконцентрирован не на себе, а на партнере. Человек начинает думать и заботиться, прежде всего, не о себе, а о том, кого он любит, о его удобствах и интересах. Он больше отдает, чем берет, хочет счастья и самовыражения любящему человеку, старается всеми силами способствовать развитию индивидуальности любимого человека.
Умение думать, прежде всего, о другом человеке, способность получать радость, отдавая - это непременные спутники зрелой любви. Отдавание - высочайшее выражение силы богатства и благородства. Только человек, переполненный счастьем, может быть щедрым и расточительным. Только отдавая, выражает он богатство своего духовного мира.
Тот, кто боится отдать, в психологическом отношении слабый, бедный, нищий человек. В любви человек делится наиболее ценным из того, чем он владеет - своей радостью, своими интересами, своим пониманием мира.
Кроме умения и желания отдавать, дарить активный характер любви подразумевает заботу о любимом человеке, ответственность за него и глубокое понимание его стремлений и интересов.
Взаимное узнавание облегчается, если партнеры не считают, что все должно быть понятно само собой, без слов, а спокойно обсуждают недоразумения. Отношения между любимыми будут счастливыми, если они чаще говорят друг другу о любви и чаще беседуют о взаимных трудностях. Оречевление способствует осознанию как достижений, так и трудностей. Осознать трудность - сделать шаг к ее преодолению.
Психологическая совместимость, единство жизненных позиций и ценностных ориентаций, не мешая сохранению индивидуальности каждого, определяют благоприятный психологический климат между партнерами.
Конфликты возникают в следующих случаях: несоответствие идеалу женственности или мужественности; жертвенность - состояние при котором человек отдает и страдает; ревность.
В процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. Сначала интериоризируются оценки окружающих и в этом процессе формируется сомооценка. Став затем активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности. Разделяя с другими людьми свой духовный мир, он обретает бессмертие.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.»
Прорываясь через идеализацию вышеприведенного понимания любви, анализируя собственные пробы и ошибки, пришла к следующему витку развития.
«Сосуд любви» - истина в нас
На этом этапе мне хочется вспомнить отрывок из книги Г.Чемпен «Пять языков любви» (об этом я писала подробно в своей рассылке).
Итак, отрывок: Как сохранить "сосуд любви" наполненным.
«Любовь - самое важное слово в языке и самое загадочное. И древние, и религиозные мыслители соглашаются, что любовь играет главную роль в жизни человека. Нам говорили, что «любовь - замечательная штука» и что «любовь - это то, что заставляет землю вращаться». Тысячи книг, песен, журналов и фильмов приправлены этим словом. Многочисленные философские и теологические системы уделяют огромное значение любви. И Основатель Христианской веры хотел, чтобы любовь была отличительной чертой Его последователей.
Психологи пришли к выводу, что основная эмоциональная потребность человека - это чувствовать, что его любят. Ради любви мы можем покорять горы и пересекать моря, побеждать зыбучие пески и преодолевать невыразимые трудности. Без любви горы становятся слишком высокими, моря просто невозможно пересечь, пески становятся непреодолимыми, а трудности кажутся нашим уделом в жизни. Павел, апостол Христа для язычников, сказал, что любые достижения человека ничего не значат, если они не мотивированы любовью. Он делает вывод, что в последней сцене драмы человечества останутся только 3 героя: «вера, надежда и любовь. Но самая большая из них - любовь».
Если мы соглашаемся с тем, что слово «любовь» пронизывает человеческое общество как сейчас, так и на протяжении всей истории, то мы должны согласиться и с тем, что это самое загадочное слово. Мы используем это слово в самых различных ситуациях. Мы можем сказать: «я люблю бутерброды» и тут же мы говорим: «я люблю свою маму». Мы говорим о любви к каким-то занятиям: люблю плавать, люблю кататься на лыжах, люблю охотиться. Мы любим предметы: еду, машины, дома. Мы любим домашних животных: собак, кошек, даже рыбок и улиток. Мы так же любим природу: деревья, травы, цветы и погоду. И мы любим людей: мать, отца, сына, дочь, родителей, жену, мужа, друзей. И слово «влюбиться» имеет тот же корень.
Даже если вся эта путаница еще не озадачила вас, то обратите внимание, что люди часто используют слово «любовь», чтобы объяснить свое поведение. «Я сделал это, потому что я люблю ее». Этой фразой оправдывают самые различные поступки. Человек вступает в сексуальные отношения вне брака, изменяя своей жене, и называет это любовью. С другой стороны, священник называет это грехом. Жена алкоголика убирает погром после последнего запоя своего мужа. Она называет это любовью, но психолог скажет, что это зависимость. Родители потакают всем прихотям ребенка, называя это любовью. Семейный терапевт назовет это безответственным отношением к обязанностям родителя. Что же на самом деле значит слово «любить»? Как должен поступать тот, кто любит?
Цель не разбираться во всех недоразумениях, связанных со словом «любовь», но сфокусироваться на том смысле этого слова, которое необходимо для нашего эмоционального здоровья. Детские психологи утверждают, что у каждого ребенка есть определенный набор основных эмоциональных потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы ребенок был эмоционально здоровым. Среди них нет ни одной потребности важнее, чем потребность в любви и привязанности, жажда ощущать себя желанным и нужным кому-то. Если ребенок получает достаточно внимания, то, скорее всего, он вырастет надежным, эмоционально устойчивым человеком. Не получив достаточно любви, он или она будет эмоционально и социально нестабильным.
Однажды я услышал следующую метафору, и она сразу мне понравилась: «В душе каждого ребенка существует особенная «эмоциональная емкость», которая должна быть наполнена любовью. Когда ребенок действительно чувствует себя любимым, он развивается нормально, но когда эта «емкость для любви» пуста, ребенок начинает плохо или странно себя вести. В основном причиной непослушания и ненормального поведения детей является именно пустая «емкость любви». «Я слушал доктора Росса Кэмпбела, психиатра, специализирующегося на случаях жестокого обращения с детьми и подростками.
Слушая, я думал о сотнях родителей, которые в моем офисе возмущались проступками своих детей. Я тогда не видел, пустую «емкость для любви» в сердцах этих детей, но последствия этого я видел четко. Их плохое поведение просто было неосознанным и ненаправленным поиском любви, которой они не ощущали. Они искали любви во всех неправильных местах и всеми неправильными путями. Я вспоминаю Эшли, которая в свои 13 лет страдала от болезни, передающейся половым путем. Это был сокрушительный удар для ее родителей. Они сердились на Эшли. Они были разочарованы школой, в которой, по их мнению, она научилась плохому. Ну почему она сделала это? - восклицали они.
В самой основе существования человечества лежит желание быть кем-то любимым и иметь по-настоящему близкие, интимные отношения. Брак предназначен для того, чтобы удовлетворить эту нужду в близости и любви.»
Поэтому, в настоящее время, для меня стало важным поддерживать мой «сосуд любви» в достаточном и процветающем состоянии.
Работая и анализируя детские проблемы, наблюдая детско-родительские взаимоотношения убеждаешься, что уровень «сосуда любви» у ребенка полностью зависит от того на сколько такой же «сосуд» наполнен любовью у родителей. Наблюдаю много родителей, которые искренне не понимают что болезни и определенные черты характера ребенка связаны с ними самими. А именно, эмоциональное состояние родителей, их установки, стереотипы мышления, взаимоотношения мужа и жены, а так же их отношения со старшим поколением в семье, с их родителями.
В заключении, желаю всем нам любви, что бы каждый миг нашей жизни наполнялся смыслом, желанием и умиротворением.
Помните, моя любовь и поддержка всегда с вами.
Успеха и Счастья, Маргарита
личное,
ЛЮБОВЬ